Итак, они договорились. Национальный совет Гильдии киноактеров США (SAG) одобрил условия нового актерского контракта, предложенного ранее Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP). От былого пыла переговорщиков со стороны актерского профсоюза не осталось и следа. Никаких угроз забастовки национального масштаба, никаких дополнительных требований. Все прошло тихо и мирно, как подобает в переговорах между давними и солидными партнерами.
А начиналось все довольно бурно. 30 июня 2008 года закончился срок действия предыдущего коллективного трудового договора, оговаривающего базовые актерские ставки и отчисления от продаж продукции на дисках и других электронных носителях. Вариант нового соглашения, предложенный продюсерским Альянсом, предполагал поэтапное увеличение минимальной актерской зарплаты. За первый год с момента ратификации нового контракта на 3,5 процента, за второй - на три процента, и за третий - вновь на 3,5 процента. Общая сумма выплат за этот период должна была вырасти на 250 миллионов долларов.
Но руководство SAG в лице его тогдашнего исполнительного директора и главного переговорщика Дуга Аллена посчитало себя глубоко обманутым, так как рассчитывало на более солидную прибавку к жалованию. Начались мучительные препирательства, результатом которых стал серьезный раскол в некогда монолитных актерских рядах. Впервые за 27 лет второй по величине актерский профсоюз - Американская федерация актеров радио и телевидения (AFTRA) отказался поддержать своих коллег и заключил сепаратное соглашение с продюсерской гильдией.
Более того, начались разногласия и в самой Гильдии киноактеров. Некоторые региональные отделения открыто осудили упорство переговорщиков SAG, к ним подключилась тяжелая артиллерия в виде ведущих голливудских актеров - Тома Хэнкса, Джорджа Клуни, Моргана Фримена и других. Последние требовали немедленного подписания контракта на предложенных условиях, прекрасно понимая, что в тяжелые времена финансового кризиса даже временная остановка кинопроизводства оставит без средств к существованию тысячи их куда менее обеспеченных коллег.
Однако предводители профсоюза продолжали гнуть свою линию, пугая хозяев киноиндустрии вероятностью всеобщей актерской забастовки. Отчасти их можно было понять. За год до этого стачка сценаристов почти полностью парализовала американскую киноиндустрию и даже стала причиной отмены торжественной церемонии вручения "Золотого глобуса". Но в этот раз и силы были не те, да и ситуация не благоприятствовала. В какой-то момент руководство SAG, не имея возможности погасить внутренний конфликт, пошло ва-банк, объявив о намерении созвать в начале января 2009 года референдум по поводу предстоящей стачки. Примечательно, что глава Гильдии киноактеров Аллан Розенберг сам признавал, что до забастовки дело, скорее всего, не дойдет, но пошантажировать хозяев Голливуда не помешает.
Шантаж не удался. С трудом отойдя от празднования Нового года, правление Гильдии не только отменило референдум и саму забастовку под предлогом "необходимости дальнейших консультаций", но и отправило в отставку Дуга Аллена, несговорчивость которого стоила актерскому профсоюзу без малого 50 миллионов долларов.
17 апреля временный исполняющий обязанности директора SAG Дэвид Уайт (David White) подписал от имени профсоюза новый двухлетний контракт, а еще через день он был одобрен национальным советом Гильдии. По условиям соглашения, средняя актерская зарплата будет увеличиваться в первый год на три процента и во второй - на 3,5 процента. На 0,5 процента увеличатся отчисления в пенсионный фонд и фонд страховой медицины. Гильдии пришлось полностью отказаться от своих притязаний на увеличение доли прибыли от использования продукции в интернете, в частности, на популярных сайтах TV.com и Hulu.com. Были несколько увеличены гонорары приглашенных в телепостановки звезд, а также выплаты за сверхурочные работы.
Срок действия нового соглашения заканчивается 30 июня 2011 года. Для вступления договора в силу его должно одобрить большинство членов Гильдии киноактеров.
Собственно, и все. Большая битва за актерский контракт закончилась полной победой продюсеров, но выиграли все. Армия актеров, которая теперь сможет получить хоть какую-то прибавку к зарплате, армия продюсеров, которая теперь сможет более четко оптимизировать расходы в условиях продолжающегося кризиса, ну и мы, армия зрителей, которые просто заинтересованы в том, чтобы механизмы Фабрики грез никогда не останавливались.