Правая Латвия. Три повода для оптимизма После неприятных результатов латвийских выборов московские политики надеются на Запад

Андрей РЯБОВ, Московский Центр Карнеги, специально для Vip.Lenta.Ru

На предстоящей неделе латвийскому парламенту, собравшемуся после очередных выборов, предстоит сформировать новое правительство страны. Событие в общем-то рядовое. Если бы не одно "но". В преддверии исторических для Латвии событий - вступления в НАТО и Европейский Союз с их жесткими демократическими стандартами - этим прибалтийским государством будет управлять правительство, созданное на основе коалиции из четырех правых партий, способность которого проводить вменяемую и прагматичную политику у многих наблюдателей и политических деятелей вызывает сомнения. Причем не только в Латвии, России, но и отчасти и на Западе.

Что касается природы российской обеспокоенности, то она понятна. Все правые латвийские партии хотят, чтобы с 2004 года в Латвии не осталось бы государственных школ, где преподавание велось бы на русском языке. В правительстве будет представлена и ультранационалистическая партия "Тевсземей ун брибивай" ("Отечеству и свободе"), традиционно выступающая за депортацию русских из Латвии.

В предвыборный период в Москве все же надеялись, хотя, может быть, не очень афишировали эту надежду, что после выборов в правительство войдет левоцентристская коалиция "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), которую в российских правительственных кабинетах рассматривают в качестве главной защитницы прав русскоязычного меньшинства в республике. Подобные ожидания в принципе были небезосновательными, если учесть, что при определенных условиях можно было рассчитывать на альянс между ЗаПЧЕЛом и респектабельной "буржуазной" "Народной партией", возглавляемой экс-премьером Андрисом Шкеле.

Однако подобная коалиция пока не складывается. На состоявшихся 5 ноября выборах победу одержала партия "Новое время", выражающая настроения латышского протестного электората. В этом голосовании сказались тяжелые социальные издержки проводимых в республике реформ, усталость от прежней, ставшей откровенно надоесть политической элиты. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что партия "Латвияс цельш" ("Латвийский путь"), ранее игравшая важную роль в латвийском парламенте, на сей раз и вовсе не попала в Сейм. На протестных настроениях и сыграли правые, предлагая простые и внешне привлекательные решения. Явление в современной политике, в общем-то, тоже весьма распространенное, как и периодическая сменяемость правых и левых партий у руля государственной власти.

Если же говорить более конкретно о причинах опасений в отношении политического курса будущего правительства, то они во многом связаны с экстравагантной фигурой кандидата на пост премьера - лидера партии "Яунас Лайкс" ("Новое время") Эйнара Репше. Это непредсказуемый и амбициозный политик харизматического толка. Его имя обросло многими скандалами и слухами. В свое время Репше фактически вытолкнули с поста председателя Банка Латвии именно потому, что латвийские верхи и элиты опасались его непредсказуемости. Опасения по поводу его премьерства возрастают и в связи с тем, что Репше обладает завидными способностями сплачивать вокруг себя людей - "Новое время" было создано всего лишь за год до выборов. По оценкам аналитиков, от такого премьера можно будет ожидать чего угодно.

Впрочем, поводы волноваться есть не только у России, но и у Запада. Ни Соединенным Штатам, ни их Европейским союзникам в период дальнейшего расширения НАТО и ЕС не нужны связанные с Латвией скандалы, вызванные, в частности, откровенными нарушениями прав меньшинства в этой республике и неадекватными политическими решениями ее руководства. Однако и причин устраивать панику в связи с намечающимся приходом к власти в соседнем государстве кабинета четырех правых партий, как это делают иные российские политики и эксперты, тоже не стоит.

Во-первых, хотя бы потому, что новое правительство будет опираться на очень незначительное парламентское большинство: четырем партиям правящей коалиции в общей сложности принадлежит всего 55 депутатских мест из 100. Внутри самой правящей коалиции существует серьезные противоречия. Особенно заметны они между "Новым временем" и Первой партией, возглавляемой бизнесменом Айнаром Шлессером. Так что, столкнувшись с первыми серьезными проблемами, скорее внутриполитического характера, вполне вероятно, коалиция может дать трещину. А это уже путь к досрочным парламентским выборам, где удача может прийти к нынешней оппозиции в лице "народников" и ЗаПЧЕЛ.

Во-вторых, российским политикам не следует забывать, что Запад не допустит чрезмерного отклонения нового латвийского кабинета от приоритетов и принципов современной демократической политики. У США и стран Евросоюза есть достаточно инструментов для этого. Кстати не плохо было вспомнить, как совсем недавно огромное давление ЕС испытали на себе австрийские политические круги, после того, как в состав правительства этой страны после очередных парламентских выборов вошли представители крайне правой Партии Свободы. В результате этого массированного нажима по всем линиям одиозному лидеру этой партии Йоргу Хайдеру в конечном итоге пришлось отказаться от намерений участвовать в работе кабинета и как-то влиять на его политику. Уже в нынешнем году таким же образом "подровняли" Словакию, правда, на счет неучастия в правительстве ее экс-премьера Владимира Мечьяра, отличавшегося авторитарными замашками. Что же касается Латвии, то здесь тенденция к тому, чтобы "подкорректировать и поправить" уже проявилась. Так, в ходе подготовки к формированию правительства Эйнар Репше был вынужден отозвать кандидатуру своего ближайшего соратника Григория Крупникова, которого он хотел предложить на пост министра иностранных дел. Информированные источники утверждают, что не только Москва, но и Вашингтон признал, что это политик с весьма сомнительной репутацией и что желательно было бы обойтись без его услуг на таком важном посту.

В-третьих, для мирового сообщества в Латвии с ее частой сменой кабинетов и партий на политическом Олимпе гарантом стабильности в этой стране и взятых ею на себя международных обязательств является президент Вайра Вике-Фрейберга. Будучи прагматичным и рационалистично мыслящим политиком, она выступает в роли надежного партнера как для Запада, так, кстати, и для России. В Москве это тоже стали признавать. Есть все основания полагать, что Вике-Фрейберга, используя свой авторитет в Латвии, не допустит отклонения правительственного курса слишком далеко в сторону от европейского мейнстрима.

Правда, у президента существует одна проблема. В июне будущего года пройдут очередные выборы главы Латвийского государства, который, как известно, избирается парламентом. Если нынешняя коалиция во главе с Репше к тому времени устоит, то не исключено, что премьер, опираясь на большинство в парламенте, попытается провести на пост президента не Вике-Фрейбергу, а своего кандидата - популярного в стране поэта Иманта Зиедониса. Такая перспектива, судя по всему, должна не только насторожить действующего президента Латвии, но и, что не исключено, вынудить его принять меры к тому, чтобы главой кабинета министров на предстоящей неделе стал бы не Репше, а какой-нибудь другой политик из победившей коалиции.

Даже теоретическое существование подобной альтернативы лишний раз указывает на то, что нынешняя ситуация не выглядит однозначно мрачной ни для Латвии, ни для ее союзников, ни для ее соседей.

Андрей РЯБОВ, Московский Центр Карнеги

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше