За первые две декады марта поставки российского энергетического угля в Китай рухнули почти в два раза (на 49 процентов) по сравнению с тем же периодом годом ранее. Об этом со ссылкой на данные Kpler сообщает «Коммерсантъ».
Годом ранее средняя отгрузка за неделю составляла 534 тысячи тонн, а теперь — 251 тысяча. Поставки в остальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) упали на шесть процентов, до 614 тысяч тонн в неделю.
Европейские санкции против российской угольной отрасли, введенные в связи с боевыми действиями на Украине, привели к тому, что Китай стал основным экспортным рынком для отечественных компаний. При этом назвать его надежным направлением нельзя из-за ряда особенностей.
Общий объем потребления в КНР составляет около пяти миллиардов тонн в год, из них на импорт приходится пять процентов. Так что даже небольшое снижение внутреннего спроса может существенным образом сказаться на поставках из-за рубежа. Для защиты своих компаний Пекин применяет импортные пошлины, перекладывая проблемы на поставщиков.
Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов отметил, что на поставки давят большие складские запасы угля в китайских портах. Другие эксперты указывают, что заместить выпадающие объемы китайского спроса на других направлениях вряд ли получится. Развивающиеся рынки предпочитают дешевые низкокалорийные угли, а текущие цены на топливо таковы, что дорогая для российских поставщиков логистика не окупается.
Из плюсов российских компаний можно выделить только возможность стабильных поставок, потому что в Австралии и Индонезии природные катаклизмы в состоянии останавливать отгрузку.
Ранее сообщалось, что начали останавливаться поставки в Китай и коксующегося угля, поскольку в текущих ценовых условиях российские предприятия могут вести экспорт только в убыток себе. Поводом для этой тенденции стало снижение выпуска стали в КНР.
Неделю назад министр энергетики России Сергей Цивилев представил проект антикризисной программы поддержки угольной промышленности страны, которая позволит спасти предприятия от банкротства. В свою очередь, глава правительства Кузбасса Андрей Панов ранее утверждал, что проблемы отрасли необходимо решать на межгосударственном уровне, то есть добиваться от Китая сохранения импорта.