В Общественной палате прошел круглый стол на тему «Как изменится российский цифровой рынок благодаря закону «о приземлении». Согласно закону, который вступает в силу с 1 января 2022 года, зарубежные цифровые ресурсы с суточной аудиторией более 500 тысяч российских пользователей должны открыть в России свои официальные представительства. Таким образом планируется решить сразу несколько проблем, связанных с обеспечением равных условий ведения бизнеса для отечественных и зарубежных компаний. Также это поможет обеспечивать цифровые права россиян.
По словам председателя комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, сложности с монопольным положением ИТ-гигантов существуют у всех стран.
«Цель заключается в одном — выстроить прямой уважительный диалог с ИТ-гигантами в целях соблюдения прав российских граждан. Он очень простой: во-первых, учредить филиал или представительство, чтобы иметь возможность представлять интересы своего учредителя, во-вторых, открыть личный кабинет на сайте Роскомнадзора и, в-третьих, разместить у себя на ресурсе ящик для обратной связи с российскими пользователями и организациями. Мы надеемся, что ИТ-гиганты эти требования выполнят», — рассказал он.
Хинштейн подчеркнул, что меры будут вводиться поэтапно. Генеральный директор «Института развития Интернета» по правовым вопросам Борис Едидин отметил, что российское законодательство находится «в авангарде» в части регулирования отношений в сети.
«Мне кажется, этим можно гордиться. Те правовые инновации, которые вводятся в России, затем адаптируются в других странах», – заявил он, отметив необходимость обеспечения равных правовых, налоговых и экономических условия для российских и зарубежных ИТ-компаний.
Едидин также поддержал позицию Хинштейна, назвав требования, которые предъявляются к иностранным компаниям простыми, но необходимыми.
«Развивая тему, нужно говорить о создании условий для приземления иностранных компаний в России и содействии их миграции в российскую юрисдикцию. Это возможно сделать — в России довольно мягкий налоговый климат, стимулирование отрасли», — отметил специалист.
Участники круглого стола заключили, что введение новых законодательных требований не приведет к уходу зарубежных цифровых корпораций с растущего рынка, который есть в России.
«Не стоит забывать, что даже если мы говорим про рекламные деньги, то уже в 2020 году интернет-реклама все равно показала позитивную динамику в четыре процента. И в целом рынок рекламы в интернете уже на сегодняшний день превышает 250 миллиардов рублей», — пояснил исполнительный директор ассоциации коммуникационных агентств России Валентин Смоляков.
Александр Хинштейн также напомнил, что примеры иностранных государств, где регуляторные меры сопровождались серьезным сопротивлением со стороны ИТ-гигантов, доказали: везде, где национальное законодательство изменилось, компании соглашались выполнять и выполняют требования.