За последние сутки ситуация в зоне грузинско-осетинского конфликта обострилась до такой степени, что руководство непризнанной республики объявило о проведении всеобщей мобилизации. Поводом для этого шага стал очередной минометный обстрел Цхинвали, который, по мнению осетинской стороны, устроили грузинские формирования.
Новый виток эскалации напряженности начался с того, что утром 3 июля временная администрация Южной Осетии, которая подчиняется Тбилиси, сообщила о покушении на ее главу Дмитрия Санакоева. Согласно поступившей информации, автомобиль Санакоева, которого в Цхинвали считают коллаборационистом, подорвался на мине, а затем был обстрелян неизвестными из автоматического оружия. В результате инцидента были ранены трое охранников Санакоева, но сам он не пострадал.
Вечером того же дня уже власти непризнанной республики заявили о минометном обстреле югоосетинского милицейского поста, в результате которого был ранен один человек. Ближе к полуночи пришли сообщения о минометном обстреле Цхинвали - административного центра Южной Осетии, власти которой заявили, что минометный огонь велся со стороны грузинского села Никози.
По данным осетинского сопредседателя Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта Бориса Чочиева, мины попали в девять жилых домов, и в результате обстрела погибли два человека, а не менее пяти были ранены. Позднее Комитет по информации и печати Южной Осетии уточнил информацию о пострадавших: число погибших сократилось до одного, а раненых - выросло до семи.
В течение всей ночи поступали сообщения о новых перестрелках в различных районах республики. Югоосетинские власти обвинили в нагнетании обстановки грузинские спецслужбы. Однако официальный Тбилиси заявил, что им ничего неизвестно о минометном обстреле Цхннвали. В то же время в грузинском МВД обвинили югоосетинскую сторону в попытках провокации, отметив, что огонь был открыт в ответ на обстрел грузинских сел.
Обстрелы не являются редкостью в Цхинвали, и каждый раз грузинская и осетинская стороны утверждают, что противник начал первым. Последний подобный инцидент произошел в начале июня. Тогда представители Грузии заявляли, что огонь по городу был открыт в ответ на обстрел грузинских сел югоосетинскими силами.
Территория Южной Осетии после завершения вооруженного конфликта в 1992 году поделена примерно пополам между грузинами и осетинами. При этом, как и в большинстве горных регионов, населенных более чем одним народом, грузинские и осетинские селения расположены не компактно в какой-то одной его части, а разбросаны многочисленными анклавами.
В зоне конфликта действуют Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из российских, югоосетинских и грузинских миротворцев. Объединенный штаб ССПМ подтвердил информацию о ночном обстреле Цхинвали, отметив, что примерно за 50 минут до его начала грузинские миротворцы без предупреждения уехали из Цхинвали в направлении грузинского селения Тамарашени и с тех пор не возвращались.
Оставшиеся российские и осетинские миротворцы также отметили, что в течение ночи над Цхинвали два раза пролетали штурмовики Су-25 и пять раз - беспилотные самолеты-разведчики. Принадлежность всех летательных аппаратов в сообщении не указывается.
В связи с очередным обстрелом миротворческий контингент был приведен в боевую готовность, а власти Южной Осетии заявили о проведении всеобщей мобилизации, правда, ближе к вечеру пятницы приостановили ее. В связи с этим стоит отметить, что о состоянии вооруженных сил непризнанной республики известно довольно мало, и из официальных сообщений сложно оценить, является ли объявленная Цхинвали мобилизация серьезной военной мерой или же это лишь пропагандистская фигура речи.
Известно, что в последние годы в Грузии идет военная реформа, о которой рассказал на недавней пресс-конференции эксперт Павел Фельгенгауэр. По его данным, Тбилиси выделяет на перевооружение до десяти процентов бюджета, что составляет около миллиарда долларов в год. Грузинская армия уже закупила современную военную технику, которая качественно превосходит имеющуюся на вооружении у Южной Осетии, а также Абхазии.
Кроме того, грузинская армия, в которой служат 32 тысячи человек, полностью перешла на контрактную систему, а постоянные формирования Южной Осетии насчитывают три тысячи человек плюс еще 15 тысяч человек в резерве. На лето 2006 года у осетин было 87 танков против сотни у грузин. Соотношение по ракетным системам залпового огня и БТРам также примерно было равно. Кроме того, Цхинвали располагает примерно сотней артиллерийских орудий и минометов, а также тремя вертолетами Ми-8.
Глава МИД РФ Сергей Лавров в связи обострением обстановки в Южной Осетии призвал стороны не допустить развязывания масштабного вооруженного конфликта. По его мнению, первым шагом в направлении мирного урегулирования должно стать подписание Грузией юридически обязывающего документа о неприменении силы в зонах конфликтов в Южной Осетии и Абхазии.
В официальном заявлении российского внешнеполитического ведомства ночные события в Цхинвали и его окрестностях названы актом агрессии со стороны Грузии. Москва призвала к немедленному возобновлению переговорного процесса в рамках Смешанной контрольной комиссии для того, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта.