"Клипер" наносит ответный удар

Роскосмос подвел итоги конкурса на создание нового космического корабля

Модель предыдущего варианта российского корабля нового поколения "Клипер". Кадр Первого канала, архив

В понедельник, 6 апреля 2009 года стало известно, что победителем конкурса на создание нового российского космического корабля, способного, как заявлялось, доставлять космонавтов не только на орбиту Земли, но и на Луну, стала корпорация "Энергия". Более того, выяснилось, что корпорация планирует, вероятно, использовать технические наработки, оставшиеся от неудавшегося проекта перспективного корабля нового поколения "Клипер".

Сумбурный конкурс

Первые слухи о том, что Роскосмос задумал провести конкурс, появились еще в январе 2009 года. Сначала 21 января в интервью "Российской газете" об этом неожиданно заявил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Он сообщил, что необходимое заседание с потенциальными участниками нового тендера уже состоялось и по его результатам был даже определен предполагаемый облик перспективного российского аппарата. Как конкретно будет выглядеть будущее российской пилотируемой космонавтики и где можно взглянуть хотя бы на его компьютерные модели, впрочем, не сообщалось. Стоит отметить, что о возможном возобновлении конкурса Перминов говорил еще в 2007 году.

О том, что соревнование проектов началось, общественность узнала 5 марта 2009 года от другого важного человека в Роскосмосе - руководителя пилотируемых программ Федерального агентства Алексея Краснова. Кроме этого Краснов раскрыл некоторые тайны будущего проекта. Во-первых, от компании-победителя требовалось представить эскизный проект уже к 2010 году, а начать летные испытания в 2015-м. Во-вторых, в эксплуатацию новый аппарат должен вступить уже в 2018 году, что теоретически позволит, если срок эксплуатации МКС будет продлен, использовать его для доставки людей на орбитальную станцию. Отметим, что заявленная скорость разработки космического корабля превосходит скорость разработки коллективом NASA проекта "Орион" (проект был утвержден в 2006 году, а первые испытания должны состояться в 2015 году).

Чуть позже стало известно, что свои проекты на конкурс представили всего две компании: российская корпорация "Энергия" и Научно-производственный центр имени Хруничева. Об этом сообщало РИА Новости со ссылкой все на того же Краснова. При этом руководитель пилотируемых программ успел добавить, что Роскосмос планирует завершить конкурс достаточно быстро - в пределах одного-двух месяцев. Оказалось, что Федеральное агентство способно справиться с задачей еще быстрее.

Компьютерная модель космического корабля
Компьютерная модель космического корабля "Орион". Предполагаемая масса будущего аппарата - 8,5 тонны, вместимость - от четырех до шести человек. Иллюстрация NASA

Первым о том, что победителя объявят именно 6 апреля, узнало РИА Новости. Соответствующая новость появилась на ленте агентства с утра. Спустя некоторое время, однако, со ссылкой на неназванного представителя Роскосмоса появилась информация о том, что принятие решения по новому кораблю откладывается как минимум до 8 апреля. По словам этого неназванного представителя, "у федерального агентства не было конечного результата". Позже неназванный представитель управления пилотируемых программ заявил все тому же РИА Новости, что конкурс завершился и в нем победила РКК "Энергия". Кроме этого представитель сообщил первые конкретные цифры - цена разработки эскизного проекта нового космического корабля должна составить около 800 миллионов рублей (чуть больше 24 миллионов долларов).

Эти данные были подтверждены Алексеем Красновым, который заявил, что результаты конкурса появятся на сайте Роскосмоса уже во вторник, 7 апреля. Этого, разумеется, не произошло, а в пресс-службе Федерального космического агентства, куда Лента.Ру обратилась за комментариями, заявили, что подобная информация появляется у них в течение 20 дней. Не обнаружилось ничего о победе в столь значимом конкурсе и на сайте корпорации "Энергия". В этой организации заявили, что данной информацией не владеют, а владеющие ею люди в настоящее время находятся (и будут находиться до конца дня) в Центре управления полетами - по счастливому стечению обстоятельств в день написания данного материала на Землю вернулся 18-й экипаж МКС. Вероятно данная информация - очень важная коммерческая тайна. Никаких эскизов или компьютерных моделей нового космического аппарата, разумеется, опубликовано не было.

Авторитетные слухи

Корабль
Корабль "Союз". В настоящее время Россия использует их для доставки космонавтов на МКС. Фото NASA

Из-за недостатка данных приходится обращаться к менее официальным источникам. Так, сообщение о том, что вероятным победителем нового конкурса станет РКК "Энергия", появились на сайте Анатолия Зака RussianSpaceWeb.com, который сообщил миру о том, что в Роскосмосе проходил конкурс на создание новой ракеты-носителя (об этой истории Лента.Ру подробно писала), еще 3 апреля 2009 года. В распоряжении автора оказалась интересная информация, касающаяся характеристик будущего аппарата, а также некоторое количество компьютерных моделей перспективных разработок (они доступны здесь).

Итак, по данным Зака, предполагается две модификации космического корабля: одна для доставки космонавтов на орбиту, а другая для возможного полета на Луну. Вместительность будущего аппарата должна составить 4-6 человек, а вес - 12 и 16 тонн для околоземной и лунной версии соответственно. Последнее означает, что новый российский корабль будет аналогичен по вместительности американскому "Ориону", а по массе будет превосходить его в полтора-два раза.

Новый корабль должен быть способен на орбитальные полеты вокруг Земли продолжительностью до 30 дней. Предполагается, что аппарат будет в течение длительного времени находиться в пристыкованном состоянии, а также выполнять маневры, на которые способен "Союз". Запускать корабли планируется с космодрома "Восточный", строительство которого должно начаться в 2011-2012 годах. Самым интересным требованием, пожалуй, является многоразовость нового космического аппарата - он должен быть способен минимум на 10 полетов в течение 15-летнего срока службы.

Поучительная история вместо заключения

В 2006 году Федеральное космическое агентство уже объявляло о проведении конкурса на создание нового перспективного российского космического корабля. Тогда в соревновании приняли участие корпорация "Энергия", Научно-производственный центр имени Хруничева, а также Научно-производственное объединение "Молния", все со своими уникальными проектами.

Так, "Молния" представила многоразовый космический корабль МАКС, отличительной особенностью которого являлось то, что ему не нужны были космодромы: в космос он запускался с самолета. Правда, новый аппарат не мог подниматься выше чем на 1000 километров, однако этого должно было быть вполне достаточно для доставки людей и грузов на МКС. Центр имени Хруничева выставил ТКС, что расшифровывается как Транспортный корабль снабжения. Многоразовым у данного аппарата был только возвращаемый отсек. От других конкурентов его отличало то, что ТКС не был просто проектом - он уже проходил летные испытания в 80-х годах прошлого века. Наконец, РКК "Энергия" представила "Клипер" - проект космического корабля, который разрабатывался к тому времени уже шесть лет.

Макет пилотируемого корабля
Макет пилотируемого корабля "Клипер" РКК "Энергия". Изображение с сайта eka-net.ru

Описанные проекты не устроили Роскосмос, и было принято решение объявить конкурс не удавшимся, а все проекты отправить на доработку. Вскоре после этого Федеральное агентство заявило, что для нового корабля время еще не пришло, тем самым, фактически, закрыв соревнование. При этом специалисты Роскосмоса объявили, что проект нового корабля будет разрабатывать "Энергия", но не одна, а вместе с Европейским космическим агентством (ESA).

В результате концепция "Клипера" претерпела еще одно резкое изменение, и корабль, по требованию европейских партнеров, превратился в "маленький шаттл" - ESA было нужно, чтобы корабль мог садиться на аэродромы. Наконец в 2007 году в "Энергии" сменилось руководство, и проект заморозили, оставив в результате российскую космонавтику без обещанного аппарата.

Отметим, что в 2006 году экономическая ситуация была далека от кризиса, и у правительства имелось достаточно средств для финансирования смелых начинаний. Сейчас ситуация совершенно иная. Хотя Владимир Путин регулярно заявляет о своей поддержке космической отрасли, перспективы нового корабля уже не кажутся такими радужными. Хочется, конечно, верить, что Роскосмос и "Энергия" извлекли урок из своих прошлых ошибок, однако, учитывая сумбурную ситуацию вокруг конкурса, в это верится с трудом.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:02 22 февраля 2017
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонии

Сидеть!

Как молодая советская власть карала своих граждан
Наука и техника
 — 
13:52 21 февраля 2017
Александр Шестаков

«В развитии главное — масштаб цели»

Интервью с ректором ЮУрГУ Александром Шестаковым о науке, образовании и развитии
«Этот разговор чудовищно безнравственный»
О праве церкви на Исаакий, ее взглядах на искусство и влиянии на государство
Один на всех
В Новгороде пьяный пациент избил санитарку, медсестру, охранника больницы
Тюбик за триста
Чем и почем кормят депутатов Госдумы
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Большая перемена
Частные инвесторы заинтересовались школами и детсадами
Кислая ситуация
Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
Старые кирпичи, новые цены
Воскресший Nokia 3310 и таинственный Samsung: новинки Mobile World Congress
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде«События в столице застали Ильича врасплох»
Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
Говоря «да»
Молодые и красивые обитатели Бруклина на снимках вундеркинда Гарольда Файнстайна
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Чемодан не долетел
Что делать, если авиакомпания потеряла ваш багаж
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
A view of the cathedral in Naumburg/Saale, Germany, 21 Janaury 2016. After the first application in summer 0215 failed, a second attempt is being made to register Naumburg Cathedral as a UNESCO world heritage site. Саксония с замками и вином
«Лента.ру» открывает неизвестные россиянам уголки Германии
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
«Местные со мной два года не здоровались»
История программистки из Москвы, переехавшей в итальянские Альпы
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
Ружье и палатка: уникальные автомобильные опции
Инструменты, ружье, пылесос и другие необычные вещи в комплекте с машиной
Автомобили, заслужившие «Оскар»
Машины, которым стоило бы вручить самую престижную кинопремию
Ferrari для чемпиона
На аукционе продадут Ferrari Майка Тайсона
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды