В ночь с 11 на 12 ноября правоохранительные органы Дагестана заблокировали группу вооруженных боевиков в частном доме номер 54 по улице Таркаева (бывшая Седова) в Махачкале. По некоторым данным, вместе с боевиками в доме оказались заблокированы их жены и дети. Переговоры о сдаче ни к чему не привели. Напротив, осажденные несколько раз пытались прорвать окружение и вырваться из кольца. В перестрелке восемь боевиков, в том числе одна женщина, были убиты. Еще один боевик был уничтожен в доме номер 2 по улице Павлова.
Операция закончена. Однако самым важным является то, что, несмотря на всю "чрезвычайность" ситуации - боевые действия в центре города - это всего лишь эпизод в длинном ряду таких же, происходящих в Дагестане с удручающей частотой.
Если суммировать события в республике хотя бы за последние два месяца, не претендуя при этом на то, чтобы описать все случаи вооруженных столкновений с боевиками, нападений на военнослужащих, милиционеров, мирных жителей, то получится примерно следующее.
Фронтовые сводки
12 ноября, в ходе спецоперации на улице Таркаева в Махачкале ликвидированы, по меньшей мере, восемь боевиков. По данным правоохранительных органов, одним из убитых оказался лидер буйнакской группировки Хизри Мамаев. Оставшихся двух боевиков, засевших в подвале, "утюжил" танк, приехавший из расположения 136 мотострелковой бригады в Буйнакске.
С 26 октября по 1 ноября задержаны восемь членов бандгруппы, которые занимались подготовкой терактов и покушений, в том числе на видного религиозного деятеля Дагестана шейха Саид-Апанди Чиркейского и сотрудников силовых структур республики.
11 ноября был задержан Магомед Далгатов, который 5 ноября вместе с другими боевиками в местности Герей-Авлат обстрелял автомобиль с военнослужащими 136-бригады: трое солдат были ранены, двое позднее скончались.
6 ноября группу боевков обнаружили недалеко от Гимринского тоннеля в Буйнакском районе. В перестрелке один из них - житель Махачкалы Магомедсани Курбанов - был убит.
8 ноября в Хасавюртовском районе Дагестана, в селении Покровское в своем доме был расстрелян из автомата старший сержант милиции, преступнику удалось скрыться.
25 октября в ходе спецоперации по нейтрализации двух боевиков в селе Адиль-Отар погиб сотрудник милиции, еще один был ранен. Боевики - Адам Алишейхов и житель Хасавюрта Руслан Ахаев - уничтожены.
23 октября в Казбековском районе в маршрутке взорвалась женщина, три пассажира были ранены: как установили власти, взрыв не был терактом: женщина просто везла с собой гранату Ф-1, котрая взорвалась из-за неправильного обращения.
9 октября в Махачкале на улице Орджоникидзе уничтожены боевики махачкалинского джамаата Юрий Нестеров и Гимбат Абакаров, которые 4 октября застрелили командира спецроты патрульно-постовой службы милиции при УВД Махачкалы Эфлидина Гераева, а 6 октября прямо на улице выстрелом в голову убили начальника ГИБДД Шамильского района Наби Гитиномагомедова.
8-9 октября спецслужбы провели штурм квартиры в пятиэтажном жилом доме на улице Орджоникидзе в Махачкале, где скрывался один из членов незаконных бандформирований Уллубий Балатханов. Несколькими часами ранее Балатханов и другой боевик Залимхан Мусаев уже были блокированы на улице Тимирязева, Мусаева удалось взять сразу, а вот Балатханову ненадолго удалось уйти.
9 октября безрезультатно завершилась операция по ликвидации группы боевиков Карабудахкенском районе Дагестана недалеко от селения Губден, начатая еще 6 октября. В перестрелке двое боевиков были убиты, но остальным удалось уйти. Двое сотрудников внутренних войск получили ранения. Ранее, в конце сентября, в селе Губден был убит священнослужитель местной мечети.
30 сентября в селе Гонода Гунибского района боевики расстреляли девять местных жителей, в том числе участкового милиционера Рашида Султанова, а потом скрылись на поджидавших их автомобилях.
Список можно продолжать и дальше, а можно и расширить за счет "неучтенных" эпизодов. Те, кто хотел бы получить более развернутое представление, могут обратиться к "Хронике террора" на сайте "Кавказский узел", к сожалению, постоянно обновляющейся.
Палец на курке
Можно назвать все происходящее вялотекущей войной, но "война" - достаточно громкое слово, между тем даже в ходе широкомасштабных боевых действий в Чечне российские власти предпочитали говорить о "конттерроистической операции". Но, с другой стороны, рассматривать последние события в Дагестане как "обострение криминогенной ситуации", значит пытаться принизить значимость происходящего. Один из регионов России постоянно живет с пальцем на курке. Случается, что несколько дней подряд никто ни в кого не стреляет. Это, однако не повод для самоуспокоения.
К примеру, бывший командующий 58-й армией и группировкой "Запад" генерал-лейтенант Владимир Шаманов, описывая ситуацию в Дагестане и Ингушетии, прямо заявил, что контртеррористическая операция на Северном Кавказе еще не закончена. По словам Шаманова, военные и силовики слишком сосредоточились на Чечне, в то время как террористы перенесли свою активность в соседние регионы.
Надеяться на то, что силовики постепенно смогут "перемолоть" террористов было бы опрометчиво. Боевиков выслеживают, ловят, уничтожают, как того же Шамиля Басаева или Раппани Халилова, но на их месте возникают "новые бандгруппы", которых опять надо нейтрализовывать.
После Беслана и прорыва боевиков в Ингушетию реформы в силовых структурах были направлены, прежде всего, на то, чтобы в будущем не допустить выступления крупных сил боевиков. Однако, при этом деятельность разведки, которая является главным оружием в борьбе с террористическим подпольем, так и осталась нескоординированной. Осенью 2004 года запред комитета по безопасности Госдумы Валерий Дятленко заявил о создании специальной разведывательной службы, которая объединит усилия всех субъектов оперативно-розыскной деятельности - ФСБ, МВД и ГРУ. Тем не менее пока эта служба никак себя не проявила.
В любом случае усиление силовых стуктур и спецслужб еще не гарантирует стабилизации положения в Дагестане. В октябре 2007 года, сразу после убийства девятерых жителей села Гонода президент Дагестана Муху Алиев заявил, что социальной базой для подпитки "негативных явлений" в республике, особенно среди молодежи, является экономическое отставание Дагестана и диспропорция в уровне жизни различных слоев населения. По его словам, на сегодняшний день задолженность по заработной плате в республике составляет около 24 миллионов рублей, около четырех тысяч человек вовремя не получают зарплату.
Но зарплаты и обеспечение безопасности - это дело властей. Рядовым россиянам важнее не дать себе привыкнуть к регулярным сообщениям о боестолкновениях в Дагестане, нападениях на мирных жителей и военных, о нейтрализации групп боевиков в центре города с помощью танков. Для освежения восприятия можно пофантазировать и перенести происходящее куда-нибудь в Нижегородскую область. Тоже ведь Россия.