Весь вчерашний день сотрудники МВД и Российского фонда федерального имущества (РФФИ) спорили о том, что же происходит в московском офисе фонда. Милиционеры утверждали, что проводят там обыски, допросы и даже собираются кого-то арестовывать, а чиновники, наоборот, это категорически отрицали. В итоге выяснилось, что следственные действия в здании РФФИ все-таки проводились и связаны они были с подозрениями в незаконной торговле конфискатом.
Сотрудники Главного управления МВД по Центральному федеральному округу пришли в офис РФФИ на Ленинском проспекте в начале рабочего дня. Милиционеры объяснили свой интерес к фонду тем, что в начале июня было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата вверенного имущества в особо крупном размере) в связи с незаконной продажей арестованного имущества, в которой, по данным следствия, оказались замешаны ответственные чины РФФИ.
По сведениям газеты "Время новостей", по этому уголовному делу в здании фонда уже проводились обыски две недели назад, но прессе об этом ничего не сообщалось. На этот раз сотрудники МВД пришли вовсе не для обысков, а для того, чтобы "пообщаться" (то ли допросить, то ли побеседовать) с работником РФФИ, "имеющим отношение к Управлению реализации арестованного, конфискованного и иного имущества (УРАКИ)". Его имя не раскрывалось, однако известно, что в то время, когда было заведено дело, УРАКИ возглавлял Валерий Белый (на днях он стал заместителем главы фонда).
По данным "Коммерсанта", сотрудников РФФИ подозревают в подделке документов и незаконной перепродаже конфискованных товаров, находящихся на хранении в фонде. Сейчас под подозрением в незаконной реализации конфиската находятся ранее судимый бизнесмен Борис Лисагор и Роман Чубатов - гендиректор фирмы "Экон+", которая является уполномоченной компанией РФФИ (через нее фонд продает конфискованные таможней и правоохранительными органами материальные ценности).
Лисагор и Чубатов были арестованы ранее. В ходе обысков в их домах обнаружили документы, из которых установили, что через фирму "Экон+" было незаконно продано бытовой и компьютерной техники на сумму 18 миллионов долларов (по неофициальным данным издания "Газета", объем сделок составил не менее 20 миллионов долларов). Также удалось проследить схемы, по которым товары из РФФИ попадали в эту компанию, и узнать имена чиновников фонда, в основном в ранге начальников отделов и их заместителей, связанных с "Экон+".
Источник "Времени новостей" в прокуратуре заявил, что по этому делу проходит еще один предприниматель, сотрудничавший с РФФИ в качестве посредника при реализации конфиската, - некто Федин. В настоящее время он отпущен под подписку о невыезде. Лисагора и Чубатова следователи подозревают в том, что они продавали конфискованные товары, по которым еще не было вынесено соответствующее судебное решение.
По сведениям сотрудников МВД, бизнесмены и их сообщники из РФФИ использовали несколько мошеннических схем. По одной из них, чиновники фонда подделывали документы на конфискат, по которому еще не было вынесено судебное решение, после чего передавали его на реализацию "своим" уполномоченным компаниям. Если же для изъятия товара законных оснований не было, то входившие в долю сотрудники милиции или таможни могли "придумывать" причину. После этого конфискат передавался в РФФИ, и далее начинала действовать первая схема.
Однако следствие не исключает, что вознаграждения получали и сотрудники районных прокуратур, которые возбуждали уголовные дела в отношении владельцев товара, якобы совершивших различные правонарушения при его реализации.
Нынешнее дело, в котором оказались замешаны чиновники из РФФИ, стало раскручиваться с марта 2006 года. Тогда в торговле контрабандной бытовой техникой была заподозрена некая зеленоградская фирма (ее владелец не смог вовремя предъявить необходимых документов на товар). Технику изъяли, а следователь прокуратуры вынес постановление о передаче товара в РФФИ на реализацию. Фонд, в свою очередь, передал конфискат уполномоченной компании "Транзит Север-Юг", которая продала его за шесть миллионов рублей, хотя вся партия техники была приобретена за 100 миллионов.
Владелец товара через несколько дней после его изъятия предъявил необходимые документы, но технику к этому времени уже продали. Тогда он обратился с жалобой в прокуратуру Москвы с требованием вернуть товар, однако она не усмотрела никаких нарушений. Для дальнейшего расследования дело было передано в Тушинскую прокуратуру, которая в ходе расследования вышла еще на один склад с контрафактной бытовой техникой на сумму в 300 миллионов рублей. Товар конфисковали и передали на хранение в РФФИ, который поручил реализовать его фирме "Экон" (вероятно, речь идет о той же фирме "Экон+"), что та и сделала за 12 миллионов рублей.
Владелец изъятой техники также обратился с жалобой в прокуратуру Москвы, которая в итоге объединила два этих эпизода и завела дело по статье 160 УК РФ. Известно также еще об одном деле, заведенном в декабре 2006 года. Тогда компании "Элит" и "Резонанс" заподозрили в контрабанде швейцарских часов, золотых ручек и другими ювелирных изделий. Несмотря на то, что прямых доказательств преступления не было, товар изъяли и передали на хранение в РФФИ, который поручил продать его фирме "Константа". Ручки и часы стоимостью около миллиарда рублей были проданы за 96 миллионов. Гендиректор "Константы" Егоров, узнав о начале следствия, сбежал и его объявили в розыск.
В настоящее время, по сведениям "Времени новостей", прокуратура Москвы расследует еще около 50 подобных дел. То, что в них часто упоминается Российский фонд федерального имущества, удивлять не должно - это единственная госструктура, которая занимается оценкой, хранением и реализацией арестованного и конфискованного имущества (ведомство подчиняется Минэкономразвития). Эта деятельность всегда считалась выгодной, однако и довольно криминализированной.
Накануне источники в МВД утверждали, что помимо руководителей фирм-посредников могут быть арестованы и некоторые сотрудники РФФИ. Но никто из них задержан не был, обвинения также никому не предъявлялись. Однако не стоит забывать историю с бывшим председателем фонда Владимиром Малиным, которого в 2005 году признали виновным в том, что он помог заключить незаконное мировое соглашение о продаже по заниженной стоимости акций компании "Апатит" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Ущерб государству был оценен в 47 миллионов долларов, а Малин получил четыре года тюрьмы условно.
Руслан Кадрматов