К 11 и 18 годам с отбыванием наказания в колонии строгого режима приговорены двое жителей Дагестана - Абдулхалим Абдулкаримов и Мурад Абдуразаков. Дагестанцы обвинялись в исполнении теракта в Каспийске. Однако к столь длительным срокам лишения свободы они были приговорены за другие преступления.
Теракт в Каспийске был совершен 9 мая 2002 года. На обочине дороги, по которой шла колонна, было заложено взрывное устройство, изготовленное из противопехотной мины и усиленное тротиловыми шашками. Взрыв произошел, когда колонна ветеранов, сопровождаемая военным оркестром, проходила по улице Ленина. В результате этого преступления погибли 43 человека, в том числе ветераны и дети, и более 130 получили ранения.
Следствие по делу о теракте было завершено в начале февраля 2004 года. К тому моменту в деле было трое фигурантов - Мурад Абдуразаков (он же - Абхазский Мурад - человек, которого следствие считало непосредственным исполнителем теракта), Абдулхалим Абдулкаримов (он, по утверждению прокуратуры, вел видеосъемку момента взрыва для отчета перед заказчиками) и Ханали Умаханов.
Кроме того, в розыск по делу о теракте были объявлены еще пять человек, в том числе полевой командир Раппани Халилов. Правда, по данным правоохранительных органов, Халилов погиб весной 2003 года в бою с федеральными силами. Таким образом, допросить его уже не удастся. А именно этого человека следствие считает основным организатором теракта.
В конце зимы 2005 года дело в отношении Абдуразакова и Абдулкаримова поступило в Верховный суд Дагестан. В начале июля коллегия присяжных признала недоказанной причастность обоих обвиняемых к теракту. Если бы не этот вердикт, прокуратура потребовала бы для боевиков пожизненного заключения. По оставшимся же пунктам обвинения, включавшим в себя покушение на убийство и участие в незаконных вооруженных формированиях, прокурор потребовал 15 лет заключения для Абдулкаримова и 11 лет - для Абдулразакова.
Однако по решению суда Абдуразаков был приговорен к 18 годам лишения свободы - за участие в незаконных вооруженных формированиях и в вооруженном мятеже, а также покушение на жизнь бывшего председателя Дагестанского отделения Пенсионного фонда России Шарапутдина Мусаева. Абдулкаримов получил 11 лет - за покушение на убийство и подделку документов.
Адвокаты обоих дагестанцев заявили, что удовлетворены назначенным наказанием, но огорчены тем, как шло расследование теракта в Каспийске на уровне предварительного следствия. И действительно, фактически ни исполнители, ни организаторы теракта так и не были задержаны. Сами же подсудимые заявили, что не имели отношения к теракту и на следствии оговорили себя под давлением оперативников.
Зато гособвинители, как утверждают источники "Российской газеты" в прокуратуре, были весьма озадачены решением присяжных заседателей и пообещали еще раз пристально изучить материалы дела. Если в ходе судебного заседания будут найдены процессуальные нарушения, приговор немедленно обжалуют с тем, чтобы вернуться к попытке обвинить Абдуразакова и Абдулкаримова в причастности к теракту. Возможно, тогда террористам добавят срок.
Ранее дело о теракте в Каспийске уже фигурировало в суде. Тогда Верховный суд Дагестана оправдал группу военнослужащих 136-й мотострелковой отдельной бригады в Буйнакске. Они обвинялись в том, что передали террористам мину, из которой было изготовлено взрывное устройство.
Что же касается Умаханова, то дело в отношении этого человека было выделено в отдельное производство, так как вскоре после его ареста у следствия возникли сомнения в его вменяемости и он был направлен в психиатрическую больницу на освидетельствование и, в случае необходимости, лечение. Весной 2005 года врачи признали Умаханова здоровым, и дело было передано в суд. Суд начал разбирать его 6 июня 2005 года.
По просьбе Умаханова, процесс тоже проходит с участием присяжных. Как считают эксперты, после оправдательного вердикта присяжных в отношении Абдуразакова и Абдулкаримова с него, скорее всего, также будут сняты обвинения в теракте.
Мария Мстиславская