Последние месяцы ознаменованы неуклонным ростом курса евро по отношению к доллару: за 2002 год стоимость европейской валюты выросла более чем на 10 процентов. Совершенно очевидно, что это изменение касается не только непосредственных обитателей евро-зоны и США. Чем чревато такое повышение курса евро для экономики России в целом и россиян в частности?
Сначала о неприятном. Рост курса евро вызовет подорожание импорта из стран евро-зоны. Однако пока это чувствуют только российские импортеры, но и они вряд ли станут резко пересматривать свои отпускные цены до того момента, как евро сравняется с долларом. Кроме того, поездки россиян в страны зоны евро (а это все страны ЕС за исключением Великобритании, Дании и Швеции) обойдутся дороже. Уже с конца июня большинство российских туроператоров объявило о повышении цен.
Рост евро скажется и на выплатах по российскому внешнему долгу. Как считает Герман Греф, рост курса евро к доллару в годовом исчислении на 1 цент ведет к увеличению затрат на обслуживание российского внешнего долга на 100 миллионов долларов в год. В то же время, по его словам, поскольку российские пошлины номинированы в евро, то негативный эффект от роста курса евро к доллару США отчасти будет снивелирован: положительный фискальный эффект от укрепления единой европейской валюты к доллару на один цент в год составит около 50 миллионов долларов в год.
Если удорожание продукции европейских производителей может расстроить рядовых потребителей, то у российских предприятий рост цен на продукцию конкурентов не может не вызвать положительного отклика. Кроме этого рост импортных цен поможет выправить в платежном балансе России хроническое положительное внешнеторговое сальдо.
С другой стороны, продукция российских экспортеров вследствие падения рубля к евро станет более конкурентоспособной на рынке стран евро-зоны. Более того, конвертируя полученные евро в доллары, они даже улучшат свои показатели прибыли. Остается только в очередной раз сожалеть, что это в последнюю очередь относится к экспорту российской готовой продукции.
Рост евро также повлияет и на золотовалютные резервы страны, большая часть которых хранится в долларах. В связи с этим председатель ЦБ России Сергей Игнатьев заявил, что не исключает увеличения доли евро в золотовалютных резервах Центробанка. А заместитель главы ЦБ Олег Вьюгин высказал соображение о том, что "ЦБ бы мог выиграть, если бы в апреле перевел все резервы в евро, а сегодня, когда курс доллара достиг минимальной отметки с февраля 2000 года, конвертировал бы их обратно в американскую валюту". Однако, добавил он, "мы не фонд Сороса, который может позволить себе заниматься спекуляциями на валютном рынке", намекая, видимо, на очередные предсказания финансового гуру о падении стоимости доллара на треть. Заметим, что доля евро в золотовалютных запасах РФ составляла в конце прошлого года по разным оценкам 10-20 процентов.
Сотрудники негосударственных компаний по-прежнему получают большую часть зарплаты в долларах, в них же население России и предпочитает хранить средства. И совершенно зря, на что указывают данные исследования Центра макроэкономических исследований компании "Юникон/МС". Согласно ему, в мае по рублевым вкладам на год реальная процентная ставка составила 0,25 процента, реальная рублевая доходность долларовых вкладов - около 0,7 процентов, а реальная рублевая доходность по вкладам в евро составляла около 3 процентов. Другое дело, что доллары больше нужны не для инвестиций, а для тезаврации семейных средств. Однако, как только большинство россиян почувствует, что покупательная сила доллара падает, неизбежно последует смена местной "резервной" валюты с доллара на евро.
Впрочем, вряд ли это может произойти скоро. По нескольким причинам. Нынешний рост евро демонстрирует не силу экономики евро-зоны, а слабость экономики США, сотрясаемую многочисленными скандалами в корпоративной сфере. Во многом положение самих европейских производителей зависит от ситуации в США. Промышленный рост, зафиксированный месяц назад в Германии, главной экономике зоны евро, был вызван ростом экспортных заказов, большая часть которых пришла из США, нежели внутренним спросом. Поэтому как только США внесут необходимые изменения в законодательство, связанное с учетной сферой, показательно накажут наиболее зарвавшихся и завравшихся топ-менеджеров компаний, вернув доверие инвесторов к фондовому рынку, доллар вновь укрепит свои позиции. Однако надо отметить, что и слабый доллар тоже работает на улучшение финансовых показателей американских корпораций, продукция которых в евро станет более дешевой, а прибыль в долларовом выражении может вырасти.
Главным условием реального, а не относительного усиления евро может стать только рост экономики евро-зоны, вызывающее приток новых инвестиций. Но сильный евро вряд ли станет добрым помощником экономики евро-зоны в условиях падения потребительского доверия. Кроме этого сильный евро делает продукцию европейских производителей более дорогой на мировом рынке. Поэтому по большому счету рост курса евро радует по настоящему лишь Европейский Центробанк, который во главу угла ставит не стимулирование роста экономики, а борьбу с инфляцией.
Однако нельзя отрицать более широкого использования евро в будущем. Уже сейчас оно выходит за рамки евро-зоны, так как валюты Эстонии, Литвы, Болгарии и Боснии привязаны к евро через механизм currency board, а в Черногории и Косове евро введено в обращение в качестве легального платежного средства. Кроме того, намеченное присоединение к ЕС таких стран, как Польша, Венгрия и Чехия, также расширит зону действия евро. Заметное усиление позиций единой европейской валюты вызовет также вхождение в зону евро Великобритании, одного из международных финансовых центров.
Нельзя отрицать также возможность усиления роли евро и в мировой торговле, более половины сделок в которой ведется в долларах. Так, Россия и Германия изучают возможность начала торговли нефтяными фьючерсами, номининированными в евро. Это предложение, в частности, позволит избежать рисков, связанных с колебанием курса евро по отношению к доллару. Поэтому в долгосрочном плане для России, которая находится к ЕС ближе, чем Эквадор (где отказались от собственной валюты в пользу доллара) к США, рано или поздно придется выбирать между перидической перетряской своего валютного портфеля и окончательным выбором в пользу евро.
А пока прогнозные оценки роста экономики США во втором квартале составляют 2,7 процента в годовом выражении, что приблизительно в два раза больше цифры ожидаемого роста в странах ЕС. Поэтому валютная лихорадка по поводу спасения сбережений и перевода их в евро пока отменяется.