Путинская Дума

Что полезного для страны сделали депутаты с 2000 по 2003 годы

"Самая лакейская Дума", "Четыре года беспросветной покорности", "На эту Думу стыдно смотреть", "Управляемая демократия" - примерно такими заголовками пестрели газеты 28 ноября 2003 года в последний день заседаний Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва. Нам, видите ли, не нравится наша Дума! Похоже, мы слишком быстро забыли рекламный ролик банка "Империал": "В 1861 году в Лондоне пустили метро, а в России отменили крепостное право". Первый парламент в нашей стране появился в 1905 году, а в Европе - еще в XIII-м веке. После 1917 года, конечно, существовали Советы, но по степени управляемости они намного превосходили Думу путинского созыва. В 1993 году танки в упор расстреляли российский парламент, и народ в целом это одобрил… Поэтому скажем, положа руку на сердце: хорошо, что эта штука на Охотном ряду вообще существует. А уж если она еще и работает!

Политическая борьба

Сразу после выборов 19 декабря 1999 года стало ясно, что все президентские законопроекты будут проходить в новой Думе как по маслу, а попытки импичмента будут пресекаться на корню, учитывая количество кресел пропрезидентских сил ("Единство", ОВР, СПС), а также голосующей "как скажут" ЛДПР.

    Состав Думы по фракциям:
  • КПРФ - 83
  • "Единство" - 81
  • "Народный депутат" - 62
  • ОВР - 61
  • "Регионы России " - 47
  • Агропромышленная депутатская группа - 43
  • СПС - 31
  • "Яблоко" - 17
  • Неприсоединившиеся - 16
  • ЛДПР - 14

С одной стороны, такой состав означал, что мнение оппозиционных фракций будет мало учитываться. Для проталкивания любых решений центристским ОВР и "Единству" достаточно договориться со "всегда согласной" ЛДПР и взять в союзники лояльную СПС, неприсоединившихся депутатов и немного поотщипывать депутатов от оппозиционных фракций. За эту особенность третий созыв и получил свое прозвище - "путинская Дума". С другой стороны, волей-неволей депутатам придется больше времени тратить на законотворческую работу и меньше на политическую борьбу.

Поначалу народные избранники пытались спорить с новым думским порядком. Например, на первом заседании 18 января 2000 года они выбирали спикера. Всего было выдвинуто четыре кандидатуры, но вдруг трое взяли самоотвод, и остался один Геннадий Селезнев - лояльный президенту коммунист. Многие коллеги кандидатов в спикеры усмотрели в этом сговор, отказались участвовать в безальтернативном голосовании, а четыре фракции - "Яблоко", ОВР, СПС и депутатская группа "Российские регионы" - даже покинули здание Госдумы. Тем не менее, оставшиеся своим главой выбрали Селезнева, каждая фракция получила по вице-спикеру, и депутаты все-таки заключили пакетное соглашение о распределении постов председателей думских комитетов.

    Распределение постов председателей думских комитетов (январь 2000 года):
  • КПРФ - 10
  • "Единство" - 7
  • "Народный депутат" - 5
  • Агропромышленная депутатская группа - 2
  • ОВР - 2
  • ЛДПР - 1
  • СПС - 1
  • "Регионы России" - 1

"Яблоко" продолжило протестовать и отказалось от участия в пакетном соглашении, но через два года одумалось. Произошло это так. В апреле 2002-го центристы и правые предложили переделать пакетное соглашение таким образом, чтобы у КПРФ остались только три комитета. Коммунисты возмутились и, предчувствуя, что по сумме голосов это решение все равно примут, решили сыграть на обострение и приказали всем членам фракции, занимающим посты в Думе, покинуть их. Руководитель комитета по культуре Николай Губенко, председатель комитета по делам женщин Светлана Горячева и спикер Геннадий Селезнев отказались это сделать, после чего были исключены из фракции за нарушение дисциплины. Передел комитетов Думы еще более подчеркнул ее центризм, то есть пропутинскую ориентацию.

    Распределение постов председателей думских комитетов (ноябрь 2003 года):
  • "Единство" - 7
  • ОВР - 5
  • "Народный депутат" - 5
  • СПС - 3
  • "Регионы России" - 2
  • Неприсоединившиеся - 2
  • КПРФ - 1
  • ЛДПР - 1
  • "Яблоко" - 1
  • Агропромышленная депутатская группа - 1

Путинская Дума полностью оправдала возложенные на нее надежды как со стороны администрации президента, так и со стороны избирателей, многие из которых устали от политических балаганов. Хотя часть депутатов и пытались подвигнуть коллег на встревание в дело "Медиа-Моста", на жесткое заявление по американскому вторжению в Ирак и даже импичмент, но дальше слов дело не пошло. Даже прощальная речь Бориса Березовского перед сложением с себя депутатских полномочий вызвала у законодателей только дружеские улыбки. Ну а драк и смачных перформансов в этом созыве вовсе не наблюдалось.

Законотворческая деятельность

Сравним законотворческую статистику парламентов 1996-1999 и 2000-2003 годов.

    Количество законов и законопроектов Думы второго (1996-1999) и третьего (2000-2003) созыва:
  • Внесенных - 3338 - 4268
  • Принятых к рассмотрению - 3182 - 3333
  • Всего рассмотренных - 1739 - 2119
  • Принятых - 1047 - 772
  • в том числе новых - 1015 - 753
  • в том числе повторно принятых - 39 - 19
  • Отклоненных - 440 - 102
  • Подписанных президентом, из принятых в данный период - 725 - 695

Таким образом, высокая продуктивность нынешней Думы - миф. В статистике обращает на себя внимание лишь высокая эффективность ее работы - количество законов, отклоненных президентом или Советом Федерации, в показателях последней Думы значительно уменьшилось. По словам вице-спикера Любови Слиски, за четыре года парламент рассмотрел более 10 тысяч различных вопросов. По утверждению спикера Геннадия Селезнева, депутатам Думы будущего созыва достанется в наследство 1529 законопроектов.

Самые важные законы принятые ГД

О выборах и судах

Дума приняла закон "О политических партиях". Его цель - создание в стране реальной, а не виртуальной многопартийности. К партиям предъявили жесткие требования: численность не менее 10 тысяч членов, наличие региональных отделений не менее чем в 45 субъектах Федерации. Региональные партии объявлялись вне закона, организация партий по национальному, религиозному или профессиональному принципу запрещалась. Вопреки ожиданиям, этот закон не смог значительно сократить количество партий. В выборах 1999 года за думские кресла боролись 26 объединений, а сейчас - 23.

Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" привел местное избирательное законодательство в соответствие с федеральным законом, ввел единые правила для всех региональных выборов.

Закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" установил 7-процентный барьер для попадания в парламент, но эта норма начнет действовать только с 2007 года.

Были приняты законы "О статусе судей", "О судебной системе РФ" и поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Теперь участие местных властей в процедуре назначения на пост федеральных судей исключено. Одно из главных нововведений - санкции на арест выдаются по решению суда, а не прокурора, как раньше. С июля 2002 года в стране стали вводить суды присяжных. Вступили в силу новый Арбитражный, Гражданский и Административный кодексы. И, наконец, был принят закон "Об адвокатуре", утвердивший порядок регистрации адвокатов и объединение адвокатов в региональные палаты.

Об экономике

Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволил любому россиянину стать собственником земли. В нем же закреплено право аренды земли для иностранцев - на срок до 49 лет.

Подведена законодательная база для перехода от распределительной пенсионной системы к накопительной.

"Пакет Козака" обеспечил начало реформы федеративных отношений и местного самоуправления. Его смысл: четкое разделение полномочий и соответствующих доходных источников между уровнями власти. У низшего уровня власти - муниципалитета - появился свой бюджет и право им распоряжаться. Глава муниципалитета после реализации реформы должен стать финансово (а следовательно, политически) независимым от главы субъекта Федерации.

С трудом, но был принят закон о реформе ЖКХ. Первый вариант закона "Об основах федеральной жилищной политики" предполагал переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг и ликвидацию всех льгот. В результате многочисленных компромиссов эти пункты из него исчезли. Главный итог: изменение порядка финансовой помощи со стороны государства - от дотаций предприятиям жилищно-коммунального комплекса к адресным субсидиям населению.

Депутаты приняли новый Таможенный кодекс, который формализует отношения между таможенниками и участниками внешнеэкономической деятельности. Он прописывает процедуры таможенного оформления товаров, тем самым ускоряя растаможку грузов и сокращая возможности для произвола чиновников.

Много изменений произошло в налоговом законодательстве. Введен унифицированный подоходный налог в размере 13%, снижена ставка налога на прибыль с 30 до 24%. С 2004 года будет отменен налог с продаж, снижен НДС с 20 до 18%, отменены акцизы на газ, изменен налог на имущество организаций, который выведет из-под налогообложения готовую продукцию, сырье и материалы. С нового года вступает в силу единый сельхозналог, который освободит от платежей в бюджет убыточные хозяйства. Дума отменила налоговый контроль за расходами физических лиц, что позволит не отчитываться перед МНС за покупку недвижимости, ценных бумаг и предметов искусства. Также ГД приняла закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который разрешил гражданам хранить средства в зарубежных банках, и закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", согласно которому владелец вклада в прогоревшем банке может получить компенсацию до 100 тысяч рублей.

О монополиях и бюджете

Депутаты приняли пакеты по реформе монополий - РАО "РЖД" и РАО "ЕЭС России". Их цель - создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок и запуск оптового рынка электроэнергии. Часть собственности РЖД и РАО ЕЭС останется у государства, а часть перейдет частным компаниям.

Все четыре года Дума исправно принимала бюджет. Надо заметить, что особой заслуги в этом нет, так как работа над ним - основная функция парламентов еще со времен древнеримского сената. То, что бюджеты были профицитными в результате роста цен на нефть - тоже не депутатское достижение. Однако создание в бюджете 2004 года стабилизационного фонда, то есть отчислений от нефтяной сверхприбыли "на черный день", как это сделано в арабских странах, можно считать важным решением.

Будущее думы

Основные предложения по модификации Думы высказала вице-спикер Любовь Слиска. По ее словам, надо сократить количество депутатов в два раза - с 450 до 225 и уменшить количество думских комитетов с 28 до 15-17. По ее мнению, этого достаточно для нормальной работы. Любовь Слиска сказала: "Недостаток, который я бы отметила в работе Думы третьего созыва - это низкая явка депутатов. Когда начинается пленарное заседание, у нас начинается спектакль. В зале остаются 70-80 человек, которые докладывают законы. Остальные уходят к избирателю рассказывать, как они за него, любимого, здесь борются. И таких, наверное, процентов 30. Они работают только для телекамер. Я сижу каждый день в палате и вижу, кто и сколько законов внес, кто выступал. Шестьдесят трех депутатов я, например, в глаза не видела за четыре года". Вице-спикер Владимир Жириновский предложил в этой связи отменить выборы в ГД по одномандатным округам и формировать думу только по партийным спискам.

Мнения о том, какова же наша Госдума - плохая или хорошая - расходятся кардинально. Вот характерные примеры.

"Яблочник" Алексей Арбатов считает: "Дума превратилась в филиал администрации президента. Уже никто не задумывается о том, что по конституции и по смыслу она должна быть главным инициатором законопроектов и цензором президента и правительства. Но сегодня роль Госдумы как независимого института утрачена, а депутаты стали вести себя как одно большое начальство, всё в меньшей степени представляя своих избирателей. Ради карьеры, ради политического долгожительства депутаты меньше обращают внимания на реальности жизни".

Лидер группы "Регионы России" Олег Морозов считает по-другому: "Эта Дума была самой деловой Думой за все три срока ее работы. КПД нынешней был самым высоким. Мы все эти три года принимали бюджет экономического роста, профицитный бюджет и базовые во всех сферах законы".

Подытоживая, можно сказать, что Дума третьего созыва работала вполне в рамках концепции управляемой демократии. И прежде чем критиковать эту концепцию, надо задать себе вопрос: неужели неуправляемая демократия лучше?

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Очередные наезды на Чубайса не остановят реформы

Проект федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Трехпартийная Дума

У Минобороны нет секретов от НАТО. Зато есть от депутатов

Проект федерального бюджета на 2004 год

Бюджет-2003: Все на борьбу с внешним долгом!

Другие материалы
Спорт00:01Сегодня

Чао, Месси!

Бразильцы смеялись над разгромом аргентинцев. А потом чуть не облажались сами
00:01Сегодня

Сквозь время  

Он фотографирует города будущего. Старушка Европа не узнает себя