На встрече премьер-министров России и Украины Виктора Зубкова и Юлии Тимошенко стороны должны были обсуждать все, что угодно – товарооборот, цены на ядерное топливо, права российских инвесторов на Украине – но только не газовые контракты. Вышло наоборот: первое, о чем сообщили премьер-министры – погашение задолженности "Нафтогаза" перед "Газпромом".
Накануне визита Виктора Зубкова на Украину, который стал для премьер-министра одним из последних в этой должности (в начале мая его сменит Владимир Путин), российские СМИ сообщали о целом списке претензий, подготовленных российскими переговорщиками.
Разногласий между странами действительно хватает. Российские атомщики, например, добиваются повышения стоимости топлива, поставляемого на Украину, а украинские – сохранения ее на прежнем уровне. "Татнафта" добивается возвращения себе акций Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, которые перешли под контроль правительства Украины. Кроме того, российское правительство наверняка опасается вступления Украины в ВТО и ее заявлений о намерении вступить в НАТО.
Перечисление конфликтов между российскими и украинскими бизнесменами можно было бы продолжать и далее, однако по итогам встречи между Виктором Зубковым и Юлией Тимошенко сложилось впечатление, что страны живут не только рука об руку, но и душа в душу. Например, украинский премьер-министр отметила, что товарооборот между странами увеличился за первый квартал 2008 года на 28 процентов, а правительственные команды двух стран уже подготовили план совместных действий, состоящий из 10 приоритетов в каждой сфере сотрудничества.
Зубков не отставал от своей коллеги и заявил, что возможности для торговли между странами огромны, и, конечно, выразил надежду, что отношения между странами будут теплыми и дружественными.
В контексте такого братания между правительствами, которые еще несколько лет назад открыто противостояли друг другу, неудивительно было, что Зубков и Тимошенко поздравили друг друга с Воскресением Христовым, а украинский премьер-министр даже заявила, что встречу в такой день можно считать знаковой.
За всем этим дипломатическим флером чуть было не потерялись самые главные слова, сказанные на встрече. Тимошенко, пришедшая на переговоры с Зубковым, как передавали российские информагентства, "в элегантном нежно-розовом платье", объявила, что Украина полностью погасила все долги перед "Газпромом".
Смотря как считать
Заявление Тимошенко оставило еще много вопросов. По какой цене рассчиталась Украина с "Газпромом"? Подписан ли контракт до конца 2008 года? Что получила российская монополия за то, что поставляла газ на Украину в кредит? Когда "Нафтогаз" успел собрать средства и отправить их в Россию так, чтобы об этом не узнали журналисты? С какой частотой "Нафтогаз" будет платить за топливо из России и ждать ли от него новых задержек? И когда, наконец, разразится новый газовый конфликт?
Пока все эти вопросы остаются без ответа. Но на первый взгляд кажется, что Украина начисто переиграла Россию в газовом конфликте, а российские переговорщики оказались гораздо менее расторопными, чем украинские.
Во-первых, "Нафтогазу" удалось добиться главного – исключения из газовых контрактов трейдера RosUkrEnergo. Тимошенко считает эту компанию едва ли не своим личным врагом и много раз обещала, что добьется ее ликвидации. Впрочем, как следует из последних заявлений RosUkrEnergo, вполне вероятно, что компания продолжит выполнять свои посреднические функции – только при продаже газа в Европу, а не на Украину.
Другое требование Тимошенко – оставить цену на газ на 2008 год на уровне 179,5 доллара за тысячу кубометров – также было, по всей видимости, выполнено. Во всяком случае, представители "Газпрома" несколько раз отмечали, что могут продавать газ именно по такой цене.
Взамен "Газпром" получил доступ на украинский розничный рынок. Тимошенко разрешила газовой монополии создать дочернее предприятие на Украине и продавать через него строго лимитированные объемы газа конечным потребителям. Несмотря на эти уступки со стороны украинских переговорщиков, на протяжении последних месяцев казалось, что российская монополия утратила рычаги влияния на Украину.
Особенно очевидно это было в начале марта, когда "Газпром" поставил Украине ультиматум: либо ограничение поставок, либо возвращение долгов. Официальный Киев пошел на конфликт. "Газпрому" ничего не оставалось делать, как снизить поставки, но и это не помогло. Когда "Нафтогаз Украины" объявил о том, что намерен для своих нужд брать газ, поставляемый в Европу, "Газпром" поспешил возобновить поставки в полном объеме.
Скоро зима
В 2009 году цены на газ для Украины точно не будут такими же низкими, как в 2008-м. Дело в том, что большую часть топлива Киев покупает у среднеазиатских стран. Этот газ следует на Украину через трубопроводы "Газпрома". Весной 2008 года Туркмения, Казахстан и Узбекистан заявили, что будут постепенно поднимать свои цены до европейских.
Аналогичных цен от своих партнеров в СНГ вот уже несколько лет добивается "Газпром", постепенно увеличивая цены для Грузии, Белоруссии, Украины и Молдавии. 23 апреля увеличение стоимости газа для импортеров из СНГ до общеевропейского уровня одобрил совет директоров холдинга.
Все это означает только одно: уже через несколько месяцев Россию и Украину ожидают новые переговоры. Несмотря на уверения Виктора Зубкова и Юлии Тимошенко в добрососедстве, опыт последних зим подсказывает, что Новый год сотрудникам "Газпрома" и "Нафтогаза" вновь придется встречать на нервах.