Возвращение летающего медведя

Герой "холодной войны" Ту-95 вышел из тени

Ту-95МС. Фото Александра Котомина, Lenta.ru

Продолжающееся ухудшение отношений между Россией и странами НАТО возрождает стереотипы поведения времен "холодной войны" и выводит на первые полосы газет и экраны ТВ ее главных героев. Одним из таких героев, впервые продемонстрированных широкой публике более 50 лет назад - в июле 1955 года на воздушном параде в Тушино, является стратегический бомбардировщик Ту-95. В течение последних трех месяцев Ту-95 стал героем двух инцидентов, связанных с приближением самолетов этого типа к границам Великобритании.

Силуэт этой турбовинтовой машины с четырьмя парами воздушных винтов на стреловидных крыльях запечатлен на тысячах фотографий 50-90-х годов. Последний в мире серийный винтовой бомбардировщик благодаря высоким характеристикам и большому модернизационному потенциалу производился в СССР во множестве различных модификаций с середины 50-х по 1992 год, поставив рекорд продолжительности серийного производства. Кроме того, он стал прототипом первого советского межконтинентального пассажирского самолета Ту-114.

В настоящее время самолеты этого типа используются стратегической авиацией (в варианте ракетоносца Ту-95МС) и авиацией ВМФ России (противолодочные самолеты Ту-142 и самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ).

Разработка Ту-95 началась в конце 40-х годов, когда перед Андреем Туполевым и несколькими другими конструкторами была поставлена задача создать бомбардировщик, способный, взлетев с территории СССР, достичь США и вернуться обратно. КБ Туполева, уже имевшее опыт успешного копирования американского бомбардировщика B-29 и разработки опытных самолетов Ту-80 и Ту-85, предложило оснастить новую машину турбовинтовыми двигателями, имевшими большую экономичность по сравнению с реактивными. Такими двигателями до сих пор оснащаются, например, военно-транспортные самолеты С-130 Hercules. Первый полет новой машины состоялся 12 ноября 1952 года.

Конкурентом Ту-95 стал бомбардировщик КБ Мясищева М-4, поднявшийся в воздух 20 января 1953 года. Однако эта машина, оснащенная реактивными двигателями, оказалась слишком неэкономичной, и впоследствии большинство М-4 (и созданных на их основе 3М) были переоборудованы в летающие танкеры.

Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru
Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru

С самого начала серийного производства Ту-95 началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолета, оснащенных более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника. Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году. Главным вооружением новой модификации "Медведя" (Bear - такое наименование Ту-95 получил на Западе) стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 (самолет мог нести только одну ракету) и невысокую точность этого вида оружия, произведенные в 1958-62 году машины, оставались на вооружении до конца 80-х годов, пройдя несколько модернизаций.

В 60-х годах на основе Ту-95 были разработаны несколько самолетов специального назначения - океанский разведчик Ту-95РЦ, самолет ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолет Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России - Ту-95МС.

Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org
Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org

Основным оружием нового "стратега" стали дальнобойные крылатые ракеты Х-55 с дальностью полета 2500 километров. Ту-95МС-6 оснащен револьверной пусковой установкой на шесть ракет, размещенной в фюзеляже. Вариант самолета, получивший обозначение Ту-95МС-16, может также нести 10 ракет на внешней подвеске, однако, согласно договору об СНВ, количество ракет на стратегических бомбардировщиках не может превышать шести на каждом самолете.

В дальнейшем Ту-95 получили на вооружение ракеты Х-55СМ и Х-555, дальность полета которых возросла до 3 и 3,5 тысяч километров соответственно.

Как во времена СССР, так и сейчас Ту-95 различных модификаций являются наиболее частыми представителями Вооруженных сил в нейтральном воздушном пространстве. Будучи относительно многочисленными и довольно экономичными, они использовались и используются для демонстрации силы на стратегически важных направлениях и слежения за боевыми кораблями и базами вероятного противника в стратегически важных районах.

На счету Ту-95 немало выходов на дистанцию визуального контакта с авианосными ударными группами ВМС США, в том числе и внезапных, когда экипажи вероятного противника узнавали о присутствии этих крупных машин вблизи от соединения только после их появления в нескольких километрах от авианосца.

За счет простоты в эксплуатации и надежности Ту-95 остался в строю даже после принятия на вооружение значительно более совершенного сверхзвукового ракетоносца Ту-160, требующего, однако, создания дорогостоящей специальной инфраструктуры обслуживания. По имеющейся в настоящее время информации, Ту-95МС сохранятся в составе ВВС России до 40-х годов XXI века, получив новое вооружение и оборудование.

Бомбардировщик Ту-95МС

  • размах крыла - 50,05 метров
  • длина - 47,09 метра
  • высота - 13,2 метра
  • площадь крыла - 295 м2
  • вес пустого самолета - 94,4 тонны
  • максимальный взлетный вес - 187,7 тонн
  • силовая установка - 4 ТВД НК-12МВ мощностью по 15 тысяч лошадиных сил
  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 830/650 км/ч
  • крейсерская скорость - 710 км/ч
  • радиус действия 4-7 тысяч километров в зависимости от нагрузки
  • практический потолок - 12-13.000 метров
  • экипаж - 7 человек
  • вооружение - две пушки ГШ-23 в кормовой огневой установке. Подвесное: крылатые ракеты большой дальности Х-55, Х-55СМ, Х-555.

    Илья Крамник

  • Обсудить
    Збигнев БжезинскийЧеловек в истории
    Война и мир Збигнева Бжезинского
    Нацист на пути джихада
    Жизнь и удивительные приключения Абдул Азиза ибн-Мьятта, британского ультраправого поэта
    «Ближние соседи важнее дальних гегемонов»
    Александр Ломанов о приоритетах внешней и внутренней политики Китая
    The library at Holland House in Kensington, London, extensively damaged by a Molotov 'Breadbasket' fire bombВзорвать Британию
    Соединенное Королевство уже 48 лет ведет необъявленную войну с бомбистами
    Маэстро, урежьте марш
    Большая семерка и НАТО — не «концерт держав», а оркестр
    Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С» ведет огоньПоследний отсчет
    До старта новой госпрограммы вооружений остаются месяцы
    Битва за ствол
    Стрелковое лобби добилось смягчения указа, ограничивающего оборот оружия
    И палка стреляет
    Самые яркие и необычные образцы кустарного оружия, изъятого полицией
    Начудил
    Как Федор Чудинов потерпел второе кряду поражение в профессиональной карьере
    Тройной Жозе
    Голы, странные пенальти, курьезы и травмы завершившейся Лиги Европы — видео
    Джордж Гроувз и Федор Чудинов На британский флаг
    Сможет ли Федор Чудинов увезти из Шеффилда титул чемпиона мира по боксу
    Бей, души, убивай
    Социальные сети не просто следят за нашими чувствами, они управляют ими
    Самоубийственные аресты
    За борьбой с «группами смерти» может стоять конфликт в силовых структурах
    Привет, жестокий мир
    Боль, отчаяние и мужество в объективах самых талантливых молодых фотографов
    Не лайкай всуе
    10 заповедей самой вредной для психики социальной сети в мире
    An antique shop owner naps on a chair outside his shop at a market in Beijing, China, Monday, Aug. 23, 2010. (AP Photo/Alexander F. Yuan)Сокровища за бесценок
    Самые удивительные клады, которые нашли в купленном за копейки барахле
    Гибче надо быть
    Мобилити-трейнинг — модная тренировка для тех, кто не достает пальцами до пола
    Паровые танки
    Пять увлекательных попыток построить паровую технику для войны
    Тест-драйв японского брата «Дастера»
    Как Nissan Terrano стал еще ближе к Renault Duster
    Лучшее автомобильное видео мая
    Две «Тойоты» врезаются друг в друга, британский спорткар соревнуется с самолетом и многое другое
    15 машин на реактивной тяге
    90-летняя история автомобилей с двигателями от самолетов и ракет
    От нашего стола
    Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
    Зависли на хате
    Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
    Москва за нами
    Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
    Сносное настроение
    Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
    Вышка светит
    Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности