IP-телефония (VoIP - от "Voice over Internet Protocol" - англ. "протокол передачи голоса по Интернету") - еще одно технологическое нововведение, пришедшее в народ вместе с Интернетом и уже давшее понять, что мир больше не будет таким, как раньше. VoIP, по сути своей, является технологией, позволяющей удешевить междугородние и международные звонки в 3-5 раз. Происходит это за счет того, что основную часть пути голосовой сигнал идет по Интернету в цифровом виде, что стоит гораздо меньших денег и позволяет достичь более высокого качества связи, чем при использовании обычных аналоговых линий.
Технология
Аналоговая линия подразумевает установку прямого соединения между разговаривающими абонентами. IP-телефония базируется на двойном преобразовании голосового сигнала - вызывающий абонент совершает локальный звонок до коммутатора VoIP-фирмы, услугами которой он пользуется (обычно такие фирмы продают предоплаченные "скрэтч-карты"), там сигнал преобразовывается в цифровой вид и далее передается по Интернету (серьезные VoIP-операторы используют выделенные интернет-каналы большой емкости, что обеспечивает гарантированное качественное соединение). Когда сигнал доходит в город вызываемого абонента, он "приземляется" - совершает обратное преобразование в голосовой сигнал силами одного из местных операторов и достигает телефонного аппарата адресата в виде еще одного локального звонка.
VoIP-технологии в настоящее время набирают все большую популярность среди жителей разных стран мира - в первую очередь, промышленно развитых. Интернет-провайдеры и телефонные операторы активно разрабатывают этот рынок, например, в США. На сегодняшний день населению предлагаются пакеты услуг, когда примерно за 25 долларов можно оформить месячную подписку, позволяющую весь месяц звонить без ограничений любым абонентам на территории США и Канады. Такие инновации активно поощряются американскими властями, которые, как известно, поставили своей целью способствовать развитию интернет-технологий у себя в стране и в связи с этим почти полностью на ближайшие годы освободили интернет-индустрию от налогов.
В частности, власти США разрешили VoIP-фирмам иметь статус федеральных компаний, чтобы те могли свободно работать на межрегиональном рынке. Раньше этому препятствовала необходимость находиться в правовом поле только одного штата, так как традиционно такие фирмы были достаточно небольшими. Однако с ростом популярности IP-телефонии на этом поле стали играть и крупные телекоммуникационные холдинги.
Разумеется, никто не отменял изначально имевшуюся возможность разговаривать по Интернету без всяких телефонов - с помощью напрямую подсоединенных к компьютерам микрофонов и динамиков. Массовому распространению такой конференц-связи всегда мешали медленные интернет-соединения (например, телефонный dial-up), однако в последнее время все больше людей подключаются к широкополосным линиям, что делает VoIP доступным для народа как никогда.
Этим и воспользовалась компания Skype, создавшая одноименную систему, позволяющую каждому желающему совершать голосовые звонки любому другому участнику системы, причем бесплатно - по сути это голосовой аналог популярной службы ICQ. Skype создали те же люди, которые придумали файлообменную сеть KaZaa; они применили там ту же технологию передачи данных "от узла к узлу" ("peer-to-peer", P2P). Это означает, что в обмене трафиком ("пересылке" звонков по Интернету) участвуют все пользователи, "помогая друг другу" - делясь с остальными участниками вычислительными мощностями своего компьютера и емкостью интернет-канала. Это следует учитывать тем, кто желает воспользоваться системой, но платит за интернет-трафик в зависимости от его количества. Пользование Skype становится платным, когда звонок на компьютер участника сети совершается с обычного телефона или наоборот - когда с компьютера участника Skype звонят на телефонный номер.
Экономика
В общем и целом, все эти революционные изменения в сфере общения между людьми на расстоянии не могут не означать изменения ситуации в соответствующем секторе потребительского рынка - с появлением доступных массовому потребителю дешевых VoIP-услуг он, по всем законам рыночной экономики, будет склонен пользоваться именно ими, а не более дорогими услугами стандартных междугородних и международных операторов.
И если в США такая ситуация считается, в целом, нормальной коррекцией свободного рынка, то в некоторых других странах она вызывает серьезные опасения - в первую очередь, у операторов традиционной связи, которые видят в развитии IP-телефонии прямую угрозу своим прибылям. И, вопреки законам свободного рынка, некоторые компании пытаются этому развитию помешать, используя все доступные им способы.
Одним из таких способов является лоббирование внедрения государственных инструкций, ограничивающих деятельность конкурентов. Некоторые мировые "аналоговые" операторы, среди которых встречаются монополисты или почти монополисты, замечены в давлении на власти своих стран с целью проталкивания угодных им законов. Так, в настоящее время деятельность VoIP-фирм пытаются законодательно "отрегулировать" в Коста-Рике, где уже много лет на рынке доминирует национальный телефонный провайдер Instituto Costarricense de Electricidad. От него, в частности, исходит предложение обложить операторов IP-телефонии дополнительными налогами, признав их компаниями-посредниками, генерирующими добавленную стоимость.
А одно из предложений, косвенно исходящих, по данным интернет-издания TechWeb, от костариканского монополиста, заключается в том, чтобы IP-телефонию просто-напросто... криминализовать. То есть объявить вне закона. Некоторые местные специалисты оценивают подобную перспективу как "катастрофическую" для экономики этой небольшой латиноамериканской страны, так как в последнее время в Коста-Рике активно развивается индустрия "удаленного программирования" ("аутсорсинга"), для которой возможность совершать дешевые международные звонки является критичной.
Политика
Российские экономисты оценивают оборот сформировавшегося к настоящему моменту в России рынка услуг IP-телефонии в 300 миллионов долларов в год. На этом рынке сейчас работают различные фирмы - как VoIP-отделения крупных телекоммуникационных компаний, так и небольшие локальные операторы. И к настоящему моменту они пришли к выводу, что традиционные крупные операторы, такие как "Ростелеком" или МГТС (которая сама в минувшем декабре вышла на рынок VoIP), пытаются с помощью административного ресурса объявить их бизнес нелегитимным.
Применение административного ресурса в коммерческих целях, считают представители VoIP-компаний, просматривается в свежем постановлении правительства РФ, которое 28 марта 2005 года ввело в действие разработанную под контролем Министерства информационных технологий и связи инструкцию под названием "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия". По мнению специалистов, эти правила фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии, устанавливая для них заведомо невыполнимые обязательства и ограничения.
23 и 24 марта в Подмосковье прошел ежегодный Российский интернет-форум (РИФ), собравший более 700 представителей интернет-отрасли. Присутствовавшие там представители VoIP-операторов в преддверии принятия новых инструкций Минсвязи решили, в соответствии с традициями функционирования демократического гражданского общества, попросить защиты у главы исполнительной власти страны - президента Путина, которому 31 марта было направлено открытое письмо. В нем говорится:
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Участники Российского интернет-форума — представители малого и среднего бизнеса России, вынуждены обратиться к Вам с глубокой озабоченностью по поводу дальнейшей судьбы коммерческих предприятий, работающих в области связи. Одной из главных тенденций развития рынка телекоммуникаций является конвергенция голоса, видео и данных в рамках одной мультисервисной сети на базе интернет-протокола. Уже сегодня во всем мире около 30% международного голосового трафика передается по IP-сетям.
Главной проблемой, стоящей сегодня перед отраслью IP-телефонии в России, является регулирование. Регуляторы стран Западной Европы и США ставят своей приоритетной задачей стимулирование развития новых технологий и считают IP-телефонию важнейшей революционной технологией на рынке, всемерно поддерживая ее развитие. В то же время, "Правила присоединения сетей электросвязи", разработанные Мининформсвязи РФ и принятые постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 г., фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии и обязывают операторов отдавать весь трафик оператору международной и междугородной телефонной связи. Бизнес более 2 тыс. российских операторов IP-телефонии с общим оборотом около $300 миллионов в год становится нелегитимным. Операторы будут вынуждены прейти на "серые" схемы работы и перестанут платить налоги. Обязательство направлять весь трафик на оператора международной и междугородной телефонной связи является серьезным нарушением принципа свободной конкуренции и фактически является монополизацией рынка дальней связи в интересах 1–2 операторов. "Правила" разрабатывались Мининформсвязи без учета мнений участников рынка и без привлечения экспертизы независимых организаций.
Президент и правительство РФ декларируют поддержку конкуренции: "Очевидно, что выход на рынок новых и эффективных хозяйствующих субъектов зависит от наличия у нас действительно свободной конкуренции. Правительством уже подготовлен проект нового закона о защите конкуренции. Он призван реально бороться с диктатом монополистов и помочь открытию рынков, включая региональные, для многих тысяч новых российских предпринимателей". (Путин В. В., стенографический отчет о встрече с представителями общественных организаций российского бизнеса 24 марта 2005 года, Москва, Большой Кремлевский дворец). В то же время, "Правила присоединения сетей электросвязи" уничтожают конкуренцию в целой отрасли российских инфокоммуникаций.
Российский интернет-форум считает "Правила присоединения сетей электросвязи" огромным шагом назад в регулировании российской отрасли связи. Этот документ противоречит мировому опыту регулирования и не учитывает современные тенденции развития инфокоммуникаций. Принятие "Правил" в том виде, как они есть, приведет к замедлению развития телекоммуникационного рынка в стране и уменьшению конкурентоспособности России на мировом рынке. Российский интернет-форум требует переработать "Правила присоединения сетей электросвязи" с учетом современных тенденций рынка, с привлечением к разработке участников рынка, независимых экспертов и общественных организаций.
Один из ведущих российских экспертов по рынку интернет-доступа и IP-телефонии Александр Милицкий в интервью "Ленте.Ру" поясняет, что вне зависимости от государственного регулирования и лоббистских усилий монополистов IP-телефония будет развиваться естественными путями - если не давать возможности работать VoIP-компаниям, решения голосовой связи через Интернет мигрируют с уровня оператора на уровень конечного потребителя, "где как-то их контролировать и запрещать будет попросту нереально".
Кроме того, либерализация рынка дальней связи в любом случае является неотвратимой, поскольку это одно из ключевых требований при переговорах о вступлении России в ВТО (Всемирную торговую организацию). Если "Ростелекому" и удастся выбить с рынка VoIP-операторов, "вернуть трафик в свою сеть окажется не проще, чем загнать обратно в тюбик уже выдавленную зубную пасту", - отмечает Милицкий.
Сергей Рублёв