Сотрудникам Генпрокуратуры удалось вернуть из-за границы одного из ключевых свидетелей по делу "ЮКОСа" Алексея Голубовича. Бывший директор компании по стратегическому планированию и корпоративным финансам уже активно сотрудничает со следствием и находится под защитой.
Когда Голубович вернулся в Россию, точно неизвестно. 10 мая 2006 года он был задержан в итальянском городе Пиза, а последняя информация о нем датируется октябрем прошлого года, когда суд итальянской области Тоскана отказался удовлетворить запрос Генпрокуратуры об экстрадиции топ-менеджера "ЮКОСа".
Голубович проработал в "ЮКОСе" всего два года - с 1998 по 2000. До этого он занимал должность директора по стратегическому планированию и корпоративным финансам в "МЕНАТЕПе". Его имя упоминалось в деле о хищении в 1994-95 годах акций "Апатита" и НИИ удобрений, по которому были осуждены бывшие совладельцы "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и Платон Лебедев.
Свидетели утверждали, что Голубович был одним из тех, кто разработал стратегию приватизации этих предприятий. Однако к концу 2003 года, по сведениям адвокатов "ЮКОСа", его имя исчезло из дела, что, по мнению зашиты, связано с некими закулисными договоренностями со следствием.
Кроме того, гражданка Франции Елена Коллонг-Попова, именовавшая себя бывшей главой офшорных компаний, подконтрольных "ЮКОСу", в 2003 году рассказала, что она разрабатывала по указанию Голубовича схемы денежных переводов через офшоры. С помощью этих операций, по утверждению Коллонг-Поповой, удалось отмыть 300 миллионов долларов.
Между тем сам Голубович не отрицает, что некоторые акционеры "ЮКОСа", избежавшие уголовного преследования, предупреждали его о возможном аресте. По его словам, ему предложили 25 миллионов долларов за неразглашение сведений о деятельности "ЮКОСа", но он отказался от этих денег.
В результате, по словам Голубовича, на членов его семьи дважды покушались. Отставной топ-менеджер "ЮКОСа" посчитал это "акциями устрашения", организованными его бывшей компанией. По его словам, эти акции "были похожи на те, что предпринимались против бывшего советника Михаила Ходорковского Ольги Костиной". Впоследствии виновным в покушении на Костину был признан бывший сотрудник службы безопасности "ЮКОСа" Алексей Пичугин, который, как считает следствие, действовал по заказу крупного акционера нефтяной компании Леонида Невзлина.
Голубович также заявлял, что ему угрожает Невзлин, с которым у него возник конфликт. По версии бывшего топ-менеджера, проживающий ныне в Израиле Невзлин обещал ему за работу 2,6 процента акций Group MENATEP, но так и не расплатился. Генпрокуратура РФ в последнее время пытается доказать в израильских судах незаконность получения Невзлиным гражданства Израиля, что создаст условия для его экстрадиции в Россию.
Что касается Голубовича, то санкция на его арест была выдана еще в конце 2004 года, и он был объявлен в федеральный и международный розыск. В России он обвинялся в мошенничестве и неисполнении решений суда. В начале 2006 года Генпрокуратура направила запрос о выдаче в Великобританию, где проживал Голубович. После этого бывший топ-менеджер отправился на борту собственной яхты "Халила" в Средиземное море, где и пришвартовался в итальянском порту Вьяреджо рядом с Пизой.
К этому времени в прессу просочились сведения о том, что Голубович ведет переговоры с Генпрокуратурой о добровольном возвращении на родину. Как писала газета "Коммерсант", Голубовичу предлагали сохранить свободу, а также бизнес его жены. Взамен он должен был заявить, что дело "ЮКОСа" не является политическим.
Супруга Голубовича Ольга Миримская возглавляет совет директоров компании "Русский продукт". По мнению адвокатов "ЮКОСа", этот бизнес при желании "может быть разрушен всего одним постановлением главного санитарного врача". Следовательно, этот рычаг теоретически мог использоваться для давления на Голубовича. Сам бизнесмен также выражал желание урегулировать вопрос с правоохранительными органами и вернуться в Россию, поскольку он соскучился по своим собакам и кошкам.
На каких условиях Голубович вернулся на родину, официально не сообщается. Генпрокурор Юрий Чайка подтвердил, что "ряд важных свидетелей из числа высокопоставленных сотрудников "ЮКОСа" возвращается на родину и активно сотрудничает со следствием". Однако он воздержался от упоминания конкретных имен, отметив, что всем свидетелям гарантирована личная безопасность, но не освобождение от уголовной ответственности.
Стоит отметить, что не все свидетели по делу "ЮКОСа" стремятся получить покровительство Генпрокуратуры. Как стало известно, из охраняемой милицией квартиры сбежал испанский гражданин Антонио Вальдес-Гарсиа, возглавлявший аффилированную с "ЮКОСом" компанию "Фаргойл". Он был одним из обвиняемых по делу о хищении 13 миллиардов долларов, организаторами которого, по мнению следствия, были Ходорковский и Лебедев.
Испанец решил бежать, когда на одном из судебных заседаний гособвинитель потребовал для него наказания в виде 11 лет лишения свободы. Между тем Вальдес-Гарсия добровольно приехал в Россию, поверив следователям Генпрокуратуры, которые пообещали, что тюремное заключение ему не грозит. Во время следствия и суда испанец находился под охраной сотрудников милиции, которых он умудрился запереть в собственной квартире. В отношении упустивших его милиционеров возбуждено уголовное дело.
Глава Генпрокуратуры хоть и признал факт бегства испанца, но опроверг сведения о том, что он был важным свидетелем. "Никаких особых показаний он не давал, никого особо не изобличал", - сказал Чайка. Он выразил уверенность, что на основании дополнительно полученных показаний и доказательств Ходорковскому и Лебедеву будут предъявлены новые обвинения по делу о хищении и отмывании средств "ЮКОСа". В конце декабря бывшие акционеры были переведены из колоний, где они уже отбывали наказание по предыдущему приговору, в следственный изолятор Читы. Туда же были вызваны их адвокаты. В полученном ими уведомлении Генпрокуратуры говорится, что следственные действия с Ходорковским и Лебедевым запланированы до февраля 2007 года.