Долой эпический пафос!

Обзор игры Fable II

Дефицита ролевых игр про волшебников, рыцарей и всякую нежить в последние лет "цать" не было, и в ближайшие же лет "цать" не предвидится. В четырех из пяти RPG перед нами предстает стандартный фэнтезийный мир, который населяют добрые паладины и рыцари, злые волшебники, мерзкие орки и прочие набившие оскомину персонажи. И каждый раз блюдо под названием "Очередная ролевая игра" подается с таким пафосом, что порой становится тошно от важности той великой миссии, которую поручено исполнить игроку. К счастью, далеко не все разработчики считают, что фэнтезийная ролевая игра должна быть смертельно серьезной. И детище Lionhead Studios под названием Fable II – лишнее тому подтверждение.

Первая часть этой RPG в год релиза прошла мимо большинства отечественных игроков по одной простой причине: выпущена она была только для приставки Xbox, а обладателей этого чуда техники в России очень и очень мало. Только через год Fable выпустили в версии для персональных компьютеров, а для обладателей Macintosh – и вовсе в марте 2008. Вторая часть тоже выйдет только для приставок, на этот раз Xbox 360.

На этот раз перед нами рассчитанное на полтора-два десятка часов приключение в фэнтезийном мире. Магия и монстры – в комплекте. Вид от третьего лица и довольно развитая для RPG боевая система. А еще - незамысловатый сюжет: в детстве у героя порешили родственников, он подрос и стал мстить. На первый взгляд – скучно и неоригинально, но к счастью, все совсем не так.

С первых минут игры Fable II сразу дает понять, что не стоит ждать заумного повествования и каких бы то ни было намеков на серьезность происходящего. Как вообще это может прийти в голову, если игра начинается с того, что главному герою на голову, простите, гадит птица? Впрочем, бог с ним, с пернатым. Начинается игра с детства главного героя (геймерам дают выбрать, кем играть – мальчиком или девочкой). Это самое "детство" является, с одной стороны, обучающим уровнем – игроку ненавязчиво объясняются хитрости и тонкости Fable II. Например, как заработать любовь горожан или как спасти собаку от хулигана. С другой стороны, первый этап Fable II довольно наглядно повествует, ради чего игроку придется бродить по белу свету (который именуется Альбионом) в ближайшие часов пятнадцать-двадцать. Главный герой попадает в очень неприятную историю, в результате чего убивают его сестру, а сам он чудом остается жив. По законам жанра, остается только повзрослеть, после чего – сразу отправиться мстить обидчикам. Помогать игроку будет собака, которая умеет грызть врагов и искать клады.

Повзрослевший герой может путешествовать уже по всему Альбиону. Вместо игрушечного оружия ему выдается настоящее (впрочем, такое, что толку от него не намного больше, чем от деревянного меча из детства), в нагрузку к этому – несколько снадобий и непритязательного вида одежда. Большое путешествие начинается, иди куда хочешь, делай что угодно. Классы персонажей как таковые отсутствуют, и в развитии персонажа с точки зрения всяких боевых характеристик игроки довольно ограничены. Развивать можно только три основных умения: физическую силу, которая влияет на рукопашный бой, ловкость, от которой зависит скорость передвижения героя и стрельба из огнестрельного оружия, а также магические навыки, от которых зависит сами понимаете что.

Get the Flash Player to see this player.

Мир Fable II довольно велик, но он не настолько огромен, как, например, в Oblivion. И в данном случае это скорее достоинство, чем недостаток. Тем, кого не греет идея "жить" в игре, не придется бояться того, что они смогут затеряться на просторах Альбиона. Плюс ко всему, у Fable II удобная система навигации: если лень учить дорогу к ближайшему городу, можно включить "светящуюся дорожку" (это что-то типа волшебного GPS) и, не тратя времени на шатания по миру игры, дойти куда надо.

Помимо заданий, являющихся частью основной сюжетной линии (найти и отомстить, напоминаю), игроку предстоит выполнять задания второстепенные. Большинство из них базируются на одной формуле: сходи туда-то, убей тех-то, спаси того-то, вернись за деньгами. Несмотря на кажущуюся тривиальность процесса, ходить, спасать и возвращаться не надоедает. Причем по многим причинам.

В Fable II довольно неплохая боевая система. Драться с врагами можно с помощью холодного или огнестрельного оружия, а также магии. Соответственно, умело комбинируя их, можно (и нужно) расправляться с супостатами очень эффектно. Особо красивые и зрелищные моменты боев демонстрируются с приближением камеры и замедлением времени, и выглядит это очень и очень здорово.

Положительных эмоций добавляет и прекрасный стеб над фэнтезийными игрушками в большей части квестов. К примеру, есть в игре зловещая организация под названием Храм Тьмы, которая станет домом родным для тех, кому захочется стать олицетворением зла в Fable II. И чтобы стать полноправным участником этой организации и приносить в жертвы людей, надо совершить чудовищное зло. Которым на поверку оказывается съедение пяти жареных куриц. Хотя с чьей-то точки зрения убийство курицы может и сравнимо с убийством человека, да, но в Fable II вся эта заварушка с Храмом Тьмы подана так, что поневоле становится смешно. В хорошем смысле этого слова.

Сами по себе квесты тоже зачастую преподносят сюрпризы. Например, дают вам задание подыскать невесту для сына фермера. Герой долго бегает и ищет. Находит. Ровно для того, чтобы по возвращению к фермеру узнать, что его сын на самом деле девушками не интересуется и ему мальчики больше по нраву. Остается только сказать "Тьфу!" и дальше искать приключений.

Вообще, кстати, теме лиц с не самой традиционной сексуальной ориентацией в Fable II уделено подозрительно много внимания. Не считая упомянутого фермерского сына, герою на пути к победе повстречаются многочисленные геи и лесбиянки, зловещий трансвестит (его по сюжету надо убить), в одной из локаций к персонажу постоянно пристают мужчины-проституты. Вишенкой на вершине этого радужного пирога является скрытый квест, появляющийся в самом конце игры, суть которого – сменить пол главного героя. Тут мы воздержимся от комментариев и гипотез, но к Lionhead поневоле станем относиться с осторожностью и на всякий случай приготовим для разработчиков Fable II пару рулонов фольги.

Кроме главных и побочных квестов в мире Fable II есть чем заняться. Чтобы заработать денег на покупку оружия, полезных снадобий и всего прочего можно устроиться на работу. Поначалу выбор довольно скромен: доступна работа на кузнице, на лесоповале и в пабе. Надо, соответственно, ковать мечи, колоть дрова и наливать пиво в кружки. Каждая такая "работа"
box#2075620

представляет собой незатейливую мини-игру и приедается довольно быстро. Но чтобы сколотить капитал на ранних этапах игры можно и потерпеть. Затем, по мере того, как герой обретает известность, становятся доступны и другие, более разнообразные виды деятельности. Например, отстрел беглых преступников или похищение людей. Зависит от того, опять же, "хорошие" или "плохие" поступки совершал герой по ходу игры. Заработать денег также можно, играя в азартные игры в пабах. Только игры эти довольно странные и не очень интересные. Уж лучше в том же пабе пиво наливать, толку и денег будет больше.

Когда нужное оружие и одежда куплены, надо приступать к покупке недвижимости. И тут простор для деятельности, поверьте, немаленький. В начале можно покупать дешевые дома и сдавать их в аренду, потом перейти к недвижимости подороже, и постепенно заработать денег на огромный замок. Разработчики утверждают, что арендная плата от сдачи жилья и заработки приобретенных магазинов перечисляются на счет игрока каждые пять минут, даже когда он не играет в Fable II. Для этого, скорее всего, надо подключиться к сети Xbox Live для синхронизации времени, поскольку в оффлайновом режиме ничего такого не происходит. Решение довольно логичное, так как, только отключившись от сети, можно поменять системное время на другое и, например, выставить в качестве даты 2020 год. Сколько денег тогда было бы на счету героя, нам считать лень, но поверьте, истратить эту сумму в Fable II вряд ли удастся.

Ну и пару слов о социальной активности героя. Чтобы отовариваться в магазинах со скидками, покупать дома подешевле и пользоваться прочими благами народного любимца, придется завоевывать сердца мирных обитателей Альбиона всеми доступными способами. Общаться можно по-разному: сыграть на лютне, станцевать или показать отрезанную голову убитого врага. Можно кривляться, рыгать и издавать другие, еще более неприличные звуки, чтобы рассмешить горожан. Ну а если на мнение о себе вы плевать хотели, можно посылать прохожих в пешие эротические прогулки, тыкать средним пальцем и кричать на них. Модель поведения зависит, опять же, от того, кем вы хотите быть: прославленным святошей или легендарным дебоширом.

А теперь о неприятном. Прямо и в лоб: самый главный недостаток Fable II – это управление. Его недоделанность проявляется повсюду: и в мини-играх, и в боях, и при попытке любого взаимодействия с внешним миром.

Во время поединков очень странно ведет себя магия. Если сразу после того, как герой завершит, например, удар мечом, попробовать сразу применить какое-либо заклинание, ничего не выйдет. Герой будет задумчиво, слегка постанывая от боли, стоять как вкопанный и отбивать лицом и другими частями тела удары врагов. Пауза где-то в полторы-две секунды между переходом от удара мечом к магии никаким способом не обозначена, и это однозначно плохо. Devil May Cry от Fable II никто не требует, но хотя бы более отзывчивым сделать управление было бы не лишним. Недочет, в принципе, не очень серьезный, но все же досадный.

Кроме того, в двух из пяти случаев при попытке открыть сундук с золотом, своровать фуфайку из шкафа или совершить любое другое подобное действие герой отказывается что-либо делать. Это притом, что опция "Использовать" появляется на экране. Можно полчаса жать на кнопку действия, и ничего не произойдет. Извольте навернуть вокруг сундука пару кругов, чтобы понять, под каким углом надо встать, чтобы это самое "использовать" случилось. И это плохо. Остается надеяться, что все эти недочеты будут устранены в ближайшее время.

Многим игрокам может не понравиться, что смерть в Fable II не имеет почти никаких отрицательных последствий. Если героя убили во время боя, он спустя полторы секунды оживет. Все, чем поплатится персонаж – это несобранным опытом (потери, поверьте, мизерны), да внешностью (появится лишний шрам). Это лишает бои интриги, а смысл тратиться на лечебные эликсиры, которые стоят довольно больших денег, пропадает.

Разочаровало отсутствие в финальной версии игры режима совместного прохождения. Да, его обещают "прикрутить" к Fable II сразу в день релиза. Но пока co-op отсутствует, за него мы игру хвалить не будем.

Фанатов классических RPG может оттолкнуть доставшаяся в наследство от первой части и еще более урезанная система развития героя. Всевозможных навыков маловато, и выбирать, что развивать, а чем пожертвовать, не приходится: к концу игры персонаж "прокачан" по максимуму и слабостей как таковых не имеет вообще. Ну, это не такой уж и недостаток, просто игра такая. Выбирать во время прохождения Fable II и так придется очень часто, и многие решения героя будут влиять на дальнейшее развитие событий в игре.

Несмотря на все эти мелкие и не очень недоработки, Fable II наверняка не разочарует всех тех, кому понравилась первая часть игры. В сиквеле есть все, что надо поклоннику серии: существенно улучшенная графика, более просторный мир, куча заданий, в общем – старый добрый Fable с изменениями, улучшениями и дополнениями. Фанатам игр наподобие Oblivion знакомиться с Fable II надо с осторожностью: понадобится чувство юмора и осознание того, что не все ролевые игры должны быть одинаковы. Ну а если вы вообще ни разу в RPG не играли, можете без опасений попробовать сыграть в Fable II. Игра получилась смешная, интересная, довольно длинная и очень легкая.

И к черту этот эпический фэнтезийный пафос.

Наука и техника00:0416 августа

Тихий монстр

В центре Млечного Пути произошел мощный взрыв. Чем это грозит?