20 мая состоялись последние, перед декабрьскими выборами в Думу, местные выборы - жители Волгограда досрочно выбирали главу городской администрации. Победу одержал, более чем на 12 процентов обойдя конкурента-единоросса, 31-летний коммунист Роман Гребенников, став едва ли не самым молодым в России мэром, да еще в городе с почти миллионным населением. В битве за Волгоград сошлись не на жизнь крупнейшие политические партии страны, а избирательная кампания, по оценке экспертов, стала едва ли не рекордной по числу судебных исков, с помощью которых кандидаты пытались снять друг друга с регистрации.
Четыре фаворита
Досрочные выборы волгоградского мэра были назначены после того, как предыдущий глава городской администрации, Евгений Ищенко, который с 30 мая 2006 года находится в СИЗО по обвинению в превышении должностных полномочий, незаконном участии в предпринимательской деятельности и незаконном хранении боеприпасов, 23 октября, прямо в зале суда, добровольно сложил с себя полномочия. Рассмотрение его уголовного дела сейчас продолжается в Центральном районном суде Волгограда.
О своем желании стать мэром Волгограда изначально заявили более 20 человек, однако, по итогам предвыборной гонки, в избирательные бюллетени было включено 15 фамилий. Местные эксперты большинство кандидатов сразу посчитали заведомо непроходными, ввязавшимися в предприятие "для извлечения личной выгоды" (согласно не раз апробированным предвыборным технологиям, такие кандидаты либо добровольно выбывают из гонки по соглашению с кем-то из лидеров кампании, либо, опять таки небезвозмездно, используются штабами фаворитов для разнообразного "торпедирования" конкурентов, в том числе путем подачи судебных исков, что и было широко продемонстрировано на волгоградских выборах).
Практически сразу после старта начавшейся в середине марта избирательной кампании стало ясно, что реальные шансы на успех имеют только четыре кандидата: выдвиженец "Единой России", депутат Госдумы Василий Галушкин; поддержанный лично лидером "Справедливой России" гендиректор строительной компании "Волгоградстрой" Олег Михеев; исполнявший в отсутствие Ищенко обязанности мэра города самовыдвиженец Роланд Херианов; а также кандидат от КПРФ, бывший спикер Волгоградской областной думы Роман Гребенников. Эти люди и стали мишенями для атак других кандидатов, благодаря чему полтора месяца избирательной кампании четыре лидера гонки фактическим провели в зале судебных заседаний.
Из зала суда
Так, два кандидата в мэры, руководитель волгоградской телекомпании "Эрос" Дмитрий Крылов и редактор газеты "Колокол", председатель общественной организации "Союз русского народа – русская община Волгоградской области" Станислав Терентьев, подали иск на Херианова, обвинив его в подкупе избирателей. Иск был отклонен судом Центрального района Волгограда.
Чуть было не выбыл из борьбы и Роман Гребенников - на него конкурентами по очереди было подано аж два иска. Сначала депутат гордумы Волгограда, кандидат в мэры Александр Галда обвинил его в незаконной регистрации, а затем глава волгоградского отделения общественной организации "Боевое братство" и тоже кандидат в мэры Андрей Бабкин предположил, что Гребенников предоставил в горизбирком неполный пакет документов. Все тот же Центральный райсуд оба иска отклонил.
Те же кандидаты - Бабкин и Галда - но с большим успехом "наехали" на сторонника "Справедливой России" Олега Михеева, в конце концов таки сняв его с выборов. В своем иске они написали, что Михеев подкупал избирателей, используя для этого ресурсы группы компаний "Диамант", а также сообщили, что Михеев превысил предельно допустимый размер использования денежных средств не из собственного избирательного фонда на ведение предвыборной кампании. Иск был удовлетворен райсудом, и Михеева лишили регистрации. Оставил это решение в силе и областной суд.
Михеев сначала заявил о своем участии в выборах главы Волгограда как самовыдвиженец, а затем его кандидатуру поддержал Сергей Миронов, предоставив официальный документ о разрешении использования собственных фотографий и положительных высказываний в предвыборной кампании. Справороссы подчеркивали, что это "не официальная поддержка со стороны партии, а личное решение гражданина РФ Миронова". После отстранения его кандидата от выборов Миронов возложил ответственность за это, естественно, на "Единую Россию". Действительно, обидно - Михеев имел хорошие шансы на успех, и Волгоград мог бы стать, вслед за Ставрополем и Самарой, третьим крупным российским городом, возглавляемым сторонником "Справедливой России".
Борьба Галушкина
Но кандидат от "Единой России" тоже не миновал "судебной атаки" - на него, как и на Гребенникова, по очереди подали иски два других кандидата, и тоже безуспешно. Отстранить единоросса от выборов попытался сначала генеральный директор завода "Ахтуба", бывший товарищ Галушкина по партии Сакит Аллахвердиев, обвинивший его в использовании административного ресурса, преждевременной агитации и нарушении авторских прав композитора Андрея Петрова, чью музыку Галушкин якобы использовал в своих агитационных роликах без согласия правообладателя. Обвинял Галушкина в нарушениях выборного законодательства и еще один соперник, депутат облдумы Андрей Попков. Центральный райсуд в конце концов прекратил производство по обоим искам, так как до выборов уже оставалось несколько дней, а закон запрещает отменять регистрацию в этот период. Так что Галушкин остался в списках.
Однако Галушкин "подмочил" свою репутацию, оказавшись замешанным в скандале с местным муниципальным телевидением (МТВ) - как сообщали СМИ, ему не понравился предложенный формат бесплатного предвыборного выступления на канале. По мнению Галушкина, передача с его участием была намеренно сорвана сотрудниками МТВ, открыто поддерживавшими его конкурента Роланда Херианова. Телеканал, в свою очередь, обвинил единоросса в том, что он якобы нецензурно оскорблял сотрудников, угрожал им, а потом ударил инженера телеканала. Телекомпания выдала весь этот скандал в эфир, а также показала еще несколько компрометирующих кадров: перед началом передачи, при включенных микрофонах, Галушкин позволил себе некое "хамское", как охарактеризовали его в СМИ, высказывание в адрес коллеги по "Единой России" волгоградского губернатора Николая Максюты. После произошедшего Галушкин и телеканал МТВ написали друга на друга заявления в прокуратуру.
Через неделю после этого инцидента с Галушкиным случился еще один странный случай - он снял свою кандидатуру с выборов, заявив, что на него лично и его семью оказывается беспрецедентное давление со стороны политических противников, в частности представителей "Справедливой России", что были избиты два представителя его предвыборного штаба. А через час единоросс отозвал свое заявление, созвав специальную пресс-конференцию, на которой заявил: "На мое решение продолжить борьбу повлияли тысячи звонков избирателей, а также мнение президиума регионального политсовета партии "Единая Россия", которые поддержали меня в моем решении продолжить борьбу, и я буду идти до конца". Все это, тем не менее, отнюдь не прибавило кандидату-единороссу популярности в глазах избирателей.
Стоит отметить, что кандидатура Галушкина в качестве единого кандидата от "Единой России" на волгоградских выборах была рекомендована президиумом генсовета партии и утверждена абсолютным большинством голосов на региональной партконференции, а трех партийных активистов, заявивших о своем желании принять участие в выборах самостоятельно, в статусе самовыдвиженцев, и не согласовавших свои действия с партией, исключили из "Единой России" в конце марта. Речь идет о бывшем вице-мэре Волгограда Анатолии Кращенко, советнике генерального директора ОАО "Волгоградоблгаз", также бывшем вице-мэре Волгограда Михаиле Балабанове и Саките Аллахвердиеве, который затем пытался снять Галушкина с выборов. В результате "Единая Россия" получила трех конкурентов своему кандидату, оттягивавших на себя электорат.
Итогом стало третье место Галушкина - он набрал 20,35 процента голосов избирателей, отстав от Роланда Херианова на 3 процента, а от коммуниста Романа Гребенникова - более чем на 12 процентов.
Не поражение, а победа
Тем не менее, "Единая Россия" не считает себя проигравшей. Видимо, реалистически оценивая шансы Галушкина, руководство единороссов подстраховалось - еще за несколько дней до выборов замглавы ЦИК Юрий Олейников заявил: "На этих выборах фавориты предвыборной гонки имеют самое прямое отношение к партии и, если анализировать их программы, видно, что они соответствуют идеологическим принципам "Единой России".
Набравший 32,74 процента голосов Гребенников, сразу после того, как стало ясно, что он получил большинство, поспешил заявить, что намерен сотрудничать с "Единой Россией" как "мощной партией". "Безусловно, нужно поддерживать сотрудничество с политической партией, которая имеет большинство в государстве", - цитирует Гребенникова официальный сайт "Единой России".
А в опубликованном на партийном сайте комментарии секретаря президиума генсовета "Единой России" Вячеслава Володина сообщается, что, оказывается, задолго до дня голосования состоялась встреча Гребенникова с лидером единороссов Борисом Грызловым, "в ходе которой Гребенников подчеркнул, что является самовыдвиженцем, то есть независимым кандидатом, который будет вести диалог со всеми партиями, заинтересованными в том, чтобы жизнь в городе изменилась к лучшему". Тот факт, что Гребенников - член КПРФ, явно не акцентируется.
В свою очередь, в заочную полемику по поводу партийной принадлежности и ориентации нового мэра Волгограда вступил первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, чье мнение приводится на сайте Компартии. "Все эти заявления представителей "Единой России" о том, что принципы Гребенникова соответствуют идеологическим принципам "Единой России"... Я расцениваю это как желание представителей партии власти уйти от темы поражения их собственного кандидата, а значит, очевидного поражения их партийного бренда, - заявил Мельников. - Их сегодняшние заявления – это своеобразная политическая ревность к победе представителя КПРФ. Если бы им так был симпатичен наш кандидат, как они заявляют, они бы не выдвигали своего собственного претендента".
В то же время Мельников считает, что заявления самого Гребенникова о готовности сотрудничать с единороссами - "это трезвый политический и тактический взгляд на существующее положение вещей". "Гребенников избран не депутатом, а первым лицом города, руководителем города, который принимает решения. И в этой ситуации нужен особый подход. Главным здесь должно быть одно: защита интересов жителей и выполнение предвыборных обещаний. Если такое "сотрудничество" поможет ему не растерять то доверие, которое мы вместе получили, – Гребенников как политик и КПРФ как партия, - то такое сотрудничество обосновано и понятно, ведь "Единая Россия" влияет на очень многие процессы", - дальновидно полагает видный коммунист.
А местный эксперт, президент волгоградской региональной общественной организации "Центр гражданского образования" политолог Инна Прихожан назвала в интервью ИА REGNUM итоги волгоградских выборов "торжеством PR-технологий". По мнению Прихожан, на протяжении всей предвыборной кампании Гребенников вел себя не как представитель Компартии, и КПРФ от него идеологически дистанцировалась. "Потенциально возможности у фаворитов на выборах мэра Волгограда были примерно равны, поэтому данная кампания является сугубо рекламной акцией", - утверждает политолог.
Как бы то ни было, политическая принадлежность нового волгоградского мэра, видимо, действительно не играла решающей роли. В ситуации, когда в ходе избирательной кампании все кандидаты оказались далеко не ангелами, выиграл молодой депутат облдумы, показавшийся избирателям наименее замешанным в скандалах.
Татьяна Щеглова