Для Курбана Курбанова, живущего в Дагестане, воскресное утро 24 июля началось так же, как любое другое. Рассвет он встретил, пася овец недалеко от селения Байрам-аул, расположенного у 209-го километра Северо-Кавказской железной дороги, на перегоне Хасавюрт - Карланюрт. Однако спустя несколько минут после восхода солнца все изменилось - звук взрыва, визг тормозов. Именно в этом месте, в километре от поселка, остановился взорванный поезд. Курбанов сразу побежал к поврежденному составу и стал помогать пострадавшим. Этот взрыв стал третьим, совершенным на железных дорогах Дагестана в течение лета 2005 года.
Электричка №6604, состоящая из пяти вагонов, направлялась из Хасавюрта в Махачкалу. По расписанию она была самой ранней, и пассажиров в ней было немного - по разным данным, от 16 до 40 человек. Преимущественно это были селяне, которые везли в столицу республики зелень, фрукты и овощи на продажу.
Взрыв произошел в половине шестого утра. Бомба сработала под первым вагоном электрички, являющимся также локомотивом. Взрыв был направленным и настолько мощным, что пробил не только днище вагона, но и потолок, а на железнодорожном полотне образовалась воронка диаметром и глубиной около двух метров.
Электровоз от взрыва поднялся над рельсами примерно на полметра, но рухнул обратно на пути. Раненый машинист успел включить экстренное торможение. Состав, который в тот момент двигался со скоростью 60 километров в час, частично сошел с рельсов и проехал по инерции еще около двухсот метров. В результате теракта пострадали пять человек - машинист электровоза, который был контужен, помощник машиниста, сломавший себе ребра, а также сотрудник транспортной милиции и два пассажира, которые получили ранения различной степени тяжести. Медики, по словам Курбана Курбанова, приехали довольно быстро, через 20 минут после ЧП, но помочь успели не всем: по дороге в городскую больницу Кизилюрта одна из пострадавших, 42-летняя жительница Хасавюрта, скончалась. Жизни остальных, по словам врачей, находятся вне опасности.
Кто и чем взрывал
Исходя из повреждений железнодорожного пути и подорвавшегося вагона, сотрудники правоохранительных органов определили, что мощность бомбы составила 10-11 килограммов в тротиловом эквиваленте. По одной из первых версий, мина представляла собой безоболочное самодельное взрывное устройство нажимного действия, которое сработало, как только над ним оказался первый вагон электрички. Однако позже оперативники обнаружили на месте теракта фрагменты батарейки "Крона" и радиостанции "Кенвуд" и сделали вывод, что бомба была приведена в действие по радио.
Подрыв электрички 24 июля стал третьей диверсией, совершенной на железных дорогах Дагестана в течение лета 2005 года, и первой с участием пассажирского поезда. Первый взрыв из этой серии произошел в ночь на 25 июня на 63-м километре перегона Куруш - Карлан-юрт в момент следования технического поезда. Спаренный тепловоз и четыре платформы сошли с рельсов и опрокинулись, машинист и его помощник получили ранения. 7 июля взрывное устройство сработало под электровозом грузового поезда Махачкала - Тарки. В результате этого теракта никто не пострадал.
По словам экспертов, неизвестные террористы были профессионалами: "Бомба была установлена так, что взрыв прогремел именно под вагоном, чтобы было много жертв". Взрывотехники утверждают, что точно такие же устройства применялись в обеих диверсиях, совершенных на железных дорогах Дагестана в 2005 году. Однако кто именно их совершает, следствию пока установить не удалось. Неофициально в МВД республики предполагают, что это кто-то из соратников уничтоженного в начале июля "главного дагестанского боевика" Расула Макашарипова (по кличке Муслим). Однако, как отмечают СМИ, конкретных имен никто не называет.
Дело в том, что после ликвидации Макашарипова спецслужбы и руководство республики объявили не только о разгроме его банды, но и о раскрытии большинства терактов, совершенных за последнее время в Дагестане (приписав их группировке Муслима). А если первый тезис не соответствует действительности, то многие расследования придется начинать практически с нуля.
Дагестанские спецслужбы искали Макашарипова, возглавлявшего экстремистскую группировку "Шариат", почти три года, дважды объявляя о его ликвидации. В первый раз соответствующее заявление прозвучало в конце 2004 года, после очередной стычки с засевшими в одном из домов боевиками, в ходе которой этот дом был полностью разрушен. Однако после этого нападения не прекратились, а, наоборот, участились - с начала 2005 года в Дагестане было совершено более 70 терактов. Второй раз об уничтожении Муслима заявили уже 6 июля - на этот раз труп был опознан официально.
"Сезон охоты"
Но и после этого теракты в республике не прекратились. По их числу Дагестан уже опережает Чечню. Каждый девятый взрыв, произошедший в этом году на территории России, случился в этой республике. При этом, исходя из последних сообщений, вполне логично предположить, что дагестанские боевики не собираются прекращать свою деятельность, а, напротив, интенсивно готовятся к осуществлению новых терактов.
Так, в ночь с 23 на 24 июля в Каспийске, пригороде Махачкалы, были обнаружены "Жигули", в которых находились два взрывных устройства общей мощностью 10 килограммов в тротиловом эквиваленте. Кроме того, в салоне машины хранился целый арсенал, в том числе 152-миллиметровый артиллерийский снаряд с прикрепленными к нему пятью выстрелами к гранатомету, шесть 82-миллиметровых мин, три противотанковых гранатомета, три автомата Калашникова, 600 патронов различного калибра и другая амуниция, в том числе три радиостанции "Кенвуд". Следствие не исключает, что арсенал принадлежал все тем же боевикам из осколков группировки "Шариат", которые собирались применить его против сотрудников правоохранительных органов и представителей власти.
И дейстительно, "сезон охоты" на милиционеров в Дагестане по-прежнему открыт. 17 июля в Махачкале был взорван патрульный УАЗ, в результате чего один из сотрудников милиции, находившийся в машине, был контужен. Двумя днями раньше там же взорвался еще один автомобиль с милиционерами, которые получили легкую контузию. 13 июля в Хасавюрте в саду своего дома был застрелен старшей сержант милиции, а сутками ранее, также в собственном доме в селе Покровское - майор МВД. Это далеко не полный список ЧП, произошедших в Дагестане с момента уничтожения Макашарипова. Очевидно, что проблема заключалась не только в одном Муслиме, а его ликвидацию едва ли можно назвать полной победой правоохранительных органов в борьбе с "террористическим подпольем".
Возвращаясь к взорванному поезду, следует отметить, что ремонтные работы на месте теракта начались очень оперативно - всего через час после взрыва. Движение по перегону, через который непосредственно в Дагестан и далее в южном направлении на Азербайджан следуют все российские и украинские поезда, было полностью восстановлено к двум часам дня. А Махачкалинская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело сразу по трем статьям Уголовного кодекса - 205 (терроризм), 222 (незаконное приобретение, хранение и ношение оружия и взрывчатых веществ), и 223 (незаконное изготовление оружия и взрывчатых веществ).
К сожалению, особых надежд на то, что в данном случае прокуратура, ища виновных, сработает так же оперативно, как и ремонтники, питать не стоит: как показывает та же дагестанская практика, практика республики, которая в последнее время стала взрывоопаснее Чечни, исполнителей подобных терактов находят редко.
Алексей Гапеев