Иностранные IT-гиганты будут терять миллиарды рублей, если откажутся соблюдать законные требования российских властей. Такое мнение в интервью «Ленте.ру» высказал председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. Речь идет о проект постановления правительства о внесении изменений в правила рассмотрения Федеральной антимонопольной службой России дел, связанных с нарушениями закона «О рекламе». Согласно документу, опубликованному для общественного обсуждения 8 октября, Роскомнадзор будет направлять в ФАС заявление «о принятии решения о запрете на распространение рекламы» для определенной компании в соответствии с законом «о приземлении». ФАС должна рассмотреть заявление в течение семи рабочих дней. При этом служба сможет принимать решение «без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения», и без вынесения определения о возбуждении дела. Сейчас сообщения о нарушениях рассматриваются месяц, сообщалось ранее.
Закон «о приземлении» IТ-гигантов был подписан президентом России Владимиром Путиным 1 июля 2021 года. Согласно ему, владельцы интернет-платформ с суточной аудиторией свыше 500 тысяч пользователей из России обязаны будут учреждать юридические лица или открывать локальные офисы в стране с 1 января 2022 года. Данный закон направлен против недобросовестного поведения транснациональных платформ, касающегося распространения противоправного контента, уклонения от соблюдения российского законодательства и от уплаты налогов.
«Поправки в закон оправданы. Если зарубежная компания нарушила, к примеру, закон об информации или рекламе, иное законодательство или не открыла филиал или дочернее общество на территории России, то важны сроки устранения этого нарушения. Поскольку, если кто-то продолжает нарушать действующее законодательство и получает от этого доход, создается некий перекос. Кроме того, в это время страдает бизнес российских компаний, работающий по всем правилам, который оказывается в невыгодном положении по сравнению со своим зарубежным конкурентом», — отметил Журавлев.
Чтобы противостоять нарушителям, официальные регуляторы должно обладать набором диверсифицированных мер, который им предоставляет закон «о приземлении». Такие меры оказываются гораздо эффективнее разовых штрафных санкций, поскольку влияют на долгосрочную финансовую прибыль иностранных IT-компаний.
Стоит отметить, что запрет на распространение рекламы является действенным рычагом давления на технологических гигантов. Во втором квартале 2021 года большинство корпораций обнародовали рекордные показатели. Так, на доходы от рекламы Facebook пришлось 98 процентов (28,58 миллиарда долларов) от всей выручки компании, сообщалось ранее.
Рекламные доходы YouTube подскочили на 84 процента, до 7 миллиардов долларов, а выручка сервиса Google Cloud увеличилась на 54 процента, до 4,63 миллиарда долларов. Для Twitter выручка от рекламы также является основным источником дохода. Во втором квартале этого года компания увеличила ее на 87 процентов, до 1,05 миллиарда долларов, сообщает «Коммерсант».