И грянул гром

Правительство Украины в полном составе отправлено в отставку

Тот, кто следит за ситуацией на Украине, легко признает, что самыми нетерпеливыми людьми на свете являются депутаты Верховной Рады этой столь богатой на политические коллизии страны. Только 1 января вступили в силу поправки к Конституции республики, наделяющие парламент правом отправлять в отставку правительство, как депутаты, дождавшись первого заседания Рады, тут же этими поправками и воспользовались. Причем, оставив страну не только без министров, но и без надежды в ближайшем будущем этих министров обрести.

Дело в том, что с начала этого года Украина, согласно тем же самым поправкам, превратилась фактически в парламентскую республику, и президент Виктор Ющенко уже не имеет права назначать премьера. К сожалению, нет такого права и у горячих украинских депутатов, поскольку Верховная Рада пока не приняла соответствующие законы для избрания нового премьера и правительства. По мнению ныне уже исполняющего обязанности министра юстиции Сергея Головатого, своим решением парламентарии погрузили страну в "правовой хаос", который вкупе с грядущими в марте выборами в Верховную Раду грозит республике политическим коллапсом. Слишком много для одной страны за последние полтора года, согласитесь.

Верховная Рада получит право назначать правительство и премьера только после очередных выборов - то есть не раньше середины мая, когда будут окончательно утверждены итоги голосования и новый депутатский корпус приступит к своим обязанностям. Из этой ситуации видится только один выход - оставить руководить правительством Юрия Еханурова, которому не удалось продержаться в своем кресле и полугода. Возникает вопрос, был ли практический смысл отправлять кабинет министров в утиль, если он и дальше будет принимать решения? Ответ напрашивается сам собой - практичность тут заключается только в нагнетании предвыборных страстей, которая обернется для одних ростом рейтинга, для других - полным его обвалом. Да, и еще один любопытный факт - исполнять обязанности временное правительство имеет право только 60 дней, а этот срок истекает еще до выборов - 10 марта.

Накануне "правительственного дня" в Раде политики рассматривали возможность отставки кабинета министров очень осторожно, проще говоря - упоминали о такой возможности только самые буйные головы из числа депутатов. Большинство полагало, что если кто-то и лишится своих постов, то разве что глава Министерства топлива и энергетики Иван Плачков и в крайнем случае шеф МИД Борис Тарасюк. Попутно с ними прогнозировалось увольнение и руководителя компании "Нафтогаз Украины" Алексея Ивченко. Именно все вышеназванные лица определяли позиции Украины на переговорах с "Газпромом" и должны были отчитываться перед депутатами.

Многие оппозиционные политики, в первую очередь экс-премьер Юлия Тимошенко, жаждали крови госчиновников. Блок Тимошенко внес на рассмотрение Верховной Рады проект постановления о признании недействительным соглашения в газовой сфере между Россией и Украиной, а также призвал депутатов организовать специальную комиссию для проверки деятельности "Нафтогаза". Судя по заявлениям оппозиционеров, Плачков, Тарасюк и Ивченко, весь кабинет министров, да и сам президент Виктор Ющенко, дав добро на газовую сделку с Кремлем, просто предали интересы Украины. Вдобавок к этому депутаты, в том числе спикер парламента Владимир Литвин, были крайне возмущены решением властей повысить тарифы на газ для населения и заявляли о том, что не дадут этому решению вступить в силу.

Стартовало заседание Рады с того, что предполагаемые жертвы депутатов - Плачков, Тарасюк и Ивченко - в парламент не явились, чем вызвали гнев Литвина. Рада посчитала, что таким образом чиновники выразили ей свое неуважение, и отказалась выслушивать присланных на заседание первых замов главных виновников депутатского разбирательства. Литвин заявил, что слово будет предоставлено только премьеру Еханурову, который в конечном итоге и отдувался за всех своих проштрафившихся подчиненных.

Начал глава кабинета министров с того, что пошел на уступку депутатам и заявил, что отменил принятое в конце 2005 года постановление правительства о повышении цен на газ для населения на 25 процентов с 1 января 2006 года. Он пояснил, что постановление пока не вступило в законную силу и поэтому выполняться не будет. При этом премьер не уточнил, осталось ли в силе постановление, повышающее тарифы на электроэнергию для населения с 1 января 2006 года на 20 процентов. Ехануров также коснулся темы энергосбережения на Украине, привел множество данных о потреблении газа в стране и дал понять, что договор с Россией о поставках можно считать успешным. Одним словом, пытался убедить высокое собрание в своей правоте, напирая на то, что с учетом неуступчивости "Газпрома" у Украины не было другого выхода, кроме как подписать договор в его нынешнем виде.

Последующее выступление спикера показало, что речь премьера не произвела должного впечатления. Когда Литвин назвал монолог главы правительства "очередной болтовней", запахло жареным. По мнению спикера, парламент не получил от кабмина достаточной информации о сути содержания и перспективах, которые ожидают Украину в связи с подписанием соглашения о поставках российского газа. Литвин заявил, в частности, что Украина так и не получила гарантий того, что газ по цене 95 долларов за тысячу кубометров будет поставляться на протяжении всех 5 лет. "Есть только обширные политические разговоры", - сказал спикер. Он подчеркнул, что Раду, как и кабмин, "держат на полуинформации".

По словам Литвина, подписанное с РФ соглашение является самым плохим решением, которое можно было принять в сложившейся ситуации. В частности, спикер обосновал это тем, что Украина должна была воспользоваться предложением России в 1 квартале 2006 года получать российский газ по цене 50 долларов, а после этого перейти на рыночную цену. "В противном случае складывается ощущение, что нас подвели к такому решению как к безальтернативному", - сказал спикер. Он также сказал, что соглашение было подписано ночью и "правовому анализу не поддается". Особенно председателя парламента задело то, что всю ответственность за повышение цены на российский газ переложили на плечи украинского населения и то, что в ходе обсуждения ситуации на рынке газа все стороны выступали "с политических позиций".

После этого Литвин поставил на голосование вопрос об отставке правительства и, после того как стали известны его результаты, стало понятно, что многострадальный украинский народ так и не дождется от властей ни стабильности, ни всего прочего, что ему было обещано год назад, когда творилась "оранжевая" революция. За отставку проголосовали 250 депутатов, при необходимых 226, в том числе фракции Партии регионов Виктора Януковича, БЮТ Юлии Тимошенко, коммунисты, Социал-демократы (объединенные) и представители Народной партии самого Литвина. Против было 50 парламентариев, в том числе фракции "Нашей Украины" и Социалистической партии.

Пока Ехануров и его министры паковали портфели, Рада приняла решение создать временную следственную комиссию по вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности "Нафтогаза". За это проголосовали 218 депутатов. В соответствии с принятым постановлением комиссия проверит также кадровую политику компании и условия обеспечения Украины газом на 2006 год. Кроме того, парламент 386 голосами принял за основу законопроект о моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, использованный в быту газ и электроэнергию, услуги общественного транспорта (кроме такси).

Комментарии на решение Рады последовали сразу же. В первую очередь высказался главный потерпевший - Ехануров, которые считает, что Владимир Литвин не имел права ставить на голосование вопрос об отставке правительства. "Литвин процедурно не имел права ставить этот вопрос на голосование, но поставил", - сказал исполняющий обязанности премьера - именно в этом качестве Еханурова оставила Рада до формирования нового кабинета. Ехануров также дал понять, что не испытывает особых проблем с тем, что до весны будет носить приставку "и.о.".

Тон комментария Виктора Ющенко, которого, думается, новость об отставке правительства застала в казахских степях (Ющенко поехал в Астану на инаугурацию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева) как гром среди ясного неба, был более резким. Глава государства назвал решение Рады "неконституционным". "Я хотел бы, чтобы поработали юристы мои и юристы правительства, тогда мы дадим более развернутый комментарий", - пообещал президент, но, очевидно, именно на "неконституционность" депутатского решения будет в дальнейшем напирать окружение президента. Глава государства не исключил даже, что Рада будет распущена.

Советник главы государства по юридическим вопросам Николай Полуденный уже высказался по данному вопросу. Он полагает, что поскольку Рада, согласно Конституции, не имеет полномочий формировать правительство аж до весны, это будет делать, как и прежде, президент. "Проблема в том, что нормы конституции, которые разрешают парламенту освободить правительство, уже вступили в силу, а нормы, которые предоставляют им право формировать правительство - нет. Возникает вопрос, что дальше? Получается, что президент снова может формировать новое правительство", - заметил советник. Но он все же не стал отрицать, что парламент имел право отправить кабинет министров в отставку, поскольку этот вопрос определяется регламентом Верховной Рады. "Наверное, решение действующее, но есть вопрос коллизии норм. И решить его не может никто, поскольку Конституционный Суд не сформирован", - добавил Полуденный. Вся эта правовая неразбериха, считает президентский советник, является просто "закручиванием ситуации в сторону политического кризиса".

Что же Украина имеет в итоге? Правительство в отставке, Конституционный суд, судьи которого так и не назначены, Раду, которая может увольнять, но не назначать, и президента, который де-юре не имеет права делать ни того, ни другого, но де-факто, скорее всего, этим и займется. Если это не кризис власти, то, что тогда вообще такое "кризис власти"?