С тех пор, как стало ясно, что ситуация с НК "ЮКОС" близится к завершению, причем в финале компании в любом случае придется чем-то пожертвовать, общественность чуть ли не ежедневно знакомилась с очередным вариантом "плана урегулирования конфликта между государством и "ЮКОСом". Последним опусом подобного рода стало письмо исполнительного директора НК Стивена Тиди, которое тот направил в правительство вечером в четверг 8 июля.
Судя по информации об этом письме, опубликованной в газетах "Коммерсант" и "Ведомости", Тиди решил не мелочиться. Он сразу завел разговор не только о 3,4 миллиардах долларов, которые "ЮКОС" уже должен государству согласно решению суда, но и о еще четырех с лишним миллиардах, 3,3 из которых ФСНС уже требует с компании, а еще 1,4 - пока даже не требует. Короче говоря, Тиди пообещал, что "ЮКОС" отдаст в бюджет 8 миллиардов долларов в том случае, если компании позволят сделать это тремя траншами в течение трех лет. Реакция правительства на это предложение пока неизвестна. Также мы не можем ничего сказать о том, как Михаил Фрадков или Александр Кудрин отреагируют на другое предложение, на этот раз поступившее от Михаила Ходорковского. 12 июля обитатель СИЗО №4 подтвердил через своего адвоката, что государство может безвозмездно получить от него и его партнеров 44 процента акций "ЮКОСа", если это поможет спасти компанию от банкротства.
Однако все вышеописанные проекты и множество других, очень на них похожих, исходят от представителей компании или сочувствующих им лиц. При этом от другой стороны, участвующей в конфликте, то есть государства, ничего членораздельного на тему будущей судьбы "ЮКОСа" (кроме высказывания Путина о нежелании банкротить компанию и соответствующих заявлений его подчиненных) мы до сих пор не слышали. И вот 11 июля благодаря газете Sunday Telegraph всему миру удалось, наконец, узнать о хотя бы одном касающемся "ЮКОСа" плане, разработанном в недрах Кремля.
Автором этого плана, по утверждению газеты, является первый замглавы путинской администрации Игорь Сечин - тот самый человек, которого во время первого путинского срока называли предводителем "питерских" (их было принято противопоставлять "семейным"), а во время второго - влиятельным членом клана "силовиков" (к этому времени, согласно общепринятому мнению, "силовики" боролись за благосклонность президента против "либералов").
Если верить Sunday Telegraph, Игорь Сечин потратил долгие месяцы на обдумывание того, как бы государству наилучшим образом разобраться с НК "ЮКОС". И в конце концов понял, что власть должна "завладеть нефтью, принадлежащей компании". Для этого вся нефть, которую "ЮКОС" качает на Запад по трубам государственной компании "Транснефть", начнет поступать не к обычным юкосовским трейдерам, а к некоему Геннадию Тимченко - трейдеру, близкому к Кремлю.
СМОТРИ ТАКЖЕKremlin prepares to seize Yukos's oil - Telegraph, 12.07.2004
на сайте газеты Sunday
Точнее, не просто к Кремлю, а к самому президенту РФ. Sunday Telegraph утверждает, что Геннадий Тимченко являлся и является близким другом Владимира Путина, с которым его связывает общее спецслужбистское прошлое. Если верить газете, то в данный момент Тимченко является владельцем нескольких трейдерских компаний со штаб-квартирой в Женеве и представляет за границей деловые интересы государственной "Роснефти", а также "ЛУКОЙЛа" и "Северстали". Впрочем, о близких связях Путина и Тимченко можно было узнать и без помощи Sunday Telegraph. Во всех информационных сообщениях об этом предпринимателе упоминается имя российского президента. Например, из публикации в газете "Русский Фокус" можно узнать, что Тимченко - гражданин Финляндии (это утверждал и ныне покойный главный редактор русского Forbes Пол Хлебников), постоянно проживающий в Швейцарии, и что он и его партнеры, основавшие нефтетрейдерскую компанию Urals Finland (позднее переименованную в International Petroleum Products Oy) были близкими друзьями Путина. О том, что Геннадий Тимченко "отвечает за бизнес Путина", говорил перед президентскими выборами - 2004 и кандидат в президенты Иван Рыбкин.
Теперь же, согласно Sunday Telegraph, Тимченко станет человеком, которому власть доверит держать руку на пульсе "ЮКОСа". Согласно источнику газеты в компании, власть не собирается забирать у НК всю нефть сразу: "Они сначала заберут 20 процентов или 50, а затем будут забирать все больше". Источник считает, что власть, вместо того, чтобы уничтожить компанию, решила медленно ее придушить.
Правда, решение еще не принято. Газета утверждает, что план Сечина является всего лишь одним из вариантов, рассматриваемых в администрации президента РФ. Однако, согласно неназванным источникам, в последние дни у этого плана появляется все больше шансов быть реализованным. А это значит, кроме всего прочего, что влияние Сечина на президента усиливается.
Газета не отвечает на вопрос, каким именно образом власти удастся "захватить" юкосовскую нефть. Дело в том, что закон позволяет арестовывать активы и производственные мощности компании, но не ее продукцию. Пока что единственным вероятным вариантом развития описанного в Sunday Telegraph сценария является достижение договоренностей с "ЮКОСом", в рамках которых компания согласится на вышеописанный вариант. Для "ЮКОСа" это будет значить не просто смену нефтетрейдера. Конечно, нефть могут зачесть в обеспечение выплаты многомиллиардного долга компании, но Тимченко получит возможность навязывать "ЮКОСу" свою цену за баррель, которая окажется гораздо ниже рыночной. Кроме этого, трейдер сможет ставить перед компанией и другие условия, связанные с тем, кому, как и когда продавать или не продавать нефть.
Однако не стоит забывать, что в данный момент никакой официальной информации о принятии или не принятии плана урегулирования конфликта, описанного в Sunday Telegraph, не поступало. Сам же факт публикации статьи интересен в первую очередь не потому, что она может пролить свет на будущее "ЮКОСа", а потому, что после ее прочтения у неискушенного западного читателя возникает четкое ощущение, что судьба этой компании напрямую зависит от бизнес-интересов президента Путина.
Что касается читателя искушенного и российского, то у него публикация в британской газете такое ощущение вызвать не должна. Или потому, что ощущение это возникло уже давно и превратилось в суровую уверенность, или потому, что в кристальную честность отечественного президента он верит безоговорочно.
И никакие происки капиталистической прессы эту веру поколебать неспособны.
Елена Любарская