Для Израиля настали трудные времена. Воскресный референдум, проведенный среди членов правящей партии "Ликуд", обострил множество противоречий внутри страны и грозит нанести серьезный удар американо-израильским отношениям. По сути Израиль оказался на пороге крупномасштабного политического кризиса, и все взоры сейчас устремлены на премьер-министра Ариэля Шарона, которому необходимо срочно что-то придумать, чтобы примирить все стороны нарастающего конфликта и сохранить в своих руках власть.
Причиной для столь масштабных потрясений послужили обескураживающие для Шарона итоги голосования среди членов его партии по поводу предложенного им нового плана одностороннего выхода Израиля из нынешнего конфликта с палестинцами. Итоги референдума показали, что идея о частичном выводе израильских поселений с территорий, аннексированных Израилем после Шестидневной войны, находит поддержку лишь у сорока процентов однопартийцев Шарона; шестьдесят процентов ликудовцев считают, что делать этого не следует.
Новый план Шарона должен был стать альтернативой зашедшей в тупик "Дорожной карте" - неспособность палестинского руководства выдвинуть из своих рядов фигуру, с которой Израиль мог бы договориться о конкретных шагах по мирному урегулированию текущей ситуации, по сути сорвала усилия Вашингтона, пытавшегося установить мир на Ближнем Востоке путем создания суверенного палестинского государства. В настоящее время лидеры Палестинской автономии не могут предложить ни одной дипломатической инициативы и вообще утратили контроль над мирным процессом, фактически передав ситуацию на откуп радикалам из таких террористических организаций, как ХАМАС. Пока же, пишет британская газета "Таймс", на палестинских землях ждут, когда умрет Ясир Арафат и освободится пространство для политического маневра.
Но Арафат умирать не собирается, и Израилю приходится выпутываться самому. Шарон, заслуживший благодаря своему характеру прозвище Арик-Бульдозер, решил взять все в свои руки. Для того чтобы убедить правое крыло израильской политической элиты в том, что он по-прежнему намерен решительно бороться с террористами, Шарон санкционировал покушения на высокопоставленных лидеров ХАМАСа - в течение месяца израильские военные ликвидировали шейха Ахмеда Ясина и его преемника в секторе Газа Абдель Азиза аль-Рантисси. А чтобы убедить американцев в своей приверженности мирному процессу, премьер-министр разработал собственный план одностороннего выхода Израиля из конфликта, не предусматривающий участия в нем Ясира Арафата.
Однако при этом Шарон вывел за рамки нового плана не только Арафата, но и значительную часть собственных министров, в основном правых, не заинтересованных в отводе израильских войск из сектора Газы и демонтаже расположенных там еврейских поселений. В частности, против плана Шарона активно выступали нынешний министр финансов Израиля Биньямин Нетаниягу, министр просвещения Лимор Ливнат и министр иностранных дел Сильван Шалом, причем последний даже предупреждал, что своими инициативами Шарон может спровоцировать роспуск правительства и досрочные парламентские выборы. По этой причине премьер разработал свой план самостоятельно и самостоятельно отвез его на одобрение в Вашингтон.
После этой поездки, казалось, успех Шарону был гарантирован. Джордж Буш одобрил инициативу своего коллеги, совершив при этом отчаянно смелый шаг, - фактически он одобрил намерение Шарона не только к концу 2005 года вывести поселенцев и войска из Газы и Северной Самарии, но и окончательно закрепиться на Западном берегу Иордана, то есть на тех землях, которые Израиль также получил по итогам Шестидневной войны 1967 года и которые палестинцы считают исконно своими. Кроме того, Буш согласился изменить еще один важный пункт старой "Дорожной карты" - по плану Шарона палестинские беженцы должны были навсегда остаться там, где они живут сейчас, и вопрос об их возвращении в Израиль должен был быть снят с политической повестки дня.
Окрыленный поддержкой американского президента, Шарон вернулся домой и, желая показать, кто в доме хозяин, назначил внутрипартийный референдум. При этом премьер прямо провозгласил, что итоги референдума должны продемонстрировать, доверяет ли ему партия как своему лидеру. У Шарона были все основания ожидать, что члены "Ликуда", впечатлившись его заокеанскими успехами, поддержат новый план и заставят замолчать недовольных министров. Однако этого не случилось.
Во-первых, министры-"оппозиционеры" отказались участвовать в кампании по подготовке референдума на стороне Шарона. В результате премьер просто не сумел навербовать себе достаточное число сторонников, в то время как агитация за провал его плана шла среди членов "Ликуда" полным ходом. Во-вторых, прямо накануне референдума в Израиле произошел новый громкий теракт - на юге сектора Газа палестинские боевики расстреляли машину 34-летней Тали Хатуэль, которая вместе с детьми ехала в Израиль. Женщина, находившаяся на восьмом месяце беременности, и четыре ее несовершеннолетние дочери погибли. По словам очевидцев, боевики застрелили детей в упор в перевернувшейся машине, успев при этом ранить еще несколько человек (оба нападавших тут же были убиты подоспевшими силами безопасности Израиля). Видимо, нежеланием большинства умеренных ликудовцев участвовать в голосовании по вопросу о пусть формальной, но все же уступке палестинцам после такого события объясняется тот факт, что они или остались дома, или пришли голосовать против плана Шарона.
В результате из 193 тысяч членов партии "Ликуд", имевших право на участие в референдуме, на участки пришло чуть больше половины - 51,6 процента. При столь низкой явке противники нового плана легко взяли верх - 59,5 процента проголосовали против предложений Шарона и лишь 39,7 процента - за.
Узнав об этом, Шарон уже в воскресенье нашел в себе силы выступить с заявлением по итогам референдума. Прежде всего он выразил соболезнования семье Хатуэлей и пообещал, что организаторов этой акции ждет возмездие (учитывая последние события, можно не сомневаться, что его слова - не пустая угроза, тем более что ответственность за убийство женщины и детей уже взяли на себя сразу две террористические организации, "Исламский джихад" и "Комитет народного сопротивления"). А затем премьер перешел к текущим политическим вопросам.
Сначала он выразил благодарность президенту США, заявив, что "Израиль никогда прежде не получал столь решительной, важной и исторической поддержки" от зарубежных партнеров, как в этот раз. Затем сообщил, что "с грустью" воспринял итоги голосования, но тем не менее намерен относиться к волеизъявлению своих товарищей по партии с уважением. Наконец, выразив благодарность тем ликудовцам, которые поддержали его план, Шарон перешел к самому главному.
"Нам предстоят нелегкие дни. Мы должны будем принять ряд трудных решений. В ближайшее время я намерен провести консультации с министрами, с членами парламентской фракции "Ликуд", с другими фракциями коалиции, чтобы тщательно изучить результаты референдума и решить, какие шаги нам следует предпринять. Сейчас мне ясно одно - народ Израиля избрал меня премьером не для того, чтобы я четыре года сидел сложа руки. Я был избран, чтобы найти путь, способный привести наших граждан к спокойствию, безопасности и миру, которых они заслуживают. Я намерен по-прежнему руководить государством Израиль, полагаясь при этом на свой опыт, на свою совесть и чувство ответственности перед народом. Это непростая задача, но я намерен выполнить ее до конца", - завершил свою речь премьер.
О том, какие именно "трудные решения" намерен принять Шарон, в воскресенье гадали все израильские и зарубежные обозреватели. Ситуация в самом деле складывается очень непростая. С одной стороны, Шарон получил публичную пощечину от своей собственной партии и, формально, должен с этим примириться. Но это означает, что попытка уже в недалеком будущем положить конец затянувшемуся кровопролитному конфликту на Ближнем Востоке провалилась. Противники шароновского плана в воскресенье вечером заявили премьеру, что он должен оставить свою затею и не пытаться вынести ее на одобрение правительства или Кнессета. Михаэль Рацон, замминистра промышленности и торговли, заявил даже о возможном исключении Шарона из "Ликуда", если он попытается сделать нечто подобное: "Тому, кто действует вопреки интересам партии, не место в ее рядах".
Но с другой стороны, наблюдатели отмечают, что судьбу очень важного для Израиля плана решили примерно пятьдесят с небольшим тысяч человек, тогда как большинство населения шестимиллионной страны замыслы Шарона, скорее, поддержали бы. Уже в понедельник, например, две сотни студентов Тель-авивского университета провели митинг в поддержку вывода поселенцев из сектора Газы. О том, что референдум - внутреннее дело "Ликуда", на котором нельзя решать будущее всей страны, сразу же заговорили и лидеры других политических партий, как союзники "Ликуда" по коалиции, так и оппозиционеры.
Так, парламентская фракция партии "Шинуй" в понедельник срочно собралась на заседание, в ходе которого ее лидер и одновременно министр юстиции Йосеф Лапид заявил, что его партия разорвет союз с "Ликудом", если соратники Шарона в срочном порядке не предложат новый дипломатический план, способный привести к скорейшему размежеванию с палестинцами. "Мы собрались не для того, чтобы спасти Шарона от "Ликуда", но для того, чтобы спасти от "Ликуда" страну", - прокомментировал Лапид ход заседания. Некоторые горячие головы из фракции "Шинуя" даже предложили предъявить Шарону ультиматум, потребовав, чтобы он продолжал выполнять свой план, невзирая на итоги референдума. Лапид, однако, это предложение отверг, но позже публично призвал Шарона сделать все возможное, чтобы намеченные им шаги по отделению Израиля от Палестинской автономии были предприняты.
Зато оппозиционеры - члены "Партии Труда" ("Авода") - заявили, что намерены добиваться роспуска кабинета и досрочных выборов. Лидер партии Шимон Перес, выступая в понедельник перед членами своей парламентской фракции, заявил: "Мы больше не отвечаем за собственную безопасность. Получилось так, что Арик Шарон, нравится ему это или нет, лишился мандата своей собственной партии. В такой ситуации народ должен получить право голоса". А представители другой парламентской фракции - от левой партии "Мерец" призвали Шарона подать в отставку с поста премьра и также заявили, что готовят законопроект о досрочном роспуске Кнессета.
Свое недовольство сложившейся ситуацией выразили и Соединенные Штаты. Правда, сделано это было в дипломатичной форме. Представитель Белого дома отозвался о текущей ситуации в Израиле так: "Мы проинформированы о результатах референдума среди членов партии "Ликуд". Наш взгляд на будущее палестино-израильского урегулирования не изменился. Президент приветствовал план премьер-министра Шарона по удалению израильских поселений из сектора Газы и некоторых районов Западного берега и продолжает считать его решение мужественным и важным шагом на пути к миру".
Но вообще-то пощечина, доставшаяся Шарону от однопартийцев, отозвалась и в Вашингтоне. Поддержав рискованный план Шарона, Буш поставил на карту и свой политический престиж. Отступать ему теперь некуда, и если план действительно провалится, пострадает не только Шарон, но и - в свете приближающихся ноябрьских выборов - сам американский президент. Наблюдатели уже отмечают, что нынешняя ситуация очень напоминает ту, что несколько лет назад сложилась в Кемп-Дэвиде - тогда президент Клинтон поддержал израильского премьера Эхуда Барака, который также привез в Вашингтон смелые инициативы по умиротворению Ясира Арафата. Как и Шарон сегодня, Барак тогда смотрел на свое "домашнее" политическое окружение свысока, считая, что окрика "старшего брата" будет для них достаточно. Но в результате проиграли оба - и Барак, и Клинтон. Израильский премьер в результате досрочных выборов уступил свое место Шарону, а американские демократы вынуждены были передать власть республиканцам.
Что может сделать в этой ситуации Шарон? Вряд ли Арик-Бульдозер уступит без боя, но возможностей у него не много. Ближайший сторонник Шарона, вице-премьер Израиля и одновременно министр промышленности и торговли Эхуд Ольмерт сразу после воскресного голосования поспешил заявить, что точку в этой истории ставить еще рано. "Найдем ли мы в себе силы предпринять грандиозные усилия, чтобы продолжить движение в правильном направлении, движение, которое уже нельзя остановить? Я не сомневаюсь в этом, как и в том, что в конце концов поселения будут выведены из Газы, потому что в противном случае мы станем свидетелями новых убийств, терактов и нападений. Что еще мы можем сделать для семи с половиной тысяч евреев, которые живут в окружении миллиона двухсот тысяч палестинцев?", - сказал он.
Шарон, невзирая на результаты голосования, может вынести свой план на обсуждение правительства. Но после того как партийное большинство отвергло его предложения, маловероятно, что его поддержат министры, многие из которых также состоят в "Ликуде". К тому же Нетаниягу, отмечают наблюдатели, уже целится на кресло Шарона и постарается извлечь пользу из любого неосторожного шага нынешнего премьера. Шарон может попытаться изменить расклад сил в правительстве путем привлечения в него представителей "Партии Труда" - этот шаг наверняка расколет ряды ликудовцев. Но представители "Партии Труда" уже заявили, что согласятся войти в кабинет только в том случае, если Генеральный прокурор Израиля подтвердит, что Шарон невиновен в двух преступлениях, связанных с коррупцией, в которых его в настоящее время обвиняют.
В запасе у премьера остаются еще такие шаги, как досрочный роспуск парламента и назначение новых выборов или всенародный референдум. Но на осуществление любого из них потребуется немало времени, которого у Шарона сейчас нет. Для того чтобы вывести поселенцев и войска из сектора Газы и Северной Самарии к концу следующего года, нужно начинать действовать немедленно.
В понедельник вечером Ариэль Шарон заявил, что начинает консультации с членами кабинета и парламентской фракции "Ликуд" о новом плане, альтернативном старому. Как долго продлятся эти консультации и к чему они приведут, пока не знает никто. Но одно уже очевидно - Израиль действительно вступает в очередной острый политический кризис.
Предыдущие материалы по теме:
Одна сторона Шарона [16.04.2004]Израильский план отделения от палестинцев не нравится никому. Кроме Буша
Казнить нельзя помиловать [19.04.2004]Российская общественность спокойно относится к внесудебным расправам над известными террористами
Аль-Рантисси отправили к Ясину [18.04.2004]ЦАХАЛ ликвидировал еще одного лидера ХАМАС. Остальные - на очереди
Точечный удар по террору [24.03.2004]Смерть лидера ХАМАС расколола мир надвое
Конец изобретателя шахидов [22.03.2004]Убийство шейха Ясина вызвало новую волну насилия в Израиле
Нашли время и место [24.02.2004]Взрыв иерусалимского автобуса был приурочен к началу разбирательства дела о строительстве Израилем защитной стены
Кровавый ренессанс [30.01.2004]Грозит ли Израилю обострение джихада?
Как это делается в Израиле
[22.01.2004]Три коррупицонных дела Шарона
Женевский аккорд [01.12.2003]Решение арабо-израильского конфликта переместилось в Европу
Неравный обмен [10.11.2003] Правительство Ариэля Шарона одобрило сделку с ливанскими террористами
Будем дружить? [03.11.2003]
Ариэль Шарон собирается убедить Владимира Путина, что России выгодней сотрудничать с Израилем, а не с Ираном и Сирией
The Wall [22.10.2003]
Резолюция ООН легла еще одним кирпичом в Великую израильскую стену
Сердце Арафата и израильский атом [13.10.2003] Неделя, начавшаяся с ракетного обстрела Сирии, завершилась клипом об уничтожении Израиля
Пример заразителен [07.10.2003] Израильские самолеты начали преследовать террористов за пределами страны
Мир во время войны [29.09.2003] Период правления Шарона ознаменовался рекордным количеством отказов от военной службы на территориях палестинской автономии
Шушенское для Арафата [17.09.2003] Палестинский лидер в очередной раз оказался на грани изгнания
Абу ушел, Абу пришел [08.09.2003] Абу-Ала сменил Абу Мазена на посту премьер-министра Палестинской автономии
Дорожная карта кончилась развилкой [27.08.2003] Причем оба вероятных сценария развития событий к мирному процессу уже не имеют отношения