29 января прояснилась дальнейшая судьба пяти болгарских медсестер и палестинского доктора, в 1999 году к своему несчастью работавших в больнице ливийского города Бенгази. По обвинению в пререднамеренном заражении детей СПИДом они дважды приговаривались судом этой ближневосточной страны к смертной казни. Сын лидера Ливии Муаммара Каддафи объявил о том, что власти не будут приводить вердикты в исполнение. Однако для освобождения врачей Болгария и весь Евросоюз в ее лице должны принять условия ливийской джамахирии и играть по установленным ею правилам.
Выступая перед журналистами, Саиф аль-Ислам Каддафи заявил, что жизни медработников будут сохранены. "Я надеюсь, что в скором времени наступит счастливая развязка. Мой отец также против казни", - подчеркнул он. Однако Каддафи-младший отказался уточнить детали, отметив лишь то, что решение о судьбе болгарских медиков надо ждать в самое ближайшее время. Несмотря на скупость его слов, он все же сделал ряд важных замечаний, из которых можно сделать выводы о дальнейшей политике ливийских властей в отношении осужденных.
В частности, Саиф аль-Ислам сказал, что массовые заражения детей СПИДом произошли из-за халатности и не были следствием заговора. "Это дело с самого начала стало развиваться в неверном направлении. Было много подтасовок, были и ошибки", - отметил он. То есть сын Каддафи фактически признал несостоятельность обвинений, изначально выдвинутых против болгарок. Ведь в официальном заключении прокуратуры им инкриминировался именно заговор, который помимо прочего, как утверждалось, координировали спецслужбы США и Израиля. Сторона обвинения настаивала на том, что заражения ливийских детей - это не что иное как эксперимент с целью найти лекарство против СПИДа.
Каддафи-младший в общих чертах объяснил суть претензий властей Ливии. Для освобождения врачей Евросоюзу и Болгарии необходимо будет выплатить семьям пострадавших детей денежные компенсации и помочь с лечением. Конкретной суммы не называлось, однако известно, что родители требовали от Болгарии по 13 миллионов долларов на каждого заболевшего ребенка, а таковых 426. Общая сумма должна была составить более 5,5 миллиарда долларов. Однако болгарские власти отказались "выкупать" своих граждан и напрямую платить компенсации ливийским властям. Вместо этого был учрежден международный фонд помощи детям в Ливии.
Но почему в таком случае ливийцы вернулись к этому тупиковому варианту решения конфликтной ситуации? Возможно, сейчас ливийцам он видится не таким уж бесперспективным. Саиф аль-Ислам заявил, что в этом деле необходим компромисс, поэтому Триполи подготовил план, согласованный с Францией и Германией. Он не уточнил, какая именно роль в конфликте отводится этим странам (вероятно, они привлечены как посредники). Позднее в интервью болгарской газете "24 часа" Каддафи-младший сказал: "Мы предложили оптимальный план решения вопроса (дорожную карту), который должен удовлетворить все стороны: семьи, Ливию, Болгарию и Евросоюз". Он снова повторил, что этот "компромиссный вариант" обсуждался на встрече с немецким и французским министрами иностранных дел.
Детали этого таинственного плана начали просачиваться в СМИ. В прессе появилась информация об одном из условий ливийских властей, якобы выдвинутых Западу в обмен на решение вопроса с освобождением болгарок. По неофициальным данным, Ливия потребует вернуть сотрудника разведки, отбывающего пожизненное заключение в тюрьме Великобритании по обвинению в организации взрыва пассажирского самолета компании Pan American над шотландским городом Локерби в 1988 году. Тогда в результате теракта погибли 270 человек. В 2001 году в Великобритании по этому делу был осужден некто Абель Бассет аль-Меграхи, которого признали ливийским секретным агентом. Триполи был вынужден подтвердить причастность своих спецслужб к террористической атаке и обязался выплатить семьям погибших пассажиров более 2,7 миллиарда долларов в качестве компенсаций.
Появление "дела Локерби" в привязке к делу болгарских медсестер, очевидно, неслучайно. Конечно, ливийские власти никогда открыто не выступят с требованием возвращения террориста, да и европейцы не пойдут на такой сомнительный размен. Но два этих дела, по сути, равноценны. Сейчас Ливия просто использует болгарских медиков для того, чтобы "отыграться" за прежние "унижения", связанные с разбирательством взрыва бомбы в самолете. Самому Муаммару Каддафу компенсации Евросоюза и Болгарии, конечно же, не нужны. Более того, если бы он и собирался казнить болгарок, то сделал бы это давно, еще после первого смертного приговора в 2004 году (второй был вынесен в 2006). С недавних пор, когда лидер ливийской джамахирии отказался от развития ядерной программы и допустил на свои рынки западные страны, он стал другом Европы и США. Ливия была исключена из списка стран, финансирующих терроризм. Другими словами, ссориться со своими западными "партнерами" Каддафи не выгодно, но шанс их уколоть он обязательно использует.
И появление на публике в этой связи его сына также вполне закономерно. Саиф аль-Ислам яляется главой влиятельной благотворительной организации Ливии - "Фонда Каддафи". Сейчас он выступает основным переговорщиком между ливийскими властями и Болгарией, однако и раньше, когда проходили согласования с британцами о выплате компенсаций по "делу Локерби", он также представлял интересы Ливии. В подтверждение того, что ливийцы будут "жестко отстаивать свои позиции", закрепленные, вероятно, в той самой "дорожной карте", 30 января болгарским медсестрам предъявили новые обвинения - им инкриминируют распространение клеветнических слухов в отношении полицейских. Это дело появилось подозрительно вовремя. Еще летом 2006 года суд Ливии рассмотрел жалобу врачей на 11 офицеров полиции, которые, по словам женщин, пытали их, добиваясь признательных показаний. Однако суд посчитал обвинения недоказанными и больше к этому делу не возвращался.
Но вот нашелся повод использовать "претензии" болгарок против них же самих. А сообщения адвоката обвиняемых о том, что его подзащитные "находятся в тяжелом психологическом состоянии", должны сделать европейцев более сговорчивыми. После восьми лет следствия и суда ливийцы грозят вновь начать затяжной процесс, а это может вызвать негативную реакцию общественности объединенной Европы. Поэтому, очевидно, что ЕС согласится на компенсацию, и в данное время будет решаться вопрос о сумме выплат. Как известно, шахматист Муаммар Каддафи любит сложные и многоходовые партии и, думается, в этой игре своим западным "партнерам" он уже поставил шах.
Руслан Кадрматов