Глубоко под водой

Таллин закрыл расследование гибели парома "Эстония"

Правительство Эстонии 19 февраля приняло решение прекратить расследование гибели парома "Эстония", затонувшего в ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море. При кораблекрушении погибли 852 человека, спастись удалось всего 137. Заслушав четвертый отчет правительственной комиссии, проводившей расследование обстоятельств катастрофы, власти пришли к заключению о невозможности получения какой-либо новой информации о ее причинах. Основные выводы повторяют заключение совместной международной шведско-финско-эстонской комиссии, представленное в 1997 году, которое, впрочем, сразу же вызвало множество сомнений. Для тех, кто не согласен с официальной версией происшедшего, вопрос о причинах гибели "Эстонии" все так же остается открытым.

"Эстония" совершала рейс Таллинн-Стокгольм. В 01:15, когда паром находился в районе архипелага Турку, у него оторвался так называемый визор, закрывающий носовые ворота. На грузовую палубу хлынули тонны воды. Судно резко накренилось на правый борт и около 01:50 паром затонул. После того, как в 01:20 была объявлена тревога, у пассажиров было около 15-20 минут, чтобы попасть на верхнюю палубу, сесть в шлюпки или на надувные плоты и спастись. Для тех, кто оказался на нижних палубах, шансов практически не было. Многие из тех, кому удалось покинуть тонущее судно, потом умерли от переохлаждения. Главный вопрос - почему оторвался визор? Международная комиссия назвала ряд причин. Среди них недостаточно хорошее техническое состояние судна и недостатки его конструкции. В частности, резиновые уплотнители на визоре были повреждены, носовая часть была недостаточно герметичной, туда и раньше поступала вода.

Свою роль сыграли плохие погодные условия: "Эстония" шла в шторм, в итоге под ударами волн запорные устройства носовой части судна, или рампы, не выдержали. Не с лучшей стороны проявил себя и экипаж во главе с капитаном Арво Андерсоном. Международные эксперты утверждают, что судно шло с большой скоростью. Если бы ее снизили, то нагрузка на носовую часть была бы гораздо меньше. К этому добавляется множество других технических особенностей, вроде бы незначительных, но ставших роковыми. В частности, визор оторвался в том месте, где нет датчиков, которые бы дали сигнал на мостик о том, что произошло самопроизвольное открытие носовых ворот. Кроме того, в этой части судна не было видеокамер, которые бы помогли вовремя заметить поломку. Наконец, стоит иметь в виду особенности конструкции парома. На нижней палубе, которая, по сути, представляет собой громадный зал, нет перегородок, как на других судах. При пробоине образуется огромная свободная поверхность воды, которая нарушает устойчивость судна.

Однако, по мнению некоторых моряков, плавающих на Балтике многие годы, там никогда не бывает волн, способных оторвать визор. Шторм, в который попала "Эстония", был не таким уж сильным, а обычным для этого времени года. Высота волн составляла 3-4 метра при том, что они могут достигать почти восьми метров. Паром совершал самый обычный рейс. Что касается технических особенностей конструкции парома, то немецкая компания Meyer Werft, на верфи которой в 1980 году была сконструирована "Эстония", провела собственное независимое расследование, в котором, как, впрочем, и ожидалось, пришла к заключению, что недостаточно хорошее техническое состояние судна было вызвано не конструктивными особенностями, а плохой эксплуатацией. Более того, Meyer Werft обвинила международную комиссию в том, что та скрыла ряд фактов, в частности, о некой пробоине по правому борту, которая произошла из-за взрыва.

Отправной точкой для всех альтернативных версий о гибели "Эстонии" является иное объяснение того, почему оторвался визор. И раз причина не в шторме и не в технических деталях, значит катастрофа была вызвана искусственно. Но кем и зачем? Тут мнения разнятся. По одним данным, на борту "Эстонии" тайно перевозили контрабанду: не то кокаин, не то кобальт. Некоторые члены команды, будто бы, были в доле. Узнав, что в Стокгольме их ждет полиция, контрабандисты якобы попытались избавиться от груза, для этого и открыли визор, чтобы сбросить груз в море. Однако, как справедливо отмечается, любой здравомыслящий капитан никогда не пойдет на то, чтобы на полном ходу открывать визор да еще в шторм. По другой версии, причиной гибели "Эстонии" стал взрыв. В частности, в расследовании, проведенном по заказу Meyer Werft, утверждается, что выжившие в кораблекрушении за несколько минут до того, как судно начало тонуть, слышали непонятный глухой звук с нижней палубы. Простой теракт? Не исключено, но было бы слишком просто.

Сторонники версии взрыва утверждают, что на борту "Эстонии" тайно перевозилось оружие, которое было не то украдено западными спецслужбами, не то продано им советской армией, уходящей из Эстонии. Что это было за оружие, неизвестно. По одной версии, речь шла о советской военной электронике, которую раздобыла вездесущая британская Ми6. Но тогда почему взрыв? Ответ на это вопрос дала немецкая журналистка Ютта Рабе (Jutta Rabe). Она провела собственное расследование обстоятельств кораблекрушения, написала книгу, по которой потом даже был поставлен художественный фильм "Балтийский шторм". Так вот, по версии Рабе, взрыв устроили еще недавно советские, а в 1994 году уже российские спецслужбы, которые не могли допустить, чтобы секретные военные разработки в прямом смысле слова уплыли за границу. В любом случае, разные свидетельства сходятся в одном: на борту находились две непонятные фуры, которые заехали на нижнюю палубу в самый последний момент, судя по всему, без прохождения таможенного контроля.

Версия об оружии вероятно так бы и осталась очередным сюжетом для шпионской истории, если бы совсем неожиданно не получила подтверждения. Бывший чиновник шведской таможни Леннарт Хенрикссон заявил, что на борту "Эстонии" в 1994 году действительно провозили оружие и военную электронику. По данным шведских СМИ, это были советские образцы, которые попали в руки к эстонцам, но поскольку Эстония не располагала необходимым уровнем для их исследования, они переправлялись в Швецию, а потом в США. Хенрикссон рассказал, что к нему якобы обратились представители шведских вооруженных сил с требованием не досматривать определенные грузы с борта "Эстонии". Это послужило началом нового расследования в Швеции, которое, однако, было уже посвящено не тому, из-за чего затонула "Эстония", а что перевозили на борту. Его итоги не оправдали ожиданий: была создана компьютерная модель кораблекрушения, которая подтвердила официальные выводы.

В принципе, провести какие-либо дополнительные исследования теперь уже вряд ли возможно. Место на дне, где покоится "Эстония", закрыто бетонным саркофагом, а материалы подводной съемки, проведенной в 1996 году, таинственным образом исчезли из шведского Судоходного департамента. Их ищут, но,скорее всего, не найдут. В 1995 году Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Дания, Россия и почему-то Великобритания, не имеющая выхода к Балтийскому морю, подписали так называемое Соглашение по "Эстонии", которое запрещает проведение водолазных и поисковых работ на месте кораблекрушения. Функции сторожа доверили Финляндии, которая отслеживает передвижения в указанном районе с помощью радара. Между прочим, это породило еще более невероятные слухи о том, что на борту "Эстонии" якобы перевозили компоненты атомного оружия, и бетонирование места кораблекрушения парома является не чем иным как попыткой создать своего рода саркофаг для защиты от радиации, подобный чернобыльскому.

Словом, масштабы трагедии и неясность ее причин еще долго будут служить основанием для выдвижения альтернативных версий, как только наступит очередная круглая дата.