На основе будущих событий

Как телеканал "Имеди" президента Грузии "убил"

Вечером 13 марта на грузинском телеканале "Имеди" показали сюжет о начале российского вторжения в Грузию. Зрителям рассказали о теракте против президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, о гибели президента страны Михаила Саакашвили, о создании народного правительства во главе с Нино Бурджанадзе. В получасовой репортаж уместилось столько событий, что не усомниться в его правдивости было невозможно. В конечном итоге выяснилось, что это действительно был вымысел журналистов.

Провокационный репортаж оказался весьма своеобразным размышлением сотрудников "Имеди" о возможном развитии событий в Грузии. Вот только далеко не все жители страны поняли, что данный телесюжет не имеет ничего общего с реальностью. Предупреждение о том, что демонстрируемый материал является вымыслом, появилось в самом начале репортажа. Однако многие зрители его просто не увидели - не все же смотрят новостные выпуски с самого начала. Повторное предупреждение, появившееся после получасовой программы, также разглядели не все, и этому есть логичное объяснение. Если человек случайно включит телевизор и узнает, что на территорию его страны вторглись войска другого государства, а президента и вовсе уже нет в живых, то вряд ли его будут волновать последующие пояснения.

Намеренно или случайно (гендиректор "Имеди" Георгий Арвеладзе, к примеру, не видит никаких признаков нарушения журналистской этики в этом репортаже), но телеканал устроил жителям Грузии троллинг такого масштаба, какого не встречалось в СМИ уже много лет. Тут волей-неволей вспоминается радиоспектакль Орсона Уэллса (Orson Welles) по роману Герберта Уэллса "Война миров", вызвавший настоящую панику в США в 1938 году. Тогда большая часть аудитории также пропустила начало трансляции и испытала шок, когда в эфире серьезным голосом начали зачитывать "новостные сообщения" о вторжении марсиан на территорию Соединенных Штатов. Около трех миллионов человек тогда поверили в эту выдумку или просто перепугались.

Неудивительно, что после сюжета "Имеди" в Грузии началась легкая паника. Как отмечает агентство РИА Новости, некоторые жители Тбилиси начали готовиться к эвакуации; на бензоколонках выстроились очереди; возросло число вызовов "скорой помощи" из-за сердечных приступов (позже выяснилось, что не так существенно, но все же). Люди обзванивали друг друга, пытаясь выяснить, что же происходит на самом деле.

Лишь поздно вечером телеканал принес извинения зрителям за сюжет. Программы "Имеди" сопроводили бегущей строкой, в которой объяснялось, что продемонстрированный ранее репортаж не соответствует действительности. Впрочем, приносить извинения было поздно - к тому моменту грузинская оппозиция уже организовала митинг у здания телекомпании, в котором приняли участие несколько сотен человек. Среди них была и новоявленная "глава народного правительства" Нино Бурджанадзе, заявившая о намерении подать в суд на "Имеди". Позже в пресс-службе бывшего председателя парламента Грузии подтвердили, что иск к телеканалу уже готовится.

Участники стихийного митинга также заявили, что некогда оппозиционный телеканал "Имеди" находится под контролем Михаила Саакашвили. Самого президента Грузии сначала упрекнули за то, что он знал о подготовке сюжета, а позже обвинили в том, что он сам имел непосредственное отношение к подготовке этого репортажа. В частности, председатель союза журналистов "Объектив" Ирма Инашвили, сославшаяся на собственные источники, заявила, что "сюжет готовился несколько недель, его смотрел и редактировал в своем кабинете Саакашвили". Также она отметила, что в создании материала принимали участие "нанятые президентом Грузии американские имиджмейкеры".

Официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко по этому поводу высказался осторожней. По его словам, "в Грузии широко высказываются мнения о том, что провокация на канале "Имеди" не могла быть подготовлена без санкции властей". Слова дипломата приводит "Интерфакс". В целом российский МИД оценивает действия "Имеди" как безответственные и аморальные. "Политическая паранойя никогда не приносила пользы и не решала серьезных проблем ни в одном государстве", - отметил Нестеренко.

Поступок телеканала осудили посол США в Грузии Джон Басс и патриарх Грузии Илья II. Негативную оценку репортаж получил и в Европе. Эту информацию подтвердил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в интервью телеканалу "Россия 24". Он, в частности, назвал репортаж "идиотским", а также выразил мнение, что "такого союзника, в лице господина Саакашвили, не нужно ни Евросоюзу, ни Соединенным Штатам, ни кому-либо в этом мире".

Заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе опровергла информацию о том, что к подготовке сюжета имели отношения грузинские власти, и в свою очередь также раскритиковала этот материал. Лишь сам Михаил Саакашвили отреагировал на скандальный эфир относительно спокойно. "То, что мы увидели, было неприятным. Я считаю, что сюжет надо было делать по-другому", - цитирует грузинского президента газета "Известия". По словам Саакашвили, его бабушка, увидевшая репортаж, очень разволновалась и ее пришлось успокаивать.

Сразу после эфира пресс-секретарь президента Манана Манджгаладзе заявила, что Саакашвили не видит реальной опасности российского вторжения на территорию страны, хотя и считает, что провокации со стороны РФ возможны. Позже грузинский лидер отметил, что "репортаж максимально приближен к существующей обстановке".

Впрочем, напоминания о постоянной угрозе со стороны "врагов Грузии" - любимая тема Михаила Саакашвили после войны в Южной Осетии. Совсем недавно он, выступая в Королевском институте международных отношений в Лондоне, как бы между делом, в промежутке между рассказом о спецоперации в Афганистане и поиском в себе сходств с Уинстоном Черчиллем, сообщил о возможном возобновлении вооруженного конфликта на западе и севере страны. Подобные заявления вряд ли уже кого-то удивляют.

Сложно сказать, сойдет ли руководству "Имеди" с рук такой поступок. Национальная комиссия коммуникаций Грузии (GNCC) уже обвинила телеканал в нарушении кодекса поведения вещательных компаний, который требует воздерживаться от использования подобных репортажей в политических и новостных программах, либо доступно объяснять зрителям, что все это вымысел. Если бы журналисты не поленились и добавили пометку о вымышленном характере сюжета, которая была бы видна на экране все те полчаса, что длилась программа, то скандала, возможно, и не было бы. Теперь же канал оказался в весьма щекотливой ситуации, выбраться из которой будет непросто.

Возможно, грузинским журналистам стоит поучиться у западных коллег. Они, к примеру, даже просто пересказывая произошедшее на выходных в Грузии, снабдили фотографии пояснительными подписями - да, это российские танки в Грузии, они настоящие, но это фото сделано во время конфликта 2008 года. Тут при всем желании придраться не получится.

Максим Мишин

Бывший СССР00:0416 июля

«Вор в законе был чуть ли не в каждом дворе»

Криминальные авторитеты жили в Армении спокойно. Но у новой власти свои правила