Президент Киргизии Курманбек Бакиев продемонстрировал, что его еще рано списывать со счетов. 12 апреля глава республики, которому ранее пришлось бежать из столицы на свою "малую родину" (в Джалалабадскую область), собрал на митинг своих сторонников. Он заявил, что не собирается уходить в отставку, не чувствует себя виновным в событиях последних дней, а представителей новой власти считает "бандитами и убийцами". Бакиев пообещал, что акции в его поддержку будут продолжаться. Временное правительство, со своей стороны, грозит президенту арестом и даже физической расправой. Правда, одновременно с этим ходят слухи, что новая власть, дабы избежать очередных беспорядков, может позволить Бакиеву покинуть страну.
Для тех, кто пришел к власти в Киргизии, Курманбек Бакиев остается источником беспокойства. Президент и люди из его окружения фактически уже отстранены от власти (их должности уже заняли представители вчерашней оппозиции), но официально глава государства в отставку не уходил. Это, безусловно, подрывает легитимность нового руководства Киргизии, которое утверждает, что действует от имени президента, правительства и парламента.
Члены временного правительства, с одной стороны, заявляют, что в дополнительных процедурах по отстранению президента от власти нет необходимости (по мнению, например, главы аппарата временного правительства Эдиля Байсалова, Бакиев был "низложен киргизским народом" и теперь всего лишь должен это признать). Однако в то же время ищут механизмы, которые могли бы придать очередной "революции" в Киргизии хотя бы видимость законности.
Теоретически заменить президента, который по каким-то причинам не может исполнять свои обязанности (именно такая ситуация имеет место), могли бы представители высшего руководства страны. По конституции, это спикер парламента или премьер-министр. Но спикер Зайниддин Курманов, как отмечает агентство "Фергана.Ру", покинул Киргизию незадолго до мятежа и не вернулся до сих пор, а глава правительства Данияр Усенов еще 7 апреля ушел в отставку.
Отправить президента в отставку мог бы парламент, однако его "революционные власти" уже распустили. Депутатов, конечно, можно собрать снова, но это стало бы откровенной насмешкой над конституцией: если парламент распущен, то полномочия депутатов прекращены, а новый состав парламента (по закону, во всяком случае) формируется уже по итогам выборов.
Есть и более простой вариант. Противники Бакиева подумывают о том, чтобы выпустить очередной "декрет" - на этот раз декрет об отставке президента. Таким же образом, по информации "Коммерсанта", "революционеры" планируют передать себе функции судебной власти (полномочия законодательной и исполнительной власти временное правительство себе уже присвоило).
Той же монетой
Для новой власти президент, "окопавшийся" на юго-западе страны, представляет опасность не только как конкурент (пусть даже и слабый) в борьбе за легитимность. Собрав митинг, на который пришли, по различным данным, от одной до двух тысяч человек, Бакиев продемонстрировал, что по-прежнему располагает определенной поддержкой земляков. А это значит, что он может бороться с теми, кто его свергнул, их же методами - уличными протестами и неподчинением органам власти.
Участники митинга, состоявшегося 12 апреля, уже продемонстрировали свое отношение к "временной власти". Они потребовали, чтобы представитель власти вышел и "поговорил с народом". Однако когда представитель областной администрации попытался выступить, то его, как сообщала "Фергана.Ру", "просто вышвырнули вон".
Бакиев уже объявил, что 13 апреля его сторонники проведут более масштабную акцию в областном центре - Джалалабаде. В масштабе страны несколько тысяч человек - это немного. А вот для того, чтобы занять здание областной или районной администрации, этого хватит.
Всего несколько дней назад противники Бакиева захватывали административные здания и создавали там альтернативные органы власти. А теперь уже сам президент заговорил о том, чтобы, к примеру, перенести столицу в Джалалабадскую область (где он в настоящее время находится) или соседнюю Ошскую область (на юге Киргизии).
Предложения о переносе столицы выдвигались и раньше. Однако в данном случае получается, что президент предлагает переформатировать страну под себя (предложение, разумеется, носит пока гипотетический характер: парламента, который мог бы изменить конституционный статус Бишкека как столицы, в Киргизии в настоящее время нет).
"Главные органы власти могут появиться либо в Джалалабаде, либо в Оше, - рассуждает Бакиев. - Мне многие говорят: Курманбек Салиевич, езжайте в Ош. Это вторая столица, заходите туда, садитесь и издавайте указы, приглашайте руководителей и работайте". И этому совету свергнутый президент, по его словам, готов последовать в самое ближайшее время. Как раз после митинга в Джалалабаде, запланированного на 13 апреля. "Проведем его, а потом поедем в Ош. Там будем работать", - заявил он.
По сути Бакиев говорит о готовности создать в стране еще один центр власти, сохранить за собой президентский пост и закрепить свое влияние в регионах, где он еще пользуется определенной поддержкой. А в одном из более ранних интервью он предупредил, что вместе со своими сторонниками готов оказать сопротивление, если представители новой власти попытаются его задержать. "Здесь не пять и не десять тысяч, больше будет людей, - заявил Бакиев. - Поэтому пытаться со мной говорить с позиции силы не рекомендую. Если они [представители нового руководства] все же попытаются, мы будем сопротивляться".
"Никакой ему гарантии, суд и самосуд"
Разумеется, просто так наблюдать за тем, как свергнутый президент пытается объединить вокруг себя юг страны (пусть даже его шансы на успех сомнительны), новые власти Киргизии не станут. Однако и нейтрализовать его оказалось не так просто. Представители временного правительства уже неоднократно грозили Бакиеву арестом, но до сих пор не спешили привести угрозы в исполнение. Они не скрывают, что опасаются противостояния между сторонниками президента (из числа его земляков) и его противниками, которое может спровоцировать раскол страны и даже поставить ее на грань гражданской войны.
Пока что новые власти колеблются. То заявляют о подготовке операции по поимке свергнутого президента (в минувшие выходные в прессе даже появились слухи о том, в Джалалабад для задержания Бакиева прибыл российский спецназ). То выступают с опровержениями, заявляя, что попытаются действовать осторожно и обойтись без применения силы (как выразился 11 апреля представитель временного правительства Эдиль Байсалов, "новое правительство чувствует ответственность за безопасность Курманбека Бакиева и готово ее обеспечить").
"Революционеры" могли бы позволить президенту покинуть страну. Этот вариант они вроде бы не исключают. По информации "Времени новостей", отъезд Курманбека Бакиева планировался на понедельник, 12 апреля. Вопрос, как утверждало издание, обсуждался на уровне главы временного правительства Розы Отунбаевой, а посредником якобы должен выступить министр иностранных дел Казахстана, действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев (на основе этого можно было предположить, что вывезти Бакиева планируется в соседний Казахстан). Но сам президент, выступая 12 апреля, дал понять, что покидать Киргизию не собирается.
В распоряжении "революционеров" есть еще одно средство. Против президента и его соратников могут направить толпу. Вроде той, которая делала "революцию", громила дома, принадлежащие президентской семье в Бишкеке, и избивала министра внутренних дел Киргизии, оказавшегося в захваченном здании УВД.
Предпосылки для такого сценария уже есть: в Бишкеке, к примеру, в минувшие выходные прошел митинг, участники которого скандировали "Смерть Бакиеву! Смерть его сыновьям и братьям!". Расправы с президентом требуют, прежде всего, родственники погибших и пострадавших при штурме здания правительства. Власти эти настроения в определенной степени поддерживают. Вот что заявила, к примеру, 10 апреля глава временного правительства Роза Отунбаева. "Наш народ, - сказала она, - начинает не устраивать, что президенту временное правительство даст гарантии безопасности... Никакой ему гарантии, суд и самосуд, есть такое мнение".
Сам Бакиев не исключил, что в случае возвращения в Бишкек его ждет расправа. "Меня убьют или бросят в толпу со словами: Это он приказал открыть огонь, он виноват в том что столько людей погибло!". Впрочем, на такой вариант власти вряд ли решатся. Самосуд означал бы, что попытки придать передаче власти в Киргизии законный характер провалились окончательно, а новое правительство продемонстрировало, что не способно законными средствами навести порядок.
Противники Курманбека Бакиева это понимают. Роза Отунбаева, еще недавно грозившая президенту "самосудом", 12 апреля заявила, что он "должен найти себе место вне Кыргызстана". По ее словам, Бакиев пытается выторговать себе определенные условия, на которых он может сложить с себя президентские полномочия. "Этот вопрос сегодня обсуждается", - отметила она.
Собственно, угрозу Бакиева мобилизовать своих сторонников на юге страны можно считать частью этого торга. Противники президента, правда, уверяют, что сторонников у свергнутого президента осталось мало и митингами он, мол, ничего не добьется. Однако едва ли новая власть действительно хочет проверить эти утверждения на практике. Во что могут вылиться даже казалось бы безобидные митинги, она хорошо себе представляет.