На несанкционированных акциях 23 и 31 января в Москве были ранены 19 протестующих, а также зафиксировано 22 случая применения насилия к силовикам. Об этом говорится в заявлении Совета по правам человека (СПЧ).
В СПЧ отметили, что среди пострадавших есть те, кто не принимал участия в акциях. В сообщении также сказано, что отмечены случаи задержания журналистов, у которых были служебные удостоверения и редакционные задания.
Вместе с тем в СПЧ подчеркнули, что акции не могли быть согласованы из-за пандемии. «Надо также отметить, что выбор места для протестных акций в Москве на Лубянской и Манежной площадях носил конфронтационный характер», — заявили в совете.
Там добавили, что вызывают обеспокоенность «призывы к несовершеннолетним участвовать в протестах, которые наблюдались перед акцией 23 января», так как подвергать детей опасности недопустимо.
В совете добавили, что владеют информацией о нарушении регламентов работы с задержанными, к которым не допускали адвокатов и членов общественных наблюдательных комиссий из-за плана «Крепость». «Сотни задержанных провели ночь в автозаках, автобусах, в отделах полиции, в неприспособленных для ночлега помещениях, без оформления протоколов, без еды, воды и лекарств», — заявили в СПЧ.
В сообщении также сказано, что вызывает тревогу информация СМИ о распространении в Telegram-каналах призывов собирать и публиковать в открытом доступе персональные данные сотрудников правоохранительных органов, их родных и близких. В СПЧ заявили, что это серьезное нарушение права на тайну частной жизни, которое должно быть немедленно прекращено.
Совет предложил обеспечить условия для беспрепятственной работы журналистов на протестных акциях. СПЧ сообщил, что информировал президента о проблеме на заседании 10 декабря 2020 года, результатом стало поручение принять меры по обеспечению в субъектах Российской Федерации прав журналистов. СПЧ призвал региональные союзы журналистов и иные организации журналистского сообщества принять активное участие в реализации поручения.
Еще одно предложение СПЧ — нормативно урегулировать деятельность общественных наблюдателей на согласованных и несогласованных публичных мероприятиях, определив круг их прав и обязанностей. Совет также предложил инициировать дискуссию о смягчении карантинных ограничений в отношении публичных мероприятий, в том числе, политических и профсоюзных.
Из-за переполнения спецприемников и ИВС прокурорам было предложено принести апелляционные представления для отсрочки исполнения постановлений судов о назначении административного наказания. Кроме того, по всем зафиксированным случаям нарушения прав журналистов, участников протестных акций и сотрудников правоохранительных органов предложено начать проверку.
«Совет призывает все структуры гражданского общества к конструктивному диалогу с органами государственной власти, направленному на реализацию вышеуказанных предложений», — заявили в СПЧ.
Акции в поддержку Алексея Навального (учредитель ФБК — фонд включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента) прошли в городах России 23 и 31 января. На первую акцию, по данным правоохранительных органов, вышли около 2 тысяч человек, на вторую — около 4 тысяч.
2 февраля в центре Москвы были усилены меры безопасности после появления в соцсетях призывов к несогласованной акции на фоне судебного процесса в отношении Навального. По требованию полиции до особого распоряжения были закрыты станции метро «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Театральная» и «Александровский сад». На Манежной площади прошли задержания. Позднее в СМИ появилась информация о переполненных спецприемниках и «бесчеловечных условиях», в которых находятся некоторые задержанные.