Не поверили Присяжные оправдали обвиняемых в покушении на Матвиенко

В питерском суде развалилось дело о покушении на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Присяжные оправдали Равиля Муратова, Тимура Саидгареева и Владислава Баранова, которых ФСБ обвиняла в подготовке ее убийства. Более того, присяжные посчитали, что вообще не было события преступления, то есть никакого покушения на Матвиенко и не готовилось. То, что спецслужбы преподносили как свой триумф, обернулось для них конфузом.

Первые сообщения о том, что в Петербурге предотвращено покушение на губернатора города Валентину Матвиенко, появились 18 мая 2007 года. Сообщалось, что задержаны члены некой экстремистской группировки. Подробности этого дела раскрыл через несколько дней лично глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев. Он, как обычно, много ссылался на "оперативную информацию", не уточняя, откуда она взялась, и при этом утверждал, что Матвиенко собирались убить религиозные экстремисты, стремящиеся дестабилизировать ситуацию на северо-западе России.

Как выяснилось, задержаны были четыре человека: Тимур Саидгареев, Равиль Муратов, Владислав Баранов (на тот момент несовершеннолетний) и Федор Товпинец. Последний вскоре превратился из подозреваемого в свидетеля. Именно он позже рассказал в суде о заговоре против Матвиенко.

Саидгареев, Муратов и Баранов познакомились в мечети. Все они были связаны с петербургской исламской организацией "Аль-Фатх", которая не только существует на совершенно законных основаниях, но и входит в Духовное управление мусульман европейской части России. В начале 2007 года эти трое стали встречаться в квартире, арендуемой чеченцем Муслимом Ильмурзаевым, и обсуждать, как питерские власти притесняют мусульман. Их недовольство, в частности, вызывало то, что Валентина Матвиенко, хоть и не допустила проведение в Санкт-Петербурге гей-парада, но, в отличие от мэра Москвы Юрия Лужкова, не выступила с открытым осуждением подобных акций.

Эти разговоры, по данным ФСБ, кончились тем, что молодые люди решили создать джамаат, чтобы "вести партизанские действия, как в Чечне". Лидером был избран Равиль Муратов. Как заявил в суде Федор Товпинец, которому якобы также предлагали вступить в джамаат, первоначально они планировали убить председателя Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга Жафяра Пончаева, но затем в качестве жертвы наметили Валентину Матвиенко. Следствие пыталось связать джамаат с эстремистской исламской органиацией "Хизб-ут-Тахрир", но убедительных доказательств не нашло.

Равиль Муратов в суде подтвердил, что в разговорах между собой члены предполагаемого джамаата осуждали политику городских властей.

Как позже выяснилось, в квартире Ильмурзаева были установлены подслушивающие устройства и скрытые камеры. На одной из пленок, представленных суду, было слышно, как Ильмурзаев, проводив товарищей, говорит кому-то по телефону: "Ну что, вырубил? ... Суперских призывов не было, но сошлись на том, что завалим Матвиенко на Сабантуе".

Празднование Сабантуя было намечено на 24 июня. Матвиенко должна была принять в нем участие. Как утверждало обвинение, члены джамаата намеревались взорвать ее машину или забросать губернатора гранатами. Они вышли на некоего Анзора, который согласился продать им гранаты и пластит. На встречу с ним в сквере Инженерного замка 17 мая отправились Муратов и Саидгареев. Там их и задержали оперативники ФСБ. Анзору при этом удалось скрыться.

Вскоре спецслужбы изловили и Владислава Баранова, а вот Ильмурзаева, как и Анзора, упустили. Оба они теперь в розыске. Впрочем в суде адвокаты обвиняемых всячески намекали на то, что чекисты упустили этих двоих только потому, что они были провокаторами, работающими на ФСБ.

Защитники подсудимых обращали внимание присяжных на множество странностей: и на то, как таинственно испарились Ильмурзаев и Анзор, и на то, как быстро было завершено досудебное расследование – дело было передано в суд уже осенью 2007 года. Уже после того, как присяжные вынесли оправдательный вердикт, адвокат Саидгареева Владислав Лапинский заявил Газете.Ru: "Обвинение наших подзащитных во многом базировалось на большом желании ФСБ показать свою работу и осведомленность в делах, которые происходят в российском обществе". Родственники подсудимых также заявляли, что дело сфабриковано и является по пиар-акцией ФСБ.

Так или иначе, сторона обвинения уже заявила, что намерена обжаловать оправдательный приговор, как только он будет официально вынесен. Значит, вслед за городским судом Петербурга Верховному суду придется разбираться, готовы ли были Саидгареев, Муратов и Баранов пойти в своем недовольстве Валентиной Матвиенко дальше кухонных разговоров.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше