Возвращение летающего медведя

Герой "холодной войны" Ту-95 вышел из тени

Ту-95МС. Фото Александра Котомина, Lenta.ru

Продолжающееся ухудшение отношений между Россией и странами НАТО возрождает стереотипы поведения времен "холодной войны" и выводит на первые полосы газет и экраны ТВ ее главных героев. Одним из таких героев, впервые продемонстрированных широкой публике более 50 лет назад - в июле 1955 года на воздушном параде в Тушино, является стратегический бомбардировщик Ту-95. В течение последних трех месяцев Ту-95 стал героем двух инцидентов, связанных с приближением самолетов этого типа к границам Великобритании.

Силуэт этой турбовинтовой машины с четырьмя парами воздушных винтов на стреловидных крыльях запечатлен на тысячах фотографий 50-90-х годов. Последний в мире серийный винтовой бомбардировщик благодаря высоким характеристикам и большому модернизационному потенциалу производился в СССР во множестве различных модификаций с середины 50-х по 1992 год, поставив рекорд продолжительности серийного производства. Кроме того, он стал прототипом первого советского межконтинентального пассажирского самолета Ту-114.

В настоящее время самолеты этого типа используются стратегической авиацией (в варианте ракетоносца Ту-95МС) и авиацией ВМФ России (противолодочные самолеты Ту-142 и самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ).

Разработка Ту-95 началась в конце 40-х годов, когда перед Андреем Туполевым и несколькими другими конструкторами была поставлена задача создать бомбардировщик, способный, взлетев с территории СССР, достичь США и вернуться обратно. КБ Туполева, уже имевшее опыт успешного копирования американского бомбардировщика B-29 и разработки опытных самолетов Ту-80 и Ту-85, предложило оснастить новую машину турбовинтовыми двигателями, имевшими большую экономичность по сравнению с реактивными. Такими двигателями до сих пор оснащаются, например, военно-транспортные самолеты С-130 Hercules. Первый полет новой машины состоялся 12 ноября 1952 года.

Конкурентом Ту-95 стал бомбардировщик КБ Мясищева М-4, поднявшийся в воздух 20 января 1953 года. Однако эта машина, оснащенная реактивными двигателями, оказалась слишком неэкономичной, и впоследствии большинство М-4 (и созданных на их основе 3М) были переоборудованы в летающие танкеры.

Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru
Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru

С самого начала серийного производства Ту-95 началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолета, оснащенных более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника. Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году. Главным вооружением новой модификации "Медведя" (Bear - такое наименование Ту-95 получил на Западе) стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 (самолет мог нести только одну ракету) и невысокую точность этого вида оружия, произведенные в 1958-62 году машины, оставались на вооружении до конца 80-х годов, пройдя несколько модернизаций.

В 60-х годах на основе Ту-95 были разработаны несколько самолетов специального назначения - океанский разведчик Ту-95РЦ, самолет ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолет Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России - Ту-95МС.

Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org
Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org

Основным оружием нового "стратега" стали дальнобойные крылатые ракеты Х-55 с дальностью полета 2500 километров. Ту-95МС-6 оснащен револьверной пусковой установкой на шесть ракет, размещенной в фюзеляже. Вариант самолета, получивший обозначение Ту-95МС-16, может также нести 10 ракет на внешней подвеске, однако, согласно договору об СНВ, количество ракет на стратегических бомбардировщиках не может превышать шести на каждом самолете.

В дальнейшем Ту-95 получили на вооружение ракеты Х-55СМ и Х-555, дальность полета которых возросла до 3 и 3,5 тысяч километров соответственно.

Как во времена СССР, так и сейчас Ту-95 различных модификаций являются наиболее частыми представителями Вооруженных сил в нейтральном воздушном пространстве. Будучи относительно многочисленными и довольно экономичными, они использовались и используются для демонстрации силы на стратегически важных направлениях и слежения за боевыми кораблями и базами вероятного противника в стратегически важных районах.

На счету Ту-95 немало выходов на дистанцию визуального контакта с авианосными ударными группами ВМС США, в том числе и внезапных, когда экипажи вероятного противника узнавали о присутствии этих крупных машин вблизи от соединения только после их появления в нескольких километрах от авианосца.

За счет простоты в эксплуатации и надежности Ту-95 остался в строю даже после принятия на вооружение значительно более совершенного сверхзвукового ракетоносца Ту-160, требующего, однако, создания дорогостоящей специальной инфраструктуры обслуживания. По имеющейся в настоящее время информации, Ту-95МС сохранятся в составе ВВС России до 40-х годов XXI века, получив новое вооружение и оборудование.

Бомбардировщик Ту-95МС

  • размах крыла - 50,05 метров
  • длина - 47,09 метра
  • высота - 13,2 метра
  • площадь крыла - 295 м2
  • вес пустого самолета - 94,4 тонны
  • максимальный взлетный вес - 187,7 тонн
  • силовая установка - 4 ТВД НК-12МВ мощностью по 15 тысяч лошадиных сил
  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 830/650 км/ч
  • крейсерская скорость - 710 км/ч
  • радиус действия 4-7 тысяч километров в зависимости от нагрузки
  • практический потолок - 12-13.000 метров
  • экипаж - 7 человек
  • вооружение - две пушки ГШ-23 в кормовой огневой установке. Подвесное: крылатые ракеты большой дальности Х-55, Х-55СМ, Х-555.

    Илья Крамник

  • Обсудить
    Наука и техника00:0223 июня
    Стив Джобс

    Гнилой пепин

    Забытая история худшего в истории продукта от Apple
    Африканский «боярышник»
    Как спиваются жители Черного континента
    Богемская рапсодия
    Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
    Старикам здесь не место
    В Швейцарии хотят разрешить эвтаназию пожилым людям
    Тимофей Бордачев: «Убирайтесь, но заплатите высокую цену»
    Европейцы хотят развестись с Британией по-жесткому
    Пан или пропал
    Киев угрожает арестами активов «Газпрома» за пределами национальной юрисдикции
    Вода камень точит
    Инвестиционная привлекательность столицы может вырасти на 10 процентов
    Сергей КурченкоОтнять и поделить
    Какую собственность на Украине все еще может потерять Россия
    Кистью и краской
    Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
    Стив ДжобсГнилой пепин
    Забытая история худшего в истории продукта от Apple
    Ждите гостей
    Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
    Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
    Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
    Миллениалы в бегах
    Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
     reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
    Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
    Тест и стоимость владения Skoda Superb
    Длительный тест универсала Skoda Superb: итоги
    Самые крутые участники гонки Pikes Peak
    Лучшие автомобили «Гонки в облаках» за ее 101-летнюю историю
    Самые качественные машины в мире
    Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
    Русская рулетка
    Как спланировать гонку в 24 часах Ле-Мана и почему эти планы могут не сработать
    Вите надо выйти
    Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
    Без свидетелей
    Дома для тех, кто ненавидит соседей
    Москва за нами
    Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
    Классовая борьба
    На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
    Да катитесь вы
    Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе