Есть альтернатива!

Правительство России обеспечило граждан, мечтающих об альтернативной гражданской службе, рабочими местами

О чем сегодня мечтает любой россиянин мужского пола, достигший 18 лет? Правильно, чтобы военкоматы вместе с призывными комиссиями провалились сквозь землю на возможно более долгий срок (лучше всего - на девять лет, потому что после 27 в армию уже не берут). Но это, увы, невозможно, поэтому молодому неслужившему россиянину приходится искать другие пути, чтобы избежать казармы и ее прелестей. Ради этого он готов на многое - жениться и завести двух детей, поступить в вуз и честно маяться на экзаменах и зачетах, прикинуться безногим, безруким, глухим, слепым или умалишенным и даже записаться в пацифисты и устроиться на альтернативную гражданскую службу.

Федеральный закон об альтернативной гражданской службе (АГС) вступит в силу менее, чем через месяц - с 1 января 2004 года. Принимался и согласовывался он трудно. Дума одобрила его еще 28 июня 2002 года, Совет Федерации - 10 июля и президент Путин - 25 июля того же года. Но в самом законе осталось столько маловразумительных и непонятных мест, что политики, лоббировавшие этот закон или, напротив, стремившиеся навставлять в его колеса как можно больше палок, долго еще проясняли друг для друга и будущих альтернативщиков, что это, собственно, за зверь такой - АГС.

Формально полтора года отсрочки между одобрением закона об АГС всеми инстанциями и вступлением его в силу были выделены для того, чтобы за этот срок и армия, и гражданские организации успели приготовиться к приему молодых людей, решивших откосить от призыва таким непростым способом. Наконец в четверг, 4 декабря, правительство России одобрило постановление об обеспечении и организации альтернативной гражданской службы. По словам министра труда Александра Починка, для будущих альтернативщиков различными министерствами и ведомствами уже подготовлено 40 тысяч рабочих мест.

При этом в ходе подготовки соответствующего списка выяснилось, что больше всего будущие альтернативщики почему-то хотели бы служить в милиции. Каким образом работа в органах правопорядка может сочетаться с пацифистскими убеждениями молодых людей, не желающих идти в армию и брать в руки оружие, не уточняется. Впрочем, этот вопрос можно считать риторическим - такие силовые структуры, как МВД, МНС, СВР и ряд других - ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), Минэкономразвития и т.д. - уже дали понять, что непрофессионалы им не нужны. Правда, альтернативщиков с охотой возьмет под свое крыло другая силовая структура - Министерство обороны, которому нужны строители, техники и разнорабочие, - но как раз с этим ведомством молодые люди сотрудничать хотели бы меньше всего. Кроме армии, на желающих заменить службу работой претендуют Минтруда, Минздрав, МЧС и Минприроды.

По данным газеты "ГАЗЕТА", речь идет о следующих специальностях:

  • младший медицинский персонал по уходу за тяжелобольными; санитар палатный, санитар-банщик, санитар по сопровождению, санитар ритуального зала, уборщик помещений, уборщик территории;
  • работники баз авиационной охраны лесов, водители, лесоводы, лесники, работники лесопожарных станций, слесари-электрики;
  • каменщики, бетонщики, штукатуры, маляры, подсобные рабочие, стропальщики в системе спецстроя;
  • персонал пожарных частей, а также наблюдатели метеостанций слежения за погодой, включая расположенные в труднодоступных местах.

На сегодняшний день, по словам министра труда Александра Починка, заявления с просьбой направить их на АГС подали четыре с половиной тысячи молодых людей. Остальным министр советует поторопиться: заявки от граждан, чей срок идти в армию наступает будущей весной, должны быть поданы в срок до 1 февраля 2004 года. В дальнейшем, правда, временные ограничения будут не столь жесткими, до 1 апреля для весеннего призыва и до 1 октября - для осеннего. Кроме того, за 15 дней до объявления очередного призыва свою готовность предоставить альтернативщикам рабочие места должны подтверждать соответствующие ведомства и организации.

При этом на каждого альтернативщика будет заведена учетная карта призывника АГС, в которой будут учитываться такие данные, как образование, трудовой стаж, надбавка за выслугу лет, приобретение права на отпуск и так далее. Как подчеркнул Починок, "альтернативная гражданская служба - это вид службы, в соответствии не только с военным законодательством, но и с Трудовым кодексом". Это значит, что всем, кто попадет на АГС, Министерство труда гарантирует права и льготы обычных трудящихся, включая заработную плату, стаж, выходные дни и оплачиваемый отпуск, а Министерство обороны - право бесплатного проезда раз в год к месту этого отпуска. При этом с альтернативщика работодатель будет отчислять средства в налоговые органы, а также в накопительную и страховую части пенсий. Кроме того, закон об АГС предусматривает право молодого человека учиться на заочном отделении вуза или даже на вечернем, если это не противоречит условиям его работы.

Эту радужную картину омрачают ряд обстоятельств, которые наверняка придутся не по вкусу тем, кто уже сейчас примеряется к халату санитара вместо кирзовых сапог.

Во-первых, это срок службы. Он значительно увеличен по сравнению с обычными армейскими двумя годами - в 1,75 раза, что составляет 42 месяца. Правда, срок будет уменьшен наполовину (до 21 месяца) для лиц с законченным высшим образованием. Некоторые поблажки также введены для альтернативщиков, которым предстоит служить "в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" - им придется проработать лишь в полтора раза дольше, чем служит обычный солдат - 36 месяцев (18 - если есть высшее образование).

Во-вторых, подать заявление в военкомат о направлении на АГС вместо срочной службы может практически каждый призывник, но заранее известно, что брать будут не всех. В законе об АГС об этом сказано следующее:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (Статья 2).

Если с коренными малочисленными народами все более-менее понятно, то с убеждениями и вероисповеданием дело обстоит хуже. Еще на стадии обсуждения закона не раз поднимался вопрос о том, какими критериями будут руководствоваться комиссии, определяясь с этими метафизическими категориями? В законе об этом впрямую не сказано, но есть пункты, позволяющие предположить, как именно будет идти отбор.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию (Статья 11, п. 1).

Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: - выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; - анализа документов, представленных гражданином; - анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией. (Статья 12, п. 2).

Таким образом, будущим альтернативщикам надо с детства запасаться справками и свидетельствами о том, что они являются прирожденными пацифистами или баптистами. И не забывать про хорошие характеристики с места учебы (работы). Без этого, скорее всего, их заявления всерьез рассматриваться не будут. И вообще, судя по заявлению начальника направления призыва Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-майора Виктора Кожушко, сделанному еще в июле, призыв граждан на альтернативную военную службу будет идти по спущенной сверху разнарядке. Так, Кожушко заявил, что первый такой призыв, намеченный на осень 2004 года, не выйдет за рамки 3-5 тысяч человек. А значит, призывные комиссии из военкоматов, на плечи которых ляжет нелегкое бремя отделения настоящих пацифистов от ненастоящих, будут подходить к делу формально, больше ориентируясь на цифровые показатели, чем на "убеждения и вероисповедание" молодых людей. А значит, открывается очередное широкое поле для взяточничества.

Третий существенный недочет действующего закона об АГС - это место прохождения службы:

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают (Статья 4, п. 2).

Известно, что на этом обстоятельстве особенно настаивали представители Министерства обороны, но в августе 2003 года депутаты приняли в первом чтении поправки к закону, которые, в частности, допускают возможность прохождения АГС по месту жительства. По словам депутата Евгения Зеленова, поправки учитывают просьбы регионов, которые настаивают, чтобы молодые люди оставались работать на родной территории. К тому же, по словам члена думского комитета по законодательству Александра Баранникова, служба по экс-террориториальному принципу требует больших капиталовложений. Однако вопрос пока не решен, и первым альтернативщикам из Москвы, скорее всего, придется ехать на Крайний Север или в Забайкалье.

Наконец, последний спорный пункт - условия проживания будущих альтернативщиков, прибывших к месту работы. В законе на этот счет имеются следующие указания:

Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают. Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается (Статья 20, п. 3).

Как это будет осуществляться на практике, никто пока не знает. Здравый смысл подсказывает, что большинство организаций типа поселковых больниц или домов для престарелых не располагают собственным жилищным фондом даже в виде комнат в общежитиях. К тому же в законе об АГС записано:

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований (Статья 4, п. 1)

Следовательно, не исключено, что по этой - технической, на первый взгляд, - причине альтернативщиков, причем не по одиночке, а "группами" и "формированиями", в первую очередь будет принимать армия, где всегда можно будет выделить отдельно стоящую казарму под их проживание. А это значит, что альтернативная гражданская служба очень быстро превратится во вторую армию, со всеми присущими ей пороками - неуставными ("некодексовыми"?) отношениями, закрытостью от общества, злоупотреблениями и проч. И "военнослужащие, служащие по призыву", действительно, не будут иметь к этому никакого отношения - не надо думать, будто дедовщина - особенность исключительно армейской жизни; любой закрытый мужской коллектив рано или поздно приходит к подобным способам саморегуляции.

Поэтому самое главное, чтобы альтернативная гражданская служба, вокруг которой в последние годы было сломано столько копий, не превратилась в традиционные стройбаты - только с большим сроком службы.

Другие материалы по теме:

Вооруженные силы Европы

Армия без солдат

Другие материалы