У России может появиться новый партнер в проекте истребителя пятого поколения, первый полет которого намечен на 2009 год. 7 апреля заместитель директора федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин сообщил, что переговоры об обмене технологиями и создании площадки для сборки и лицензионного производства самолетов ведутся с бразильской компанией Embraer - крупнейшей авиастроительной корпорацией латиноамериканского региона. Нередко ее ставят в один ряд с мировыми лидерами отрасли - Lockheed Martin и Boeing. Ранее договоренность о совместной работе над истребителем была достигнута с Индией, хотя российско-индийский самолет должен подняться в воздух значительно позже, чем национальный.
О новом российском истребителе, который получил условное обозначение ПАК ФА ("Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"), в последнее время много говорят и пишут, но этот проект все же остается в значительной степени засекреченным. В интернете можно найти множество иллюстраций, на которых изображен перспективный облик самолета, однако фактически невозможно сказать, какие из них ближе к истине. Некоторые изображения, выдаваемые за ПАК ФА, сильно напоминают американский F-22 Raptor, и, судя по всему, внешне у американского истребителя и его российского конкурента на самом деле может быть много общего.
Работы над перспективным истребителям пятого поколения, призванным стать противовесом американскому F-22 и заменить МиГ-29 и Су-27, велись в СССР еще в 1980-е годы. Изначально, как утверждают в печати, к ним были привлечены конструкторские бюро Микояна, Яковлева и Сухого. В КБ Микояна был разработан так называемый проект МиГ 1.44 (Изделие 1.44, или Flatpack по классификации НАТО) с использованием стелс-технологий. Первый полет истребителя состоялся в 2000 году в подмосковном городе Жуковский. Но это событие, к удивлению многих, осталось практически незамеченным.
Еще раньше в КБ Сухого был разработан экспериментальный многоцелевой истребитель Су-47 (C-37) "Беркут" (Firkin по классификации НАТО), построенный в единственном экземпляре и впервые поднявшийся в воздух в 1997 году. При создании этого самолета были применены композиционные материалы, а также технологии крыла обратной стреловидности, благодаря которому, как утверждают эксперты, улучшается малозаметность и управляемость на малых полетных скоростях. Первым в мире самолетом, при проектировании которого была применена аналогичная технология, был немецкий бомбардировщик Junkers Ju-287, созданный в самом конце Второй Мировой войны. Развития этот проект по вполне понятным причинам так и не получил.
В 2002 году в качестве головного предприятия перспективного российского истребителя ПАК ФА (или Т-50) также было выбрано КБ Сухого, а в 2004 году, согласно официальной информации компании, "Сухой" представил ВВС России эскизный проект самолета. Правда, как говорят, технологии крыла обратной стреловидности при его создании уже не применялись, а самолет внешне напоминал не "Беркут", построенный в единственном экземпляре, а американский Raptor. Тем не менее, некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44 при его проектировании все же использовались.
О характеристиках таинственного самолета отечественной разработки известно мало. На ПАК ФА, как утверждают, установлены новые мощные двигатели с отклоняемым вектором тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В 2005 году НПО "Сатурн" передало на испытания первые пять опытных образцов, разработанных совместно с Уфимским моторостроительным комплексом.
Изначально они получили условное обозначение "Изделие 117А", а позже - АЛ-41Ф-1 (предыдущая модификация разрабатывалась еще для МиГ 1.42 - прототипа МиГ 1.44). По словам гендиректора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина, участвовавшие в испытательных полетах истребители с новыми двигателями "показали качественно новые результаты и достигли уникальных характеристик".
Истребитель, по данным печати, сможет нести вооружение как на внешних узлах подвески, так и во внутренних. В конце февраля 2009 года это косвенно подтвердил начальник кафедры Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского полковник Сергей Хрипунов, сообщивший, что на российских истребителях пятого поколения ПАК ФА использование физической силы для подвески вооружения в некоторых случаях будет невозможным, поскольку точки подвески расположены в грузоотсеке. Для этого, по его словам, понадобятся не механизированные, а роботизированные средства.
О вооружении ПАК ФА также достоверно известно немного. Но, как утверждают, он должен получить ракеты нового поколения класса "воздух-воздух", которые, по некоторым данным, будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков, а также ракеты "воздух-земля", противокорабельные ракеты и корректируемые авиабомбы.
Для поражения воздушных целей на новом российском истребителе могут применяться новые ракеты сверхбольшой дальности КС-172, разрабатываемые ОКБ "Новатор". Их предполагаемая дальность составляет до 400 километров. В числе другого вооружения могут использоваться управляемые ракеты "воздух-воздух" средней дальности Р-77 (аналог американской AIM-120 AMRAAM), а также малой дальности типа Р-73. Разработчиком этого вооружения является российское ГосМКБ "Вымпел".
ПАК ФА также должен получить бортовую РЛС с фазированной решеткой, разработанную НИИ Приборостроения имени Тихомирова. По оценкам экспертов, она ни в чем не уступает радару AN/APG-77, установленному на американском истребителе F-22. Кроме этого, на российском самолете могут быть установлены оптико-электронные информационные датчики французской компании Thales. Благодаря им можно будет выполнять целый ряд боевых задач, не включая РЛС. Система управления будет полностью компьютеризированной.
Отличительной особенностью самолета, характерной для истребителей пятого поколения, должна стать малозаметность. Для этого, в частности, могут использоваться поглощающие радиоволны материалы, а также уменьшенные размеры вертикального оперения. Впрочем, подробных сведений по поводу технологий стелс, которые использованы при создании самолета, также нет. Но, по некоторым данным, они существенно повысят стоимость истребителя. Как утверждают в печати, цена одной машины может составить до 70-80 миллионов долларов. Это существенно больше стоимости нынешних российских боевых самолетов, однако практически вдвое меньше, чем цена американского F-22.
Согласно последним заявлениям командующего ВВС России генерал-полковника Александра Зелина, первый полет надежды военной авиации России может состояться уже летом 2009 года, хотя ранее военные намеревались поднять самолет в небо в 2007 году. Тем не менее, у многих и эта перспектива вызывает сомнения. Опытные образцы истребителя пятого поколения пока еще только строятся на "Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении имени Гагарина" (КнААПО), которое входит в концерн "Сухой". На какой стадии находится работа - сказать сложно.
С этим заводом, к слову, связан недавний скандал, вылившийся с местного на федеральный уровень. По словам представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, в начале марта 2009 года на предприятие поступило уведомление о сокращении части коллектива, а с прошлого года на заводе развивается конфликт, вызванный недовольством рабочих уровнем оплаты. На КнААПО производят самолеты Су-30МК2, Су-30МК, Су-27СМК и опытные образцы многофункционального истребителя поколения "4++" Су-35, но самой важной задачей завода сегодня считается именно создание первых образцов ПАК ФА.
Сложно предположить, скажется ли конфликт на реализации проекта, но некоторые СМИ уже успели сделать выводы, что из-за внутренних разногласий на предприятии она может забуксовать. Впрочем, судя по всему, если это и случится, то по совсем другим причинам.
В создании принципиально новых образцов боевой авиационной техники Москва уже не первый год подыскивает себе союзников. Несколько лет назад, как говорят, соответствующие переговоры велись с Китаем, однако до практической реализации этих планов дело так и не дошло. Впрочем, Пекин уже и сам ведет работу над подобным истребителем, за основу которого взят один из образцов национального производства. Многие эксперты задаются вопросом, у кого на этот раз китайцы позаимствуют технологии, сомневаясь, что конструкция истребителя будет представлять собой нечто принципиально новое.
Окончательно договориться о сотрудничестве в производстве нового боевого самолета России пока удалось лишь с Индией. Дели, как показывает опыт, является старым и надежным партнером Москвы в сфере военно-технического сотрудничества. К тому же, в отличие от китайцев, у России пока не было повода обвинять индийцев в откровенном воровстве технологий.
Переговоры с Индией о совместном создании самолета велись с 2007 года. В ближайшее время военные ведомства двух стран намерены согласовать требования к проекту. Однако уже известно, что российские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант самолета, а ВВС Индии рассчитывают на двухместный истребитель, поскольку, согласно военной доктрине страны, он должен выполнять более широкий спектр задач. Ожидается, что первый такой самолет будет передан заказчикам в 2017 году, тогда как сугубо российский истребитель планируют принять на вооружение несколько раньше - в 2012-2015 годах.
Главным партнером "Сухого" в реализации этого проекта станет Hindustan Aeronautics Limited (HAL) - крупнейшая авиастроительная компания Индии, работающая в интересах министерства обороны страны. HAL и раньше тесно сотрудничала с другими оборонными предприятиями, включая "МиГ" и "Сухой". Компания располагает 19 производствами и 9 исследовательскими центрами в разных регионах Индии. В 2008/2009 финансовом году, который завершился 31 марта, HAL удалось реализовать свою продукцию на 2,05 миллиарда долларов.
В чем конкретно будет заключаться подобное сотрудничество с бразильской компанией Embraer, если соответствующая договоренность будет достигнута, пока не совсем ясно. Вероятно, речь идет о лицензионной сборке российского самолета или же создании на его базе новой модификации. Пока же известно, что в апреле 2008 года Россия и Бразилия уже подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения и космических ракет для вывода на орбиту тяжелых спутников. Но тогда более подробной информации по этому поводу не было.
В своей области Embraer является известным и авторитетным производителем, хотя и строит весьма специфические образцы самолетов военного назначения, а также обычные пассажирские самолеты. В частности, компания получила известность благодаря учебно-боевым самолетам Tucano и Super Tucano. Более старая модификация EMB 312 Tucano производится с начала 1980-х годов и поставлялась многим зарубежным заказчикам, преимущественно - латиноамериканским и африканским. Но этот самолет также выбрали в качестве учебно-тренировочного ВВС Франции.
Новая модификация машины EMB 314 Super Tucano была представлена в 2003 году и также начала завоевывать популярность. Интересно, что о намерении взять в лизинг эти машины недавно заявило руководство ВМС США. Американские военные рассчитывают, что Super Tucano можно будет использовать для поддержки спецподразделений, выполняющих боевые задачи в нерегулярных конфликтах.
Парадоксально, но факт - США, обладающие фактически самой мощной авиационной промышленностью в мире, сочли скромную бразильскую машину более подходящей для столь специфических задач, нежели собственные современные образцы. Военные отмечают, что Super Tucano могут приземляться и взлетать на неподготовленной местности, а перезаправка машин не занимает много времени.
Для бразильской авиастроительной компании производство нового истребителя российской разработки может стать не только источником дохода, но и вопросом престижа. Хотя достижения Embraer уже и так получили признание - по оценкам экспертов, сегодня бразильская компания занимает третье место в мире среди производителей коммерческих самолетов, уступая лишь Airbus и Boeing.
России это сотрудничество теоретически также может быть на руку, хотя мотивы, побудившие отечественных производителей к переговорам с бразильской стороной, пока не совсем ясны. Не исключено, что Москва намерена форсировать перевооружение собственной армии за счет использования зарубежных производственных мощностей. Но, быть может, попытка задействовать бразильцев в проекте также связана с экспортными планами и желанием снизить стоимость проекта.