Лицо кризиса

Американский банк Citigroup поделил свой бизнес на две части

После многочисленных попыток избежать банкротства и многомиллиардных финансовых потерь американский банк Citigroup принял решение о разделении бизнеса. Теперь вместо "большого Citi" на рынке будут существовать две независимые организации, которые, по расчетам руководства Citigroup, позволят банку не уйти в историю. Однако этот шаг может оказаться началом конца всемирно известного бренда Citi.

Свободное падение

Полтора года назад американский банк Citigroup являлся одной из крупнейших в США финансовых организаций по объему активов и считался одним из самых успешных. Еще в апреле 2007 года капитализация банка на Нью-йоркской фондовой бирже превышала 250 миллиардов долларов, а его подразделения работали более чем в 100 странах мира. Штат сотрудников Citigroup превышал 360 тысяч человек.

С началом глобального финансового кризиса рыночная стоимость Citigroup начала таять буквально на глазах. Так, в марте 2008 года капитализация банка уже составляла 120 миллиардов долларов, а в середине января 2009 года - едва превышала 20 миллиардов долларов. При этом в течение одного лишь прошлого года стоимость финансовой организации обвалилась почти на 90 процентов.

Одновременно с потерей капитализации Citigroup начал нести финансовые убытки, которые по итогам 2007 года составили 9,8 миллиарда долларов. Большая их часть была связана со списанием ипотечных активов. Потери банка в четвертом квартале 2008 года составили 8,29 миллиарда долларов, а за весь прошлый год - 18,72 миллиарда долларов.

Эти цифры выглядят не столь внушительно как, например, потери крупнейших американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. Убытки каждой из двух компаний превысили в одном лишь только третьем квартале 2008 года 20 миллиардов долларов. Однако следует учитывать, что относительно невысокие финансовые потери Citigroup могли оказаться гораздо больше, если бы руководство банка не предпринимало меры по их снижению.

Например, в 2008 году финансовая организация закрыла часть своих японских отделений, полностью продала немецкое подразделение Citigroup Privatkunden и договорилась о продаже японского NikkoCiti Trust & Banking.

Параллельно с продажей части бизнеса Citigroup начал проводить сокращение штата сотрудников. Так, в ноябре 2008 года Citigroup объявил о готовящемся увольнении 50 тысяч сотрудников. При этом во второй половине прошлого года работы в финансовой организации лишились около 30 тысяч человек, а за весь год - 52 тысячи человек.

Кроме того, в целях экономии средств руководство Citigroup даже запретило своим сотрудникам проводить официальные встречи вне офисов, а также установило жесткий контроль за использованием цветных копиров.

Спасение делением

Сообщение о том, что Citigroup подготовил план собственной продажи, появившееся 21 ноября 2008 года, оказалось неожиданностью. На общем фоне финансовых потерь американских банков, банкротства Lehman Brothers и спасения страховой компании AIG, трудности Citigroup не выглядели устрашающе.

Банк даже пытался участвовать в покупке четвертой по величине финансовой организации в США Wachovia. Кроме того, руководство Citigroup постоянно заверяло, что банку хватает ликвидности и что дела в кредитной организации обстоят относительно хорошо с учетом глобального кризиса. Поэтому даже и предположить было трудно, что "большому Citi" придется спасаться от банкротства.

План, разработанный руководством Citigroup, предусматривал несколько вариантов продажи банка в зависимости от финансового положения. Спустя несколько часов после сообщения о разработке плана генеральный директор Citigroup Викрам Пандит (Vikram Pandit) заявил, что не будет реализовывать кредитную организацию по частям - некоторые топ-менеджеры банка предлагали продать брокерское подразделение Smith Barney.

Для сокращения расходов Citigroup нашел другое применение своему брокерскому подразделению - оно стало частью совместного предприятия с Morgan Stanley. Обе финансовые организации уверены, что совместное управление созданным активом позволит им сэкономить до 1,1 миллиарда долларов.

Кроме того, по неофициальным данным "большой Citi" принял решение о сокращении своего бизнеса на треть. Помимо передачи Smith Barney в совместное предприятие с Morgan Stanley, руководство Citigroup решило закрыть подразделение потребительского кредитования и отделение по выпуску кредитных карт для магазинов. Также было запланировано снижение объема работы торгового подразделения.

По-видимому, эти меры в Citigroup посчитали недостаточными, и 16 января 2009 года было объявлено о том, что когда-то крупная организация будет разделена на две части - Citicorp и Citi Holdings. Citicorp будет заниматься управлением всех подразделений Citi в разных странах мира, а Citi Holdings займется обслуживанием клиентов, оказанием брокерских услуг и управлением активами клиентов.

Поможет ли этот шаг Citigroup удержаться на плаву, пока не ясно. Руководство банка надеется, что диверсификация бизнеса позволит добиться финансовой устойчивости и даже увеличить прибыль.

Впрочем, существует и другая точка зрения. Глобальный финансовый кризис продолжается, и даже по самым смелым оценкам ожидать его окончания следует не раньше, чем в конце 2009 года. Не исключено, что в этих условиях новые Citi продолжат нести убытки, как этот делал "большой Citi", и в конечном результате будут ликвидированы.

Возможен также и другой сценарий развития. Участники рынка в США уверены, что после разделения Citi станет крайне привлекательной целью для поглощения. Особенно это касается Citi Holdings, частью которого станут брокерские операции Citigroup, представляющие интерес для инвесторов.

В любом случае, как бы ни развивались события, "большой Citi" уже вряд ли будет таким, каким его знал мир на протяжении почти 197 лет существования банка.

Экономика10:1916 ноября
Председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин

«Это одно слово — коррупция»

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур