Ни в одной стране мира налоговые органы не пользуются особым уважением со стороны граждан - отдавать честно заработанные средства государству не хочется никому. Но в России нелюбовь к налоговикам грозит перерасти в ненависть - из-за их строгих правил временно приостановить выпуск алкоголя вынуждены 320 предприятий в России.
Впрочем, намерения у налоговиков самые гуманные - ужесточение контроля над производителями должно, по мысли чиновников, уменьшить употребление некачественно алкоголя и, следовательно, понизить алкогольную смертность, по уровню которой Россия считается одной из худших стран мира.
Для ужесточения контроля была выбрана программа под сложно выговариваемым названием Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Ее разрабатывали на предприятии "Атлас", входящим в структуру Федеральной службы безопасности РФ.
Введение новой системы поначалу поставило производителей алкоголя в тупик. Заводы должны были оснаститься новым оборудованием, включая саму программу и счетчики, еще к 1 июля 2006 года. Многие купить разработку "Атласа" не успели, но настоящий кризис на алкогольном рынке прошлым летом произошел не из-за этого. Печальней всего оказалось, что ЕГАИС отказалась работать.
Выяснилось, что система не приспособлена для обработки такого количества информации. Кроме того, ЕГАИС парализовала торговлю парфюмерией и, в меньшей степени, кондитерскими изделиями - в духах и одеколонах, так же как и в конфетах, содержится спирт, поэтому их учет также должен был производиться с помощью ЕГАИС.
Когда правительство обнаружило, что с прилавков магазинов исчезли водка и портвейн, оно первым делом стало искать виноватого. Частично досталось всем ведомствам, как-либо связанным с ЕГАИС - и Минсельхозу, и Минэкономразвития, и ФСБ, и Федеральной налоговой службе. Последней поручили принять меры, чтобы подобного кризиса, а производители оценили ущерб в полмиллиарда долларов, больше не произошло.
Пока "Атлас" устранял нарушения в самой системе, чиновники занялись исправлением неподготовленного к алкогольной реформе законодательства. К концу ноября 2006 года правительство предложило освободить от ЕГАИС парфюмеров и кондитеров. Одновременно с этой инициативой появилось, наконец, и разъяснение от ФНС и Минфина о том, какие именно счетчики ставить и какую информацию они должны считывать. Объяснение несколько запоздало - формально оборудование, напомним, должно было стоять на предприятиях еще с 1 июля 2006 года. Поэтому, памятуя о летнем кризисе, чиновники решили перенести обязательное подключение счетчиков с 1 февраля 2007 года на 1 ноября того же года.
Однако налоговики решили подстраховаться и еще в мае проверить, есть ли на предприятиях необходимое оборудование. По итогам проверки выяснилось, что далеко не все запаслись счетчиками заранее - чуть меньше трети российских алкогольных компаний новое оборудование даже не видели. ФНС решила приостановить действие их лицензий, пока счетчики не будут установлены.
Кого оставили без водки
Крупные алкогольные заводы уже заявили, что установили необходимое оборудование и будут продолжать работу без задержек и сбоев. Зато множество небольших компаний, занимающих сильные позиции в одном-двух российских регионах, вынуждены были временно прекратить деятельность. На это, в частности, газете "Ведомости" пожаловались производители из Твери, Иванова, Нижнего Новгорода и Ростовской области. Региональные СМИ сообщили о приостановке лицензий на алтайских и вологодских заводах.
Часть производителей алкоголя объясняет задержку с установкой счетчиков медлительностью производителей оборудования - они-де не смогли справиться с наплывом заказов.
В крупных региональных магазинах уже заявили, что приостановка лицензий на заводах может привести к дефициту и росту цен. Насколько эти заявление - попытка создать себе рекламу на "горячей" теме, похожая на отказ российских супермаркетов продавать эстонские товары на волне охлаждения между Москвой и Таллином, а насколько - реальная перспектива, пока неизвестно. Налоговики, во всяком случае, обещают возвращать право производства алкоголя сразу же после того, как счетчики будут установлены.
Заменим одеколоном
Информация о приостановке выпуска водки на ряде российских заводов появилась на очень любопытном новостном фоне. 15 июня Национальная алкогольная ассоциация сообщила, что, несмотря на многочисленные трудности с ЕГАИС, за последние пять месяцев темпы производства алкоголя в России значительно ускорились.
Например, с начала 2007 года отечественные предприятия произвели 483 миллиона литров водки и ликероводочной продукции - это на 32,2 процента больше, чем по итогам января-мая 2006 года. Еще более впечатляющими темпами росло производство виноградных вин и коньяков - их стали изготовлять почти в два раза больше.
Кроме того, именно 15 июня стало известно о результатах исследования Лондонской Школы гигиены и тропической медицины, посвященного алкоголизму в России. Специалисты собрали данные о 1750 мужчинах, умерших в столице Удмуртии Ижевске, и попытались понять, как алкоголизм в среднестатистическом российском городе влияет на смертность населения.
Результаты исследования оказались удручающими - более 40 процентов умерших принимали алкоголь, для этого не предназначенный, - спирт, одеколоны, лосьоны, моющие средства, травяные настойки. Возможность отравиться такими напитками сразу сравнительно невелика - в них не содержится слишком много токсичных веществ.
Однако россияне умирают от их употребления потому, что напитки с содержанием алкоголя в 80-90 процентов очень доступны, а значит, нередко заменяют собой собственно спиртное, говорится в исследовании, выдержки из которого приводятся в британской газете The Guardian. При этом "неправильный алкоголь" пьют чаще всего те, кому не на что купить водку - распитием одеколонов и лосьонов любят побаловать себя в основном безработные.
43 процента смертных случаев среди мужчин в возрасте от 25 до 54 лет в Ижевске были вызваны именно употреблением алкоголя. От употребления одеколонов риск смерти вырастает в шесть раз, пришли к выводу ученые.
В связи с их исследованием известие об остановке алкогольных заводов из-за отсутствия счетчиков приобретает другой, весьма неожиданный оттенок: чем дольше легальные производители будут бездействовать, тем вероятнее, что россияне начнут употреблять больше моющих средств и лекарственных бальзамов. Для их производителей новость, наверно, радостная, а вот для всей остальной России - не очень.