Пандемия коронавируса не только изменила уклад жизни людей, привычную организацию процессов, но и выявила в ряде сфер новые зоны роста, новые вызовы, требующие сотрудничества и коммуникации всех сторон — и бизнеса, и государственных ведомств, и науки. Об этом в ходе прошедшей на Восточном экономическом форуме сессии «Партнерство против пандемии: антикризисные стратегии в медицине» рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
«Эти мартовские дни полтора года назад нас всех объединили в новом, уникальном формате взаимодействия между всеми ветвями власти, компаниями, организациями. Были найдены правильные грани взаимодействия между наукой, Министерством здравоохранения и его подразделениями в субъектах, и все внимание сфокусировалось на самых важных вещах — производстве вакцины, средств защиты», — отметил он.
Для Сбера это был вызов, связанный с необходимостью обеспечить непрерывность деятельности. «Группа компаний Сбер — это системообразующая компания, и мы не имели права останавливать нашу деятельность, ведь все привыкли к сервисам, которые есть в телефоне, к обслуживанию в банкоматах и офисах. Мы выделили критически важные функции и прилагали все усилия для того, чтобы обеспечивать непрерывность сервисов и функций», — отметил он.
Вторым вызовом, по словам выступавшего, стало обеспечение защиты сотрудников, особенно той команды, которая находилась на передовой линии. «Мы создали свой штаб еще до объявления пандемии и до сих пор боремся за каждого человека, попавшего в больницу», — рассказал он.
Вместе с тем, отметил Станислав Кузнецов, необходимо не только учитывать позитивный опыт, накопленный за время пандемии, но и смотреть на зоны роста. В частности, это касается развития коммуникации, информированности населения. «Грустно, когда при таких возможностях, которых нет ни в одной стране мира, у нас всего 30 процентов граждан вакцинировано. Наша общая информационная работа должна быть улучшена, она должна вестись на всех уровнях — государственном, СМИ, внутренней коммуникации в компаниях. Мы увидели эту зону роста и у себя и буквально за два с половиной месяца подняли уровень вакцинации сотрудников до 81 процента. И сегодня 60 подразделений, которые работают с клиентами, не имеют ни одного невакцинированного сотрудника, в оставшихся — один-два на команду и то по медицинским показаниям», — рассказал Станислав Кузнецов.
Также он отметил, что сегодня необходимо по-иному посмотреть на процесс цифровизации. По его словам, и те компании, которые инвестировали в «цифру», оказались больше готовы к новым вызовам. «Несколько лет назад мы инвестировали в новые платформенные решения, дающие возможность работать и создавать продукт из любой точки. Пандемия показала, что мы приняли правильное решение, когда утвердили эту стратегию, и готовы делиться этими решениями с нашими партнерами. Однако не все понимают, что для организации в удаленном формате эффективной, результативной работы без «цифры» уже никуда. Нужно смотреть на это другим взглядом — это уже случилось», — подчеркнул он.
Однако, продолжил выступавший, нельзя забывать и о том, что в эпоху глобальной цифровизации пандемия породила и киберпандемию — новые преступления со стороны хакеров, кибермошенников. «Борьба с этим явлением также требует объединения усилий — и правоохранительных органов, и власти, и телекомов, чтобы мы могли эффективно противостоять таким вызовам, — подчеркнул Станислав Кузнецов. — В прошлом году мы выявили 16 тысяч фишинговых сайтов, связанных с коронавирусом, где мошенники обманывали граждан на чем угодно — на доставке продуктов, на средствах защиты, на пособиях, на вызовах врача». К сожалению, эта проблема, по его словам, остается актуальной — на Россию приходится доля в 34 процента от всех стран мира в том сегменте, где фишинговые сайты чувствуют себя комфортно. Однако, подчеркнул он, «важно то, что мы умеем объединяться и сотрудничать для эффективного решения проблем, и это поможет победить».