Несчастливое число 18 Список мелких и не очень неприятностей действующего экипажа МКС и его гостей

То, что астронавтам на Международной космической станции живется нелегко, было известно давно - невесомость, постоянное нервное напряжение и, наконец, опасность для жизни. Однако, если верить сообщениям последних нескольких месяцев, именно сейчас жить на МКС стало уж как-то совсем неуютно. Лента.Ру предлагает вниманию читателей список неприятностей (по возрастанию их серьезности), которые уже успели приключиться с 18-м экипажем Международной космической станции и его гостями.

Паук и сумка

Досадные случайности начались сразу после ноябрьского прилета шаттла "Индевор" (Endeavour), который доставил на станцию американку Сандру Магнус (Sandra Magnus) - третьего члена 18-го экипажа Международной космической станции (первые двое - американец Майкл Финк (Michael Fincke) и россиянин Юрий Лончаков). За время, пока челнок был пристыкован к станции, произошли два события, которые запомнились даже тем, кто не интересуется космическими новостями.

Во-первых, на станции ухитрились "потерять" паука, которого доставили туда для проведения научного эксперимента. Причем "отличились" при этом не сами астронавты, а журналисты, неверно истолковавшие слова представителей Американского космического агентства. В результате весь мир узнал, что где-то на станции притаился бесхозный и очень опасный паук. Достаточно быстро, впрочем, выяснилось, что паук не покидал свою клетку, да и вообще был в принципе безвреден. Как позже заявили сами астронавты, вероятно, паукообразному стало не по себе от космического перелета, и оно затаилось в укромном месте собственного "дома".

Вторым, куда более важным событием, стала потеря астронавтом Хайдемари Стефанишин-Пайпер (Heidemary Stefanyshyn-Piper) сумки с инструментами во время выхода в открытый космос. Сама Стефанишин-Пайпер оказалась настолько расстроена произошедшим, что пообещала инструментов больше не терять, а астрономы-любители по всему миру принялись за поиски нового объекта на земной орбите. Оказалось, что не зря - сумку можно было легко увидеть даже в бинокль (в случае, если знать куда смотреть).

Туалет

Новая система водоочистки. Фото NASA

Новая система водоочистки. Фото NASA

Lenta.ru

Помимо всего прочего "Индевор" доставил на Международную космическую станцию новую систему очистки воды, которая предназначена для превращения мочи, пота и испарений в питьевую воду. Необходимость в подобном устройстве возникла из-за того, что в будущем экипаж станции возрастет до шести человек, и это значительно увеличит его потребность в воде.

Однако работа системы не заладилась с самого начала - устройство отказывалось работать положенные ему четыре часа и прекращало функционирование после двух. Осмотр позволил определить, что неполадки, вероятно, возникли в центрифуге, которая обеспечивает первичную очистку.

В результате астронавтам пришлось немного "подправить" конструкцию очистителя: они переустановили центрифугу, убрав резиновые прокладки, которые предохраняли ее от вибраций. Из-за этого первый тест системы решено было провести "ночью" (то есть когда экипаж спал), чтобы не создавать излишние вибрации, которые могли бы повредить устройство.

На этом неприятности новой системы не закончились. Как стало известно, водоочиститель до сих пор не работает в полную силу. Более того, совсем недавно астронавты были вынуждены приостановить очередной этап тестирования системы, потому что ток жидкости внутри устройства оказался недостаточно интенсивным. Впрочем, по словам астронавтов, новые неполадки ничего общего со старыми не имеют.

Тренажер

Астронавт NASA Эйлин Коллинз (Eileen Collins) на велотренажере, аналогичном установленному на

Астронавт NASA Эйлин Коллинз (Eileen Collins) на велотренажере, аналогичном установленному на "Дискавери". Фото NASA

Lenta.ru

Не обошли стороной неприятности и миссию челнока "Дискавери". Помимо многочисленных задержек, о которых Лента.Ру подробно писала, по прибытии на МКС на борту челнока сломался велотренажер.

Дело в том, что астронавты вынуждены по нескольку часов в день проводить, занимаясь физкультурой. Это делается для того, чтобы избежать атрофии мышц, которая может наступить в результате длительного пребывания людей в невесомости. При этом на "Дискавери" установлено всего два (включая сломавшийся) тренажера.

Однако все обошлось. При помощи инженеров с Земли астронавты Тони Антонелли (Tony Antonelli) и Джон Филлипс (John Phillips) смогли разобрать высокотехнологичный тренажер, устранить поломку и собрать "велосипед" обратно. Проведенные испытания позволили установить, что починка прошла успешно, и у астронавтов снова имеется необходимый им "прибор" для физкультуры.

Выходы в открытый космос

Не удавались восемнадцатому экипажу МКС и выходы в открытый космос. В конце января во время одного из таких выходов Юрию Лончакову и Майклу Финку не удалось установить на внешней обшивке европейский модуль EXPOSE-R, предназначенный для проведения опытов по воздействию космического излучения на живые образцы. Во время установки возникли неполадки с кабелем питания нового устройства, и аппарат пришлось вернуть внутрь станции для починки. Позже экипаж совершил еще один дополнительный выход в открытый космос, основной целью которого снова стала установка EXPOSE-R, которая на этот раз прошла успешно.

Самое интересное произошло, однако, во время второго выхода в космос экипажа шаттла "Дискавери". Астронавты Стивен Свонсон (Steven Swanson) и Джозеф Акаба (Joseph Acaba) неправильно установили одну из деталей, крепящих внешнюю платформу с оборудованием к корпусу станции, - они по ошибке перевернули ее. В результате им пришлось скрепить платформу тросами и вернуться на станцию. В настоящее время специалисты на Земле пытаются придумать, как исправить оплошность астронавтов, поскольку срок годности тросов не превышает трех месяцев. Не исключено, что платформу попробуют починить во время следующего выхода в открытый космос.

Мусор

Последний маневр по коррекции орбиты МКС состоялся 23 марта 2009 года. Тогда орбита станции была "поправлена" при помощи двигателей пристыкованного челнока "Дискавери" (двигатели челнока использовались для экономии запасов топлива самой станции). Это было сделано для того, чтобы избежать столкновения с обломком китайской ракеты-носителя диаметром всего 10 сантиметров.

Наконец, самые серьезные неприятности, с которыми пришлось столкнуться экипажу МКС, доставил космический мусор.

Коррекция орбиты Международной станции является достаточно распространенным маневром. Например, в рамках подготовки к прибытию шаттлов или российских кораблей "Прогресс" и "Союз" станция регулярно меняет высоту своей орбиты над поверхностью планеты. Это связано с особенностями траекторий полета этих космических аппаратов.

В последнее время, однако, участились сообщения о коррекциях орбиты, вызванных опасностью столкновения с космическим мусором - старыми обломками космических аппаратов. Зачастую размер обломков бывает невелик - несколько сантиметров в диаметре, а вот опасность таких "малюток" крайне велика. Всему виной их высокая скорость, которая, теоретически, позволяет им пробивать стены станции, угрожая космонавтам внутри.

Самое серьезное происшествие, связанное с космическим мусором, произошло 12 марта 2009 года. В результате того, что обломок космического аппарата был замечен слишком поздно, астронавтам была дана с Земли команда укрыться в корабле "Союз", который исполняет на станции роль спасательной капсулы. В течение 10 минут астронавты находились в готовности покинуть Международную космическую станцию в аварийном порядке.

Заключение

Конечно, приведенный список неприятностей является далеко не полным. Да и работа восемнадцатого экипажа закончится еще не скоро. Успокоить может лишь одно: неполадки случаются и будут случаться, и хорошо, что экипажу удается преодолевать все возникающие трудности.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше