Из рук в руки ИД "Коммерсант" снова сменил хозяина

За свою почти восемнадцатилетнюю историю издательский дом "Коммерсант" трижды менял хозяев. Созданный в июне 1988 года журналистом "Огонька" Владимиром Яковлевым, ИД в 1999 году - через подставное лицо - перешел под контроль известного предпринимателя Бориса Березовского. В феврале 2006 года Березовский продал его своему давнему деловому партнеру, бизнесмену и члену кабинета министров Грузии Бадри Патаркацишвили. И вот в конце августа того же года "Коммерсант" обрел нового хозяина - им стал предприниматель Алишер Усманов, глава "Газпроминвестхолдинга", целиком подконтрольного государственному "Газпрому".

Издательский дом "Коммерсант" возник в годы перестройки, однако резко отличался от всех перестроечных проектов, связанных с подачей общественно-политической информации, тем, что принципиально поставил себя над политикой. В 1987 году была создана информационно-справочная служба "Факт", намеревавшаяся снабжать своих потенциальных читателей - членов набиравшего в те годы размах кооперативного движения - фактами: контактной информацией, справочной литературой, текстами нормативных актов и документов. Деятельность службы оказалась востребована, и 15 июня 1988 года один из создателей "Факта", корреспондент журнала "Огонек" Владимир Яковлев, оформил официальное превращение службы в кооператив - именно от этого дня отсчитывается история издательского дома "Коммерсант" (хотя название было придумано позже).

Превратить информационные сводки "Факта" в полноценную газету (поначалу еженедельную) Яковлеву помог первый советский миллионер Артем Тарасов. Пилотный выпуск "Коммерсанта" вышел в декабре 1989 года. В январе 1990-го газета пошла в тираж и сразу стала популярной среди представителей молодого российского среднего класса. "Коммерсант" добился успеха не в последнюю очередь потому, что не пытался занять позицию по ту или иную сторону идеологических баррикад, возведенных в начале 90-х годов противниками и сторонниками дышавшей на ладан советской власти. Газета обращалась к деловым людям и главную свою задачу видела в том, чтобы оперативно снабжать их свежей и достоверной информацией. Уже через год тираж "Коммерсанта" достиг полумиллиона, а в сентябре 1992 года Яковлеву удалось превратить еженедельник в деловую газету, выходящую шесть раз в неделю.

Вслед за этим издательский дом стал запускать один проект за другим. На свет появились аналитический еженедельник Weekly (в 1997 году переименованный в журнал "Коммерсант Власть"), иллюстрированный ежемесячник для семейного чтения "Домовой", экономический еженедельник "Коммерсант Деньги" и другие, причем основой деятельности ИД, его лицом и маркой оставалась ежедневная газета, задававшая российскому рынку СМИ новый стандарт журналистики - деловой, информационной, оперативной, без оценок, мнений, идеологических штампов и лирических отступлений. Газета разговаривала с читателем на равных - предлагала ему только факты, не навязывая собственного мнения. Это подкупало, и на протяжении 1990-х годов тиражи продолжали расти, прибыль ИД - увеличиваться, авторитет в среде коллег-журналистов и просто читателей - укрепляться. Уже к 1993 году издательский дом захватил лидерство на рынке коммерческой рекламы в СМИ. В западных изданиях газету "Коммерсант" называли русским гибридом The Wall Street Journal и The New York Times.

Владимир Яковлев. Фото с сайта www.kommersant.ru

Владимир Яковлев. Фото с сайта www.kommersant.ru

Lenta.ru

Однако сам Владимир Яковлев, приложивший столько усилий для создания совершенно нового для России успешного коммерческого проекта, постепенно стал отходить от дел. Будучи владельцем контрольного пакета акций ИД "Коммерсант", он мог позволить себе переложить текущую работу на своих единомышленников и помощников - генерального директора Леонида Милославского и главного редактора Рафа Шакирова. На уровне публикаций это не сказалось, и никто из читателей газеты не знал, что в 1998 году Яковлев, к тому времени серьезно увлекшийся буддизмом, покинул Россию, перебравшись в Лос-Анджелес. В то время имя владельца издательского дома и перестановки внутри редакции никого, кроме узкого круга посвященных, еще не интересовали.

Но в августе 1998 года в России случился дефолт, и дела издательского дома пошатнулись (первыми на себе это почувствовали сотрудники редакции, привыкшие за предыдущие годы работы выкладываться на полную за действительно достойную зарплату). И вот в 1999 году, в год, предшествующий очередным президентским выборам, поползли слухи, что Яковлев может расстаться со своим детищем. Наверное, решение это было правильным - столь востребованный медийный актив с незапятнанной репутацией представлялся крайне лакомым куском для всех политических игроков со средствами, а финансовые трудности грозили лишить издательский дом прежней идеологической независимости. Скорее всего, понимая, что у "Коммерсанта" непременно появится некий закулисный покровитель, деньгами диктующий редакции свою политику, Яковлев решился окончательно выйти из игры.

Раз

В результате в июле 1999 года издательский дом в первый раз перешел в чужие руки. Руки весьма странные - покупателями 85 процентов акций "Коммерсанта" оказались два молодых бизнесмена иранского происхождения - 27-летний Киа Джурабчан и 31-летний Реза Ирани-Кермани, представляющие компанию American Capital, зарегистрированную в офшорной зоне Британских Виргинских островов. Многие сотрудники "Коммерсанта" помнят, как однажды Джурабчан появился в знаменитом здании на улице Врубеля с раскрытой ладонью вместо ручки на входной двери - ходил по помещениям редакции, с интересом смотрел на сотрудников. Сотрудники с интересом смотрели на него. Больше они друг друга не видели, потому что довольно скоро выяснилось: American Capital - подставная компания, представляющая интересы Бориса Березовского, которому и отошел упомянутый пакет акций (остальные 15 процентов Березовский тогда же выкупил у гендиректора ИД Леонида Милославского). Иранская помощь, как объясняли тогда сведущие люди, была нужна не российскому олигарху, а самому Яковлеву, не желавшему открыто признавать, что он продал "Коммерсант" предпринимателю и бывшему политику с сомнительной репутацией. В интервью, которое опубликовал сам "Коммерсант", его создатель объяснил свой поступок следующим образом: он, дескать, хотел, чтобы акции "Коммерсанта" исчезли "с рынка политического влияния".

Борис Березовский. Фото Демьяна Кудрявцева

Борис Березовский. Фото Демьяна Кудрявцева

Lenta.ru

Однако отныне издательский дом, старательно изгонявший политику со страниц своих публикаций, был обречен на то, чтобы самому стать инструментом политической игры. Мало того, что переход "Коммерсанта" под контроль известного олигарха уже политизировал издание. Незадолго до этого в газете случился скандал, чуть не лишивший ИД его главного редактора. В марте 1999 года тогдашний премьер-министр России Евгений Примаков совершил знаменитый разворот над Атлантическим океаном, не пожелав лететь в Америку, которая как раз в эти минуты приняла решение о начале бомбардировок объединенными международными силами позиций сербской армии в Югославии. На следующее утро газета вышла с передовицей за подписью Владислава Бородулина, главного редактора журнала "Коммерсант Власть", который скрупулезно подсчитал потенциальные убытки российской экономики от примаковского демарша. В тот же день главный редактор издательского дома Раф Шакиров, несогласный с такой оценкой этого события, написал Примакову письмо с извинениями от лица редакции. За это Милославский, как генеральный директор издательского дома, уволил Шакирова, но Владимир Яковлев, в то время еще владелец ИД, узнал об этой истории и вмешался: по его распоряжению Шакиров был восстановлен в должности, а Милославский вынужден был уйти (Бородулин проработал еще несколько месяцев и тоже ушел - возглавлять интернет-издание "Газета.Ру").

Впрочем, тот инцидент еще можно было счесть отдельным внутриредакционным казусом. В августе 1999 года генеральным директором и шеф-редактором объединенной редакции всего издательского дома стал старинный сотрудник кооператива "Факт" Андрей Васильев, до того работавший как в самом "Коммерсанте", так и в других местах. Главным редактором газеты "Коммерсант" был назначен Александр Стукалин. А новый владелец ИД Борис Березовский, выступая перед сотрудниками (тогда олигарх еще не был ни опальным, ни беглым, а прятаться за иранцев уже было ни к чему), заявил, что он не собирается вмешиваться в редакционную политику. И хотя, в силу изменившихся обстоятельств, владелец "Коммерсанта" порой размещал на его страницах свои политические заявления, Васильев неизменно добивался их публикации "на правах рекламы", то есть заведомо дистанцировал издание от политических амбиций его хозяина.

Внутриредакционный механизм, налаженный Яковлевым со товарищи и поддерживаемый Васильевым, обладал такой положительной инерцией, что ее хватило почти на шесть последующих лет. Газета сохранила свой деловой тон, приверженность не мнениям, а фактам, и стремление держаться подальше от текущей политической борьбы. Ни приход во власть Владимира Путина, ни вторая чеченская кампания, ни дело "ЮКОСа", ни вторые президентские выборы особых перемен в деятельность редакции не внесли. В мае 2004 года, выступая перед сотрудниками в ходе телеконференции, Березовский (к тому времени уже ставший политическим эмигрантом и проживавший в Лондоне), констатировал, что "Коммерсант" остался последним крупным независимым средством массовой информации в России, неподконтрольным Кремлю. А еще Березовский добавил, что не собирается ни продавать ИД, ни менять его топ-менеджеров.

Однако ровно через год планы олигарха стали меняться. В июне следующего, 2005-го, года Березовский неожиданно объявил об увольнении Андрея Васильева с занимаемых должностей и переводе его в Киев в качестве главного редактора газеты "Коммерсант-Украина". Поста главного редактора ежедневника лишился и Стукалин. Толком свой поступок лондонский владелец ИД так и не объяснил. Точнее, он заявил, что, по его мнению, "Коммерсант" начал сдавать позиции лидера бизнес-журналистики на российском медиа-рынке (в качестве главного конкурента была названа газета "Ведомости"), но в это мало кто поверил. Во-первых, никакого лидерства "Ведомостей" над "Коммерсантом" не намечалось. Во-вторых, странно назначать виновника якобы имевшего место коммерческого провала руководителем нового проекта, нуждающегося в помощи и поддержке опытного специалиста. В-третьих, на место Васильева и Стукалина пришли люди, при которых история "Коммерсанта", до того развивавшаяся довольно прямо, стала закладывать не очень понятный вираж.

В издательский дом из "Газеты.Ру" в качестве шеф-редактора объединенной редакции вернулся Владислав Бородулин, а генеральным директором стал Владимир Ленский, некогда бывший исполнительным директором телеканала "НТВ+". Учитывая, что Бородулин последние шесть лет руководил не деловым изданием, а общественно-политическим, а у Ленского вообще не было опыта работы в печатных СМИ, трудно было поверить, что перестановки топ-менеджмента действительно имели целью догнать и перегнать "Ведомости" на поле деловой журналистики. Более того, с лета 2005 года из ИД "Коммерсант" начался по-настоящему широкий отток старых и наиболее опытных сотрудников, делавших газету и журналы еще при Яковлеве и Васильеве, что не преминуло отразиться на качестве публикуемых материалов. Менее чем через полгода работы Ленский покинул свой пост (в том числе из-за того, что не нашел общего языка с коллективом), и его место в январе 2006 года занял Демьян Кудрявцев - человек из ближайшего окружения Бориса Березовского. Одновременно в медиа-сообществе стали активно обсуждаться два слуха: о том, что все последние перестановки в редакции якобы были вызваны желанием владельца превратить влиятельную газету в антипутинский листок; а также о том, что тот же самый владелец намерен избавиться от издательского дома, продав его другому хозяину.

Два

События, произошедшие через месяц с небольшим, странным образом подтвердили оба слуха. Березовский действительно продал "Коммерсант", но сделал это так, что наблюдатели заговорили об усилении его влияния на политику издания. Дело в том, что новым владельцем издательского дома стал Бадри Патаркацишвили - давний знакомый и деловой партнер Березовского. Березовский, по его собственным словам, продал Патаркацишвили весь свой российский бизнес (назвав сделку "многомиллиардной") - "Коммерсант" стал лишь частью общего "пакета". Как и шесть лет назад, причиной смены собственника издательского дома называлось желание вывести его из-под слишком пристального внимания Кремля - который якобы смотрел на "Коммерсант" как на инструмент влияния опального олигарха в России. Как и шесть лет назад, новый собственник пообещал сосредоточиться на повышении капитализации своего актива и не вмешиваться в его редакционную политику.

Бадри Патаркацишвили. Фото Демьяна Кудрявцева

Бадри Патаркацишвили. Фото Демьяна Кудрявцева

Lenta.ru

Однако наблюдатели сразу предположили, что речь идет не просто о сделке, а о своего рода договоренности между старыми партнерами, суть которой - освобождение "Коммерсанта" от ярлыка "издание Березовского". Хотя все непосредственные участники этой истории, включая нового гендиректора издательского дома, неизменно опровергали эти слухи, политизированность "Коммерсанта" стала стремиться к уровню его капитализации.

России, как и в 99-м году, оставалось чуть больше года до крупных выборов - сначала парламентских, потом президентских. Ежедневник "Коммерсант", несмотря на все перипетии последних лет, остается одним из ведущих игроков на рынке печатных СМИ. И хотя в "антипутинский листок" он, конечно, не превратился, уровень критики в адрес центральной власти в последний год в нем заметно повысился. Тем временем не секрет, что государство давно стремится заполучить ведущие медиа-активы - главным образом, руками и на деньги "Газпрома". Неудивительно поэтому, что как только "Коммерсант" перестал считаться собственностью Бориса Березовского (с которым государственному "Газпрому" вступать в открытые деловые переговоры было бы как-то неловко, учитывая, что опальный олигарх в России имеет статус подозреваемого в уголовных преступлениях), он тут же оказался в сфере внимания потенциальных покупателей.

Уже в марте 2006 года "Газета.Ру" со ссылкой на свои источники сообщила, что Кремль намерен выкупить "Коммерсант" у Патаркацишвили к парламентским выборам. В публикации назывались и возможные агенты Кремля в этой сделке - концерн "Газпром-Медиа" и бизнес-структуры Романа Абрамовича. Березовский и Кудрявцев решительно опровергли тот факт, что переговоры на этот счет, как утверждали источники "Газеты.Ру", уже ведутся и весьма активно. В то же время сам Патаркацишвили прокомментировал эти слухи так: "Я принадлежу к той категории людей, которые никогда не говорят 'нет'". И добавил, что "глубоко задумается", если ему предложат за "Коммерсант" хорошие деньги. Под "хорошими деньгами" грузинский бизнесмен, как оказалось, имел в виду 300-400 миллионов долларов. Заметим, что в публикации "Газеты.Ру" речь шла о предполагаемой цене в 100 миллионов.

С тех пор два вопроса: кто будет покупателем и какой будет сумма сделки, - то и дело будоражили воображение медиа-сообщества. Руководство "Коммерсанта" регулярно поддерживало слухи о том, что к ним обращаются с предложениями о продаже актива, но при этом неизменно опровергало появлявшиеся в печати сообщения о конкретных предложениях, суммах и сроках. Среди претендентов назывались все тот же "Газпром", "Российские железные дороги", Роман Абрамович, а также, по словам Демьяна Кудрявцева, "представители медиа-компаний не контролируемых, но ассоциируемых с государством".

Так, 7 июня ведущая радиостанции "Эхо Москвы" Евгения Альбац со ссылкой на свои "проверенные источники" сообщила, что "Коммерсант" приобрела принадлежащая Роману Абрамовичу компания Millhouse за 120 миллионов долларов. Это сообщение тут же подхватили другие газеты, The Moscow Times запустило его в англоязычную прессу, но слух оказался ложным. Гендиректор "Коммерсанта" Кудрявцев прокомментировал его так: "Коммерсант" стоил бы 120 миллионов, если бы в нем работала Евгения Альбац. Но поскольку она работает в другом издании, "Коммерсант", очевидно, стоит дороже". Позже и Березовский, и Патаркацишвили опровергли сведения о том, что издательский дом перешел к Абрамовичу. Однако этот случай дал им повод еще раз напомнить общественности, что различные участники рынка постоянно обращаются к ним с предложениями о продаже "Коммерсанта".

Однако контрагенты Патаркацишвили не менее его искушены в ведении медийных войн и торговых переговоров, поэтому в июле генеральный директор компании "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич неожиданно выступил с заявлением о том, что его структура выходит из переговорного процесса с владельцами "Коммерсанта". Сенкевич пояснил, что его акционеры не сошлись в цене с Патаркацишвили. "Касания были, но потом мы отказались от идеи этой покупки, сочтя заявленную цену чрезмерно завышенной", - объяснил он. По словам гендиректора "Газпром-Медиа", издательский дом стоит 120 миллионов долларов, "Газпром" был готов выложить за него целых 150 миллионов, но даже этого, утверждал Сенкевич, владельцу "Коммерсанта" показалось мало.

Три

Алишер Усманов. Фото с сайта metallotorg.ru

Алишер Усманов. Фото с сайта metallotorg.ru

Lenta.ru

И все же сделка состоялась. Произошло это 30 августа, а покупателем оказался предприниматель Алишер Усманов - генеральный директор подконтрольного газовому гиганту "Газпроминвестхолдинга" и совладелец компании "Металлоинвест". Усманов, комментируя это сообщение, заявил, что сумма сделки составляет не 350 и не 300 миллионов долларов, а окончательное оформление всех документов произойдет через "один-два дня". Правда, относительно цены "Коммерсанта" разночтения так и не были устранены. В то время как сам новый хозяин называет сумму в 200 миллионов, в сообщении самой газеты о свершившейся продаже по-прежнему фигурируют 300 миллионов долларов.

Новый владелец, как водится, заявил, что, покупая издательский дом, он преследовал исключительно деловые интересы и даже пообещал не менять ни редакционную политику, ни топ-менеджмент компании. Позже представители "Газпрома" выступили со специальным сообщением, в котором подчеркнули: "Мы знаем о покупке Алишером Усмановым издательского дома "Коммерсант", так как он является одним из топ-менеджеров группы "Газпром". Однако эта покупка была сделана им как личная инвестиция и не имеет отношения к его работе в структурах "Газпрома".

Это моя личная сделка, мои личные инвестиции. Никто не просил меня покупать издание, но должен сказать, что покупал не против желания властей. Меня всегда интересовал медийный бизнес, и я решил попробовать им заняться.

Алишер Усманов

Однако Борис Березовский уже успел прокомментировать позицию Усманова такими словами: "Его задача значительно сложнее, чем моя, постольку поскольку я, для того чтобы обеспечить независимость средствам массовой информации, которыми я владею, вынужден был уехать из России, и поэтому их (властей - прим. "Ленты.ру") давление на меня никакого значения не имело для меня лично... К сожалению, я уверен что у Кремля значительно больше влияния на Алишера Усманова, чем на меня, поэтому это, естественно, может сказаться и скажется, безусловно, на независимости 'Коммерсанта'".

Наверное, немедленных перестановок в "Коммерсанте", действительно, не произойдет - как-никак до выборов еще больше года. Тот же Демьян Кудрявцев выразил уверенность, что сохранит свое рабочее место. По его словам, Алишер Усманов "хочет видеть издательский дом прибыльным и развивающимся и не собирается вмешиваться в редакционную политику". Но нельзя не отметить, что первое по-настоящему крупное и успешное независимое средство массовой информации постсоветской России, всегда стремившееся стоять вне политики, в результате ряда сделок, каждая из которых была направлена на еще большую "деполитизацию" издательского дома, в конце концов оказался в очень опасной близости о тех самых властей, от которых, по идее, должен был держаться подальше.

Дмитрий Иванов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше