16 сентября в СМИ появилась информация, что основатель парижского модного бренда Vetements, модельер грузинского происхождения Демна Гвасалия, покидает компанию.
Открытый в 2014 году Vetements молниеносно снискал признание молодежи по всему миру. Бунтарский, невиданный доселе дизайн, нецензурные слоганы и модели с нетипичной, отталкивающей внешностью на показах и в Instagram оказались близки сердцам юных хайпбистов. Они видели в одежде Гвасалии не только новизну, но и социальный подтекст.
Именно Vetements задал «тренд на Россию». Его команда смело печатала российские герб и флаг на джинсах, покрывала кириллицей рубашки, вшивала павловопосадские платки в тренчи, создавала из обложек отечественных паспортов сапоги и наряжала французов российскими полицейскими.
Каждый показ бренда шокировал фанатов не только экстравагантностью новых коллекций, но и неожиданностью места проведения. В качестве локации Гвасалия выбирал знаменитые парижские секс-клубы, обычные китайские рестораны и блошиные рынки. А одно из его последних шоу прошло в ресторане быстрого питания «Макдоналдс» на Елисейских Полях.
Уходя, Гвасалия заявил, что создал столь провокационный и инновационный бренд, поскольку ему скучно смотреть на все происходящее в мире моды. Он считает, что несмотря на все препятствия, ему удалось навсегда изменить индустрию, а значит, его миссия выполнена. Vetements, однако, продолжит выпускать одежду, но уже под началом нового дизайнера. Сам же Гвасалия останется креативным директором Balenciaga и покажет коллекцию весна-лето 2020 на Неделе моды в Париже.
«Лента.ру» собрала самые эпатажные выходки грузинского дизайнера.
Фото: @ssense / @vetements_official
Однажды Демна Гвасалия не постеснялся послать к черту весь мир. Во время шоу, на котором презентовалась коллекция весна-лето 2019, на моделях были вещи с нецензурной бранью на русском языке. «Иди на ***», — гласил лаконичный слоган на черных майках и толстовках. Стоит ли говорить, какой разразился скандал, после того как одежда поступила в продажу. Британцев настолько возмутила похабная надпись, что популярному в стране универмагу Harrods пришлось изъять из продажи весь тираж.
Фото: @_roxyxo / @vetements_official
Прошлым летом дизайнер напустил на свое грядущее шоу еще больше интриги. В качестве приглашений на показ новой мужской коллекции Vetements весна-лето 2020, который состоялся в Париже 20 июня, гости получили презервативы. Каждый был упакован в черную или ярко-розовую обертку с логотипом компании.
Фото: WWD / Shutterstock / REX
«В нашем детстве, когда Советский Союз развалился и появилась Грузия, первым, что к нам пришло с запада, был "Макдоналдс". Он был неким символом капитализма, и все богатые люди водили туда своих детей отмечать дни рождения, — вспоминал Гвасалия. — А я никогда не видел бигмака и не пил колы. Я всегда мечтал устроить собственный праздник в "Макдоналдсе". А теперь я могу это сделать!»
И праздник удался. Он прошел, как и мечтал Гвасалия, прямо в «Макдоналдсе»: модели выбирались из припаркованного у входа фургона и вереницей шествовали по ресторану. Однако самой большой неожиданностью стал их внешний вид. Мужчины и женщины предстали перед зрителями в униформе российских полицейских, только вместо нашивки со словом «полиция» на их груди располагались логотипы Vetements. Один из них продемонстрировал голубую рубашку, какую летом носит отечественный правоохранитель. Другой появился в наряде, похожем на зимнюю полицейскую экипировку — в серо-голубом бомбере, штанах и массивных сапогах.
Фото: @ohmatteooooooooooooooooooooooo / @vetements_official
Вдохновение Гвасалия черпал не только у полицейских, но и у российских бабушек. Впервые свою версию косынки дизайнер продемонстрировал на показе осенне-зимней коллекции 2018 года. Теперь Instagram бренда наводнен брутальными мужчинами с куполами на груди, золотыми цепями на шее и бабушкиными платками на голове. Такой аксессуар, кстати, стоит около 30 тысяч рублей.
Фото: @vetements_official
К зиме Гвасалия заготовил для поклонников нечто особенное: в коллекцию вошли красные сапоги. Такими яркими их сделали обложки российских загранпаспортов, которые использовались модельером в качестве принта. Остроносые сапоги на шпильке были полностью покрыты золотыми двуглавыми орлами, размещенными в хаотичном порядке.
Следом за сапогами дизайнер выпустил слипоны. Но эта линейка была разнообразнее: на тапках появились изображения паспортов не только российских, но также американских и немецких.
Фото: Kristy Sparow / Getty Images
Кто мог лучше продемонстрировать туфли из российских паспортов, чем обладательница одного из них? Vetements вовсю сотрудничал с отечественными моделями, и участницей одного из парижских показов стала Наталья Водянова. На ней, кстати, еще одна культовая вещь бренда, а именно — облегающее леопардовое платье, рукава которого незаметно перетекают в перчатки.
Фото: @matchesfashion / @vetements_official
К водолазкам, имитирующим разрисованную наколками грудь российского зэка, грузин Гвасалия добавляет подпись на родном языке. Подпись проста. «Одежда» — набито во весь живот у парня в кампании Vetements вместе с куполами, матрешками и сказочными царевнами. Однако это слово появилось здесь неслучайно, модельер задумал интересную игру слов. Само название бренда Vetements тоже переводится с французского как «одежда».
Фото: @tsum_moscow / @vetements_official
Еще одной неожиданной для европейской публики новинкой в ассортименте Vetements этой осенью стали огромные тренчи с приложением в виде броского павлопосадского платка с бахромой. Тем более модели представляли их в комбинации с носками, на которых стояла уже привычная надпись: «Иди на ***». Демна Гвасалия не отрекся от своего высказывания и полгода спустя.
Фото: @mrporterlive / @vetements_official ; svmoscow.com
В своих продуктах Гвасалия любил совмещать, казалось бы, несовместимое. Одной из самых популярных вещей Vetements стала футболка, в дизайне которой поклонники находили политическую провокацию. Спереди на черном фоне традиционным кириллическим шрифтом напечатано слово «Россия», окрашенное в цвета триколора. А на спине, на сером камуфляже, America («Америка») — в красно-белых полосках и звездах. Россияне в соцсетях негодовали: «Кто бы знал, что китайское дерьмо с огромной надписью "Россия" будет в будущем дизайнерским решением одного из известнейших брендов!»
Фото: @antoniolieu / @vetements_official
Модельер играл не только с политическими, но и с религиозными темами. Пару недель назад, например, он анонсировал новый аксессуар: маленький клатч в виде черного переплета Библии. Только вместо «Библия» на корешке выгравировали Vetements. Такая кожаная «книга», ожидаемо, обойдется в 2480 долларов (160 тысяч рублей).
Фото: @kendalljenner
Эпатажная одежда Демны Гвасалии пришлась по нраву не только уличным хайпбистам, но и многим знаменитостям. Так, в его футболках и худи с грузинскими надписями щеголяли Рианна, Джастин Бибер, Канье Уэст и Кайли Дженнер. Еще одна из Карадашьян — Кардашьян Кендалл Дженнер и вовсе натянула на себя непомерной длины сатиновые сапоги, которые Vetements выпустили совместно с итальянским модным брендом Manolo Blahnik. Их стоимость составляла примерно 115 тысяч рублей.
Фото: @additionadelaide / @vetements_official
На спине одной из своих моделей Гвасалия сымитировал стильного бизнесмена. Лацканы распахнутого пиджака, воротничок рубашки с расстегнутой пуговицей, несколько сложных цепей — все очутилось сзади. Даже газету ей пришлось нести задом наперед.
Нечто подобное Гвасалия выпускал и для бренда Balenciaga. Однако тогда он просто пришил рубашку к футболке. Должно было быть универсально, а вышло — неудобно. Зато узнаваемо.
Фото: WWD / Shutterstock / REX
Летом 2018 года в коллаборации со спортивным брендом Reebok Vetements выпустили кроссовки, которые превзошли все ожидания поклонников бренда. Уродливые ботинки в стиле 1980-х с огромными дырками и здоровенными шипами мгновенно растопили сердца любителей уличной моды. Кроссовки еще не поступили в продажу, однако тем, кто их приобретет, не рекомендуется подходить близко к детям, животным и оказываться в местах большого скопления людей. Мало ли что...
Фото: @svmoscow / @vetements_official
Ничто так не взывает к патриотизму, как триколор и герб России. Если носить их всегда на себе, а еще лучше — на любимых джинсах, — то любовь к родине начнет расти в геометрической прогрессии. Так, по всей видимости, подумал Демна да и создал брюки с соответствующей символикой. А затем распродал их за ничтожные 46 тысяч рублей.
Фото: @dave_waldorf / @vetements_official
Если вы давно мечтаете бороться с вампирами так же эффектно и грациозно, как герои фильма «Ночной дозор», оставаясь при этом в тренде, очки с шипами Vetements X Oakley созданны именно для вас. Внушительности образу добавит размазанная по губам кровь или, на худой конец, томатный сок.
Фото: @michalgruby / @vetements_official
Vetements не постыдились вернуть в моду и самую удобную обувь из детства. Только вот за плюшевые тапочки с медвежатами придется выложить около 55 тысяч рублей.
Фото: @ayin_japan / @vetements_official
Напечатав на американском флаге кириллицу и облачив модель в пиджак задом наперед, Гвасалия стал изобретать новые сюжеты. Так появилась футболка, к внешней стороне которой была пришита огромная этикетка в стиле IKEA.
Фото: WWD / Shutterstock / REX ; @maxfieldla / @vetements_official
Гвасалия вошел во вкус и продолжил искать способы соединить символику США и России. На спине куртки, раскрашенной в цвета американского флага, откуда ни возьмись появляется нашивка с русским словом «Америка». У этих курток были и другие варианты окраски: в цветах российского и украинского флагов.
Фото: Nataliya Petrova / NurPhoto via Getty Images
Иногда цены на так называемые «дропы» Гвасалии доходили до абсурда. На показе весна-лето 2016 он представил несколько вещей, выпущенных в коллаборации с компанией экспресс-доставки DHL. Так, например, ярко-желтая футболка с красным логотипом DHL продавалась за 700 евро (около 50 тысяч рублей).
Фото: luisaviaroma.com
А трекинговые ботинки Combat Boots, дизайн которых в точности скопирован у американского Timberland, доступны по цене раз в десять выше, чем у последнего. Рыжими ботинками с надписью Vetements можно разжиться за 1,2 тысячи евро (85 тысяч рублей).