Последний месяц зимы тяжело дался Северному полушарию нашей планеты. Аномальный «снегопад десятилетия» в Москве, подлинное стихийное бедствие с человеческими жертвами в американским Техасе, рекордно низкие температуры в Германии — кажется, природа специально испытывает все эти страны на выживание. Результатам таких стресс-тестов для российской столицы и штата Одинокой Звезды, а также тому, почему подобное случилось, эксперты дают сразу несколько объяснений.
«То, что в Америке разразилась такая климатическая катастрофа — это просто фантастика, говорит известный американист, доцент философского факультета МГУ Борис Межуев. — Когда я был в Техасе в 90-е годы, минусовая температура там была один день, это был единственный декабрьский день, и я умудрился там простудиться. Там минусовая температура отсутствует в принципе. В Москве такое количество снега я не помню со времен детства, в этом есть что-то общее, но, безусловно, городские службы Москвы и Техаса должны работать по-разному. Главная проблема в Техасе — расчистка линейных шоссе и то, что происходит в отдельных коттеджах, дворах. Проблема пешеходов там малозначима, логистика ориентирована на автомобилистов. В Москве тоже все меньше пешеходов, но в Техасе они — точно редкость. В этом смысле разница большая».
Судя по новостям из США, местные дорожники оказались совершенно не готовы к ледяному сюрпризу. Из-за образовавшейся на проезжей части наледи только в одном ДТП на северо-востоке Техаса одновременно столкнулись около 130 автомобилей. Шесть человек погибли, еще 65 получили ранения. Аналогично развивались события и в других отраслях — перебои с электричеством привели к падению температуры в жилых домах, и даже добыча нефти упала до такого уровня, что по прогнозам экспертов, будет восстанавливаться несколько месяцев.
«Не то чтобы на Техас это свалилось так, что там не знали, что такое бывает. Нет, они просто считают, что такого рода неприятности бывают крайне редко и их надо перетерпеть, справляться имеющимися силами, а держать ради них целые парки техники просто нецелесообразно. Ну, такой взгляд, — поясняет особенности американского менталитета профессор высшей школы урбанистики Григорий Ревзин. — Мы в Москве тоже, конечно, рассчитываем не на такой снегопад, а на гораздо меньший. То есть обычные нормы уборки снега у нас около пяти часов с момента выпадения. Вот за эти пять часов город должен вернуться в свое обыденное состояние. Но сейчас снега выпало настолько много, что вот уже несколько дней убираем. Хотя город весь функционирует, остались только дворы и второстепенные магистрали, то есть за день-то они управились».
Москве, действительно, досталось от природы намного сильнее Техаса. Аномальный снегопад, за несколько дней которого на город выпало больше 85 процентов месячной нормы осадков, сопровождался не менее аномальными морозами — градусники на московских метеостанциях зафиксировали температуру порядка 23,6 градуса ниже нуля. И тем не менее никаких серьезных последствий жители так и не увидели.
«Москва прекрасно справилась с рекордным снегопадом, просто пятерка, — уверен Григорий Ревзин. — Городские службы должны быть собой страшно горды и довольны. Вот она — пришла эта беда, и мы отлично справились: быстро, без существенных потерь. У нас не было такого, что районы отрезаны снегом на три дня и туда транспорт не может пройти, как было в Нью-Йорке несколько лет назад. Нет, у нас буквально через три часа все основные дороги были расчищены».
«Московские темпы и эффективность уборки снега находятся на хорошем мировом уровне, — соглашается профессор директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — У нас независимо от снегопада по главным дорогам города можно было проехать… Магистральная сеть города чистилась в так называемом патрульном режиме, когда техника идет фактически по кругу. Это в Москве поставлено, это очень серьезная работа, на которую требуется много техники».