В ингушском городе Назрань окруженные в одном из домов боевики взорвали мощную бомбу. В результате погибли четыре сотрудника мурманского ОМОНа и еще 21 милиционер получил ранения. По неофициальным данным, спецслужбам удалось уничтожить группу смертников, направленных на Северный Кавказ.
Утром в четверг, 12 февраля, в назранском микрорайоне "Центр-Камаз" проходила рутинная проверка паспортного режима. Неожиданно по милиционерам был открыт шквальный огонь. Сотрудники правоохранительных органов запросили выслать подкрепление. Место боестолкновения было оцеплено. На помощь омоновцам прибыла тяжелая бронетехника.
Перестрелка продолжалась около часа. Поняв, что вырваться из окружения не удастся, боевики привели в действие мощное взрывное устройство. Судя по кадрам видеосъемки с места событий, двухэтажный дом, в котором скрывались преступники, был полностью разрушен. Основные потери правоохранительные органы понесли именно в результате взрыва. По оценкам экспертов, мощность бомбы достигала 70 килограммов в тротиловом эквиваленте.
От взрыва серьезно пострадали около десяти соседних домов, а менее значительные повреждения были зафиксированы у строений даже на расстоянии нескольких кварталов. Трое местных жителей также были ранены, но легко, в отличие от милиционеров и сотрудников спецслужб, которые получили тяжелые контузии и осколочные ранения. В республике создана правительственная комиссия, которая оценит размер нанесенного ущерба и примет решение о выплате компенсации.
При осмотре места происшествия были обнаружены четыре железные бочки, каждая из них весом в 200 килограммов. Емкости были заполнены взрывоопасной смесью селитры и алюминиевой пудры, снабжены детонаторами, то есть устройства были готовы к использованию. Кроме того, во дворе дома стоял автомобиль ВАЗ-2114, в багажнике которого были найдены еще две бомбы. Все это позволило предположить, что в республике готовился крупный теракт.
Находившиеся в доме боевики погибли. По первоначальным данным, их было трое. Но затем республиканское управление ФСБ сообщило о том, что были найдены тела только двоих из них. Позднее была подтверждена гибель только одного боевика. Его опознали как Хасана Муталиева, который, по данным ФСБ, занимался изготовлением взрывных устройств и был главарем местного подполья. Отмечается, что сделанные Муталиевым бомбы использовались в нескольких терактах, в которых он и сам принимал непосредственное участие.
Дом, в котором укрывались террористы, как выяснилось, принадлежал бывшему сотруднику ингушского МЧС Султану Цицкиеву - родному брату бывшего главы МЧС республики Юсупа Цицкиева. Его пытаются найти, чтобы узнать, каким образом он был связан с ликвидированными боевиками.
До сих пор неясно, что же за бандгруппировка была обнаружена и уничтожена в Назрани. Спецслужбы не спешат комментировать итоги спецоперации, а прибывший на место ее проведения президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил об уничтожении террористов, направленных "для совершения терактов против местного населения и правоохранительных органов". Глава республики добавил, что, по его данным, уничтоженные боевики "были присланы из одной из северокавказских республик".
На прошлой неделе Евкуров выступил с заявлением о том, что в республику, по данным спецслужб, прибыли три смертника - двое мужчин и женщина. Он пообещал показать фотографии по местному телевидению, а также вывесить их в общественных местах - в мечетях и на рынках.
Между тем Муталиев, как стало известно, является местным жителем. Однако, позднее при дополнительном осмотре развалин дома было обнаружено различное оружие и три российских паспорта, выданные на двух мужчин и женщину, подозреваемых в подготовке терактов. Представитель республиканского СКП отметила, что владельцы паспортов не являются жителями республики, и отказалась назвать имена в интересах следствия. В УФСБ по Ингушетии пояснили, что общее число боевиков и их личности все еще в стадии выяснения.
Но вот что интересно. Утром 13 февраля по информагентствам прошла информация со ссылкой на анонимный источник в правоохранительных органах Ингушетии, что при разборке завалов был найден паспорт гражданина Казахстана. Он был выдан на имя уроженца Кустанайской области Сергея Мокина. Сообщалось, что документ еще предстоит проверить на подлинность, и в дальнейшем информация о казахском паспорте и его обладателе больше не появлялась.
Однако имя Сергея Мокина уже успело засветиться в СМИ днями ранее: спустя несколько дней после объявления о проникновении смертников в Ингушетию, тревога была объявлена в соседней Северной Осетии. При этом были названы имена предполагаемых террористов: 31-летний Сергей Мокин и двое жителей Карачаево-Черкесии - Эдгар Копсергенов 1981 года рождения и его жена Алина Охтова 1991 года рождения.
По данным ФСБ, Копсергенов работал до недавнего времени в милиции и на распространенной фотографии изображен в форме капитана МВД. Отмечалось, что он "обладает навыками оперативно-розыскной деятельности". При этом в ФСБ подчеркнули, что "этих людей ищут по всему Южному федеральному округу и никто точно не знает, в какой именно республике они всплывут".
Похоже, скромность спецслужб была напускной, и утром 12 февраля в Назрани проходила не банальная проверка паспортного режима - оперативники знали, кого они ищут. Осталось только дождаться официального подтверждения. Спецслужбы опасаются рапортовать об успехе преждевременно, памятуя печальный опыт, как одних и тех же террористов "убивали" по нескольку раз.
P.S. Издание "Мурманский вестник" назвало имена погибших милиционеров: подполковник Андрей Кольцов, майор Александр Рябенков, старший лейтенант Андрей Ворона и старший сержант Дмитрий Дмитриев. Для желающих оказать помощь родственникам погибших сотрудников милиции открыт специальный благотворительный счет со следующими реквизитами:
Получатель:
ИНН 5191111237
КПП 519001001
Общественная организация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Мурманской области
Банк получателя:
Мурманское ОСБ № 8627
г. Мурманск
БИК 044705615
Кор. сч. 30101810300000000615
Р. сч. 407 038 107 411 2000 12 34