Старые и новые друзья Буша США за неделю создали три новых международных блока

Президент США Джордж Буш укрепляет систему военно-политических союзов, посредством которой США влияют на ситуацию на Азиатском континенте. В течение первой недели марта были подписаны такие соглашения и сделаны такие заявления, которые позволяют усмотреть формирование по крайней мере трех мощных стратегических союзов, ни один из которых не является абсолютно новым, но которые в совокупности означают единовременное усиление американского влияния в Евразии и новый виток конфронтации с традиционными противниками - Ираном, Китаем и Северной Кореей.

Итак, 1-2 марта Буш подписал важнейшие соглашения c Индией, 3-4 марта - поставил на место Пакистан, который расчитывал на сохранение статуса основного союзника США в Азии. 7 марта было объявлено о подготовке создания "антииранской коалиции", а 8-го - о формировании в Тихоокеанском регионе стратегического союза США - Япония - Южная Корея.

Новый друг...

В опубликованном в начале февраля 2006 года докладе об американской военной стратегии (такие доклады Пентагон готовит каждые четыре года) ключевым стратегическим партнером США в военной сфере была названа Индия.

Летом 2005 года глава Пентагона Дональд Рамсфельд и министр обороны Индии Пранаб Махерджи подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере сроком на 10 лет. В сентябре того же года были достигнуты первоначальные договоренности о фактическом признании США Индии ядерной державой. Мир и дружба между Индией и США были окончательно закреплены совместными военно-морскими учениями с участием авианосцев в феврале 2006 года и подписанием соглашений о сотрудничестве в ядерной сфере 1-2 марта.

Интерес США к Индии вполне понятен. Во-первых, это одна из наиболее динамично растущих экономик мира (по данным МВФ, рост ВВП в 2005 году составил около 7,5 процента, прогноз роста на 2006 год - 7,1 процента). По этому показателю Индия уступает только Китаю. При этом Индии в наследство от британского колониального господства досталась мощная система образования, готовящая специалистов достаточно высокого уровня практически во всех областях, значимых для современной экономики, начиная от программирования и биохимии и заканчивая макроэкономикой. Это означает, что экономический рост Индии будет достаточно стабилен и не захлебнется в ближайшие годы, при условии, конечно, что Индии удастся справиться с "утечкой мозгов", поскольку тех же индийских программистов с восторгом принимают американские компании, тем более что их требования к зарплате гораздо скромнее, чем требования специалистов аналогичного уровня из большинства других стран

Во-вторых, Индия - это один из наиболее емких в мире рынков. В стране живет более миллиарда человек - более миллиарда потребителей! И этот рынок еще не поделен. Это не говоря о том, что Индия имеет хотя и сравнительно небольшой (около 20 миллиардов долларов, около 2,4 процента ВВП), но весьма эффективно используемый военный бюджет, из которого только в этом году выделяется 10 миллиардов долларов на закупку современных многоцелевых истребителей и некоторых технологий военного самолетостроения. За доминирование на индийском оружейном рынке уже разворачиваются нешуточные схватки.

В-третьих, Индия - чуть ли не единственная постколониальная страна, которая смогла и найти собственный путь развития, и неуклонно по нему двигаться в течение вот уже более полустолетия, и в полной мере сохранить однажды завоеванную самостоятельность, не став зависимой от иностранных инвестиций и специалистов, и при этом имеет приличные отношения с западными странами, не держит ни на кого обид и никого не обвиняет в своей нынешней отсталости.

В-четвертых, Индия - не мусульманская страна. Более того, это страна традиционно многоконфессиональная. Конфликты на религиозной почве в Индии существуют как раз там, где проживают мусульмане - прежде всего в штатах Джамму и Кашмир, на границе с Пакистаном. Благодаря этому Индия может себе позволить занимать позицию над схваткой, когда в непосредственной близости от нее жгут датские флаги, громят посольства западных стран или сунниты и шииты взрывают святыни друг друга.

Индийский премьер Манмохан Сингх. Фото AFP. Такой новый друг вполне может быть лучше старых двух.

Индийский премьер Манмохан Сингх. Фото AFP. Такой новый друг вполне может быть лучше старых двух.

Lenta.ru

Наконец, в-пятых, Индия - страна демократическая, лидеры которой не замечены в списках одиозных диктаторов. Более того, нынешний лидер правящей партии "Индийский национальный конгресс" и глава правительства Манмохан Сингх является представителем религиозного меньшинства - сикхов, так что индийцы отнюдь не чужды политкорректности.

Интерес США к Индии, повторимся, понятен. Не вполне понятно другое: почему это сближение стало происходить только в последние пару лет, хотя все вышеприведенные факторы, определяющие этот интерес, действуют уже достаточно давно, а об обладании ядерным оружием Индия объявила еще в 1998 году (за что, кстати, США вводили против нее санкции). Ясно, впрочем, что такие факторы, как численность населения, темпы роста экономики и обладание ядерным оружием, сами по себе не определяют всего. То есть ответ на вопрос, почему именно сейчас США столь активно стали дружить с Индией, кроется, по всей вероятности, в действии других факторов, скажем, в изменении соотношения сил между основными игроками на международной арене.

Основные изменения последнего времени связаны с теми же Ираном и Китаем. Укрепление экономических связей Японии и Китая, несмотря на возникающие проблемы, побуждает японцев и к некоторому политическому сближению с Китаем. То же можно сказать и о Южной Корее. В этой ситуации США, следуя принципу "не класть все яйца в одну корзину", не могут расчитывать только на тех союзников, которые у них уже есть, и стремятся обзавестись новыми. Что же касается Ирана, то США заинтересованы в том, чтобы как можно большее число стран, обладающих авторитетом на международной арене, приняли участие в его изоляции.

Пакистан, до сих пор остававшийся главным союзником США в Азии, всерьез обеспокоился сближением США и Индии. Пакистанский президент Первез Мушарраф, с которым Буш встречался уже на следующий день после подписания соглашений о сотрудничестве в ядерной сфере с Индией, поспешил предложить аналогичное сотрудничество. Но Буш сказал как отрезал: "Индия и Пакистан являются разными странами с разными потребностями и разной историей".

Разумеется, партнерство США и Пакистана продолжится, хотя бы потому, что вряд ли американцам удастся найти другого такого союзника в исламском мире (в нем Пакистан занимает второе место по численности населения, уступая лишь Индонезии, и является единственной страной, обладающей ядерным оружием). Но чью сторону примет США при очередном обострении конфликта между этими странами - теперь уже далеко не очевидно.

...а два старых друга - совсем хорошо

8 марта, выступая перед сенатским Комитетом по вооруженным силам, командующий Тихоокеанской группировкой американских войск и флота адмирал Уильям Фоллон заявил, что США следует расширить сотрудничество со своими союзниками на Дальнем Востоке и превратить два двухсторонних союза (c Японией и с Южной Кореей) в один трехсторонний. Таким образом, Китай оказывается уже между двух огней: на юге - Индия, на востоке - Япония и Южная Корея, и за спинами всех стоят США. И это не говоря о том, что все участники переговоров о северокорейской ядерной программе, кроме России и Китая, оказываются теснее "завязаны" между собой, что позволит им оказывать более действенное давление на КНДР.

В том же докладе Пентагона, где наиболее перспективным партнером США названа Индия, определен и их основной противник - Китай. Эта страна имеет наибольший потенциал для соперничества с США в военной сфере, говорится в докладе, и со временем сможет компенсировать традиционные военные преимущества Соединенных Штатов (которые связаны прежде всего с оперативностью развертывания сил).

Китай, создавший собственную модель экономического роста, бурно развивается, а правящий там коммунистический режим делает его источником постоянного раздражения для США как глобального лидера, стремящегося основать свое лидерство на неолиберальных принципах. Китай может позволить себе в международной политике многое, чего не могут другие, даже столь же активно развивающиеся страны, поскольку он, помимо всего прочего, обладает ядерным оружием (причем это, в отличие от ситуации с Индией, закреплено в Договоре о нераспространении ядерного оружия) и статусом постоянного члена Совета безопасности ООН.

После Второй мировой войны у США было две опоры на Дальнем Востоке - Япония и Южная Корея. Япония фактически превратилась в полуколонию США, которые обеспечивали ее военную защиту (заодно имея мощную базу прямо на восточной границе СССР) и оказывали помощь в восстановлении экономики. В Корее ситуация была, в общем, похожей: на юге полуострова в 1948 году была создана Республика Корея под эгидой США, на территории которой также размещались американские военные базы и которая получала значительную материальную поддержку от Соединенных Штатов. В итоге эти две страны вошли в число экономических лидеров региона (а Япония - так и вовсе мировых экономических лидеров) и, хотя стали более самостоятельными, сохраняют традиционно тесные дружеские отношения с США.

Ситуация в Тихоокеанском регионе сильно осложнилась после того, как Северная Корея вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия. Фактически КНДР тем самым открыто заявила, что стремится получить собственное ядерное оружие, чтобы защититься от "империалистов", и даже намекала на то, что оно у нее уже есть.

Президент Южной Кореи Ро Му Хен. Фото AFP.

Президент Южной Кореи Ро Му Хен. Фото AFP.

Lenta.ru

Две Кореи находятся в состоянии войны в течение уже более чем полувека, и дальше соглашения о прекращении огня 1953 года дело не пошло. Попытки урегулирования отношений то и дело предпринимаются: например, в ноябре 2005 года была достигнута договоренность о составлении единого словаря корейского языка, а 4-5 марта 2006 года хоккейные сборные двух стран сыграли между собой товарищеские матчи, облачившись в форму с одинаковым рисунком, различающуюся только цветами. Раз в несколько лет в демилитаризованной зоне на 38-й параллели, по которой проведена демаркационная линия, встречаются представители командования двух армий и договариваются о предотвращении стычек, которые все же происходят, поскольку мир-то так и не заключен.

Корейцы тяжело переживают раскол страны и колеблются между приверженностью противоположным политическим системам, идеологиям и традиционным союзникам, с одной стороны, и тягой к объединению - с другой. Так, недавний опрос южнокорейской молодежи показал: около половины граждан Южной Кореи в возрасте от 17 до 23 лет считают, что в случае нападения США на Северную Корею (а возможность такого нападения в целях "ликвидации угрозы" американцы никогда не исключали) Южная Корея должна принять сторону своих кровных собратьев, а не традиционных союзников. В то же время за то, чтобы в такой ситуации поддержать американцев, высказались менее 12 процентов респондентов.

Что касается Японии, то она официально даже не имеет армии, хотя в конце прошлого года правящая Либерально-демократическая партия предложила внести изменения в конституцию страны, которые позволят ее иметь. Впрочем, боеспособности ее ограниченных по численности и вооружению Сил самообороны позавидовали бы иные армии. На территории Японии, на острове Окинава, размещается крупная военная база США, на которой в настоящее время находится около 19 тысяч морских пехотинцев (8 тысяч, по договоренностям, достигнутым осенью 2005 года, в ближайшее время будут выведены), а также авиабаза "Кадена". Японские власти в последние годы перестали даже пытаться скрывать свое желание избавиться от американского военного присутствия, но вместе с тем заявляют о том, что по-прежнему привержены союзу с США.

Японский премьер Дзюнитиро Коидзуми. Фото AFP

Японский премьер Дзюнитиро Коидзуми. Фото AFP

Lenta.ru

Пытаться радикально перекроить политическую карту региона, где находятся и Китай, и Япония, и две Кореи, и Индонезия (крупнейшая мусульманская страна), и собственные базы на Окинаве и Гуаме, было бы со стороны США слишком самонадеянно и чревато неприятностями прежде всего для них самих. Однако северокорейский лидер Ким Чен Ир, который и так традиционно дружит с коммунистическим Китаем, не так давно снова побывал в Китае, причем тайно, что дало новый повод для подозрений и новую почву для развития военного сотрудничества.

Проверенный способ

После терактов 11 сентября 2001 года, начиная войну с терроризмом, Джордж Буш создал "антитеррористическую коалицию". Это понятие достаточно размытое: в зависимости от точки зрения, Россию, например, можно относить к числу ее членов, а можно не относить (с одной стороны, США признают, что Москва борется с международным терроризмом, но с другой, она не поддержала военные операции ни в Афганистане, ни в Ираке).

7 марта в интервью Чарли Роузу на американском Общественном телевидении заместитель госсекретаря США Николас Бернс заговорил о создании еще одной коалиции. "Для того, чтобы привлечь внимание иранцев и убедить их дать задний ход, может понадобиться создать коалицию стран, которые введут определенные санкции", - сказал он.

Участников этой коалиции, судя по всему, проще будет определить по формальным признакам: во-первых, введение экономических санкций против Ирана, во-вторых, отказ принимать у себя иранских лидеров, в-третьих, запрещение иранскому правительству размещать средства на счетах в своих банках. Бернс особо подчеркнул, что не уверен, присоединятся ли к этой коалиции Россия и Китай, которые сейчас выглядят главными защитниками Ирана от американских и израильских бомб.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Фото AFP.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Фото AFP.

Lenta.ru

Намерение создать антииранскую коалицию понятно и объяснимо: очевидно, что Совет безопасности ООН, правом вето в котором обладают сразу два противника силового решения "иранского вопроса" (те самые Россия и Китай), никогда не примет никаких резолюций, достаточно решительных, чтобы удовлетворить американцев. Поэтому США будут действовать в обход Совбеза. Именно так они действовали, например, против Сербии в 1999 году. Это старый проверенный способ.

Понимая это, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан практически бессилен что-либо предпринять, и ему остается лишь призывать американцев выбирать выражения, когда они говорят об Иране.

Итого, налицо перспектива создания трех мощных союзов: США - Индия, США - Япония - Южная Корея и "антииранская коалиция", состав участников которой пока неясен, но в том, что и он будет весьма солидным, сомневаться не приходится. В каждом случае более или менее ясны преследуемые цели: Индия - выгодный экономический партнер и практически готовый противовес Китаю; Япония и Южная - не только противовес Китаю, но и силы, способные обуздать Северную Корею; "антииранская коалиция" - средство справиться с Ираном в обход Совбеза ООН. И о создании всех трех союзов было объявлено в течение одной недели.

Ну что ж, США - гегемон, они могут себе это позволить.

Иван Грушин

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше