В Соединенных Штатах получила большой резонанс смерть 24-летней Энни Ли, готовившейся к защите ученой степени по фармакологии в докторантуре Йельского университета. Ли пропала 8 сентября, а 13 сентября ее тело нашли спрятанным в здании университетского центра медицинских исследований. По обвинению в убийстве арестован сотрудник лаборатории, а вероятным мотивом преступления следователи считают возникший между ними рабочий конфликт.
Уже в понедельник, 14 сентября, появились первые сообщения о том, что подозреваемый найден и помещен под стражу. Сообщалось, что это сотрудник технического персонала лаборатории, который провалил тест на детекторе лжи и у которого на теле нашлись ссадины, предположительно нанесенные отбивавшейся жертвой. В полиции такие сведения официально не подтверждали и подчеркивали, что под стражу пока никто не взят, но позднее слухи о подозрительном лаборанте оказались верными.
Труп Энни Ли (Annie Le) был найден в техническом пространстве в стене лаборатории, расположенной в подвальной части исследовательского центра в Нью-Хейвене. В том же помещении за потолочной панелью нашлась одежда со следами крови. В подвальной лаборатории хранятся клетки с подопытными животными, за которыми и ухаживал Рэймонд Кларк (Raymond J. Clark III) - ровесник Ли, которого следствие считает убийцей.
Энни Ли родилась в Калифорнии, в семье выходцев из Вьетнама. Окончила Рочерстерский университет в штате Нью-Йорк, где изучала микробиологию, а в 2007-м поступила в Йель. В день, когда труп докторантки был обнаружен в Коннектикуте, на Лонг-Айленде должна была состояться ее свадьба с Джонатаном Видавски (Jonathan Widawsky). В связи с исчезновением Ли власти разного уровня развернули масштабные поиски, и Видавски на время оказался под подозрением, но после находки трупа подозрения с Джонатана сняли.
Конфликт на производстве
Утром 8 сентября Ли отправилась в университет и около 10:00 вошла в медицинский центр, расположенный в здании номер 10 по Амистад-Стрит. На записи камеры наблюдения видно, как девушка входила в помещение, а в ее кабинете остались личные вещи, документы и деньги, но сама Энни бесследно исчезла. Поскольку доступ в медицинский центр разрешается строго по пропускам, в круг подозреваемого попали учащиеся и сотрудники университета. Неудивительно, что в Йеле начали паниковать, а задержание подозреваемого, состоявшееся вечером во вторник, встретили с некоторым облегчением.
Рэймонда Кларка в наручниках вывели из квартиры в Миддлтауне, где молодой человек проживал вместе со своей невестой Дженнифер Хромадка (Jennifer Hromadka). В тот момент Кларк официально все еще числился "лицом, представляющим интерес для следствия", и после допроса в Нью-Хейвене его выпустили на поруки адвоката, однако лаборант, временно разместившийся в отеле, находился под непрестанным наблюдением. Для ареста и выдвижения обвинений следователям требовались вещественные доказательства, и они вскоре нашлись - благодаря анализу ДНК.
Предметом исследований Ли были ферменты, предназначенные для терапии рака, диабета и дистрофии мышц, а опыты она ставила на лабораторных мышах, которые находились в ведении Кларка. Молодой человек протирал в лаборатории полы, чистил грызунам клетки и, как засвидетельствовали сотрудники, считал лабораторию своей "вотчиной". Рэймонд не терпел, чтобы исследователи каким-то образом нарушали чистоту и был буквально помешан на поддержании порядка. Разумеется, это порой приводило к конфликтам. Известно, что в день убийства Кларк послал Ли сообщение и попросил девушку прийти в лабораторию.
Непосредственной причиной смерти патологоанатом назвал травматическую асфиксию: это значит, что Энни задушили, либо руками, либо при помощи каких-то подручных предметов. Детали произошедшего неизвестны, и подробности о работе следствия не публикуются, однако после ареста Кларка шеф полиции Нью-Хейвена Джеймс Льюис (James Lewis) представил основную версию. По его словам, "речь идет не о городском, университетском или бытовом преступлении, а о проблеме насилия на рабочем месте, которая вызывает все большее беспокойство по всей стране".
Портрет убийцы
Президент Йеля Ричард Левин (Richard C. Levin) рассказал, что Кларк работал в техническом персонале университета с декабря 2004 года и за все это время нынешних обвинений в адрес молодого человека ничто не предвещало. Нет у Кларка и уголовного досье. Единственное трение с законом у него возникло еще в школьные годы: в 2003 году Рэймонда бросила девушка, с которой он вместе учился, но старшеклассник проявлял настойчивость, и возлюбленная вместе с матерью пожаловались в полицию. До официальных обвинений тогда дело не дошло.
Словом, предполагаемая роль Кларка в истории с убийством оказалась для всех неожиданностью. Кто-то из знакомых по работе думает, что полицейские взяли "не того парня", а друзья обвиняемого заявили в интервью Ларри Кингу на CNN, что характер Рэймонда, которого они знают уже много лет, с обвинениями в убийстве никак не вяжется. Тем не менее пока все данные следствия указывают именно на педантичного лаборанта.
Во-первых, это образцы ДНК: в двух местах в лаборатории частицы ДНК Кларка найдены вместе с ДНК жертвы. Во-вторых, записи камер и данные о перемещениях Рэймонда в день убийства указывают на него как на последнего, кто видел Ли в живых. В-третьих, царапины и синяки на его теле вполне похожи на результат борьбы с девушкой, хотя обвиняемый списывает все на кошачьи когти и игру в софтбол. В-четвертых, Рэймонд крайне подозрительно вел себя после обнаружения тела Ли: к примеру, когда здание исследовательского центра уже заполонили полицейские, молодой человек пытался спрятать инвентарь для уборки помещений, на котором обнаружились капли крови.
Что касается мотива убийства, кроме абстрактной идеи "конфликта на производстве" власти пока ничего не представили, но следователи спокойны: при наличии столь исчерпывающих улик доказывать существование мотива им попросту не придется.