"Бакиев никуда не уйдет" Комментарии Александра Лукашенко по поводу ситуации в Киргизии

Во вторник, 20 апреля, стало известно, что свергнутый президент Киргизии Курманбек Бакиев находится в Минске - под защитой белорусского государства и лично президента Александра Лукашенко. Выступая в парламенте, Лукашенко рассказал о том, как Бакиев попал в Белоруссию и каковы его дальнейшие планы, а также изложил собственную точку зрения на события в дружественной республике. "Лента.Ру" приводит стенограмму заявления белорусского президента, опубликованную "БелТА".

Я обещал в храме, что мы ничего скрывать не будем. И что здесь скрывать? Ведь мы же не вмешиваемся во внутренние дела Кыргызстана. Но Кыргызстан - член ОДКБ, член ЕврАзЭС, член СНГ. Это как Россия, мы, Казахстан, еще пара государств. Даже военно-политический блок организовали. Значит, это некое единство. И этим - подписав все документы, а вы их ратифицировали - мы заявили о том, что далекая кыргызская земля нам не такая далекая, а нужды и бедствия кыргызского народа - это фактически наша забота. Так как, допустим, у них или в России проблемы Беларуси - это их проблемы, потому что это теснейший союз военно-политический. Поэтому, делая такие заявления, я исхожу, прежде всего, из этого.

И потом, наверное, не очень было бы вам приятно, если бы я сидел как мышь под веником и не реагировал на то, что происходит в дружественной нам стране. В конце концов, ты президент или не президент? Выскажи свою точку зрения.

Я об этом сказал: если надо, если Курманбек Салиевич скажет, что он хочет в Беларусь приехать, я приму положительное решение и скрывать его не буду. Я сразу сказал, с вами не советовался. Разные могут быть точки зрения, и они действительно есть. Я сказал: это мое личное решение как президента и как человека. По законам я имею право принять такое решение. Пусть оно будет непопулярно для меня, но я приму его, если вы меня попросите. Поэтому, исходя из человеческих мотивов, исходя из того, что это близкая нам страна, член ОДКБ, не только экономического союза, но военно-политического, я делал эти заявления. Я говорил искренне. Может эмоционально, потому что некоторые вопросы настолько некрасиво выглядели, что просто стыдно. Вы же посмотрите. Случилось бы такое среди членов НАТО, Евросоюза… В Греции, например, экономические проблемы. Раз собрались, второй раз на высшем уровне. Сегодня уже работают эксперты МВФ, Всемирного банка: как вытащить страну?

А здесь государственный переворот! Свергли законно избранного президента, зажали где-то в горах, стрельба кругом. На грудь наступили коленом, дети малые, семья рядом, и давят со всех сторон: если ты не согласишься (дружеский совет членов ОДКБ - мы тебя вывезем под охраной российских военных), будет война. Тут стреляют, канонада... Вы понимаете его положение? Не дай бог кому-то оказаться в этой ситуации.

С другой стороны - гордость, я знаю, он гордый человек. Я бы сказал, советский обычный руководитель, жесткий, требовательный, трудолюбивый человек. Я не защищаю его по каким-то недостаткам, о которых сейчас говорят, мне это не известно. Я просто говорю, что в нищей разбитой стране невозможно что-то уворовать. Что ты там украдешь? Там ничего живого нет. Кто-нибудь был в Кыргызстане? Я ведь там не единожды был и видел, как он стремился что-то сделать. Он и меня просил: слушай, открой сборочное производство. Оно может нам сто лет там не нужно было, но мы открыли его. Я поездил по Кыргызстану, по его землям. Есть хорошие земли - пахать нечем. Люди киркой и мотыгой копают землю. Жалко этих киргизов, они же трудолюбивейшие, как наши белорусы, даже еще больше. И мы искали точки соприкосновения. Поэтому у меня такая эмоциональная реакция на то, что там происходит.

И потом, ну что это за ОДКБ? Все молчат. У нас там кто, Россия председательствующая? Давайте соберемся, давайте обсудим. Пригласим его туда и скажем тем, кто там власть захватил: погодите, давайте разберемся, давайте поговорим. Может, Курманбек не прав. Мы ему об этом скажем.

Мы же этого не сделали. А я ждал, что председательствующий позвонит и скажет: давайте соберемся. Да нет. Они знаете что предложили? В июле у нас плановое заседание ОДКБ, 10 или 15 вопросов в повестке дня готовить. Давайте 8 мая скопом соберемся, вторым вопросом ОДКБ проведем. Я пишу в ответ: так мы же не готовы, ни одного вопроса не готово. Наплевательское отношение. Кому тогда нужна эта организация? Ну представьте, не дай бог в Беларуси это бы произошло. Ноль эмоций, ноль внимания. Как же так? Поэтому я и начал реагировать. Имея полную информацию о том, что там происходит, особенно в закулисье, я кое-что начал высвечивать.

И отвечая конкретно на ваш вопрос. Бакиев мне позвонил, будучи еще на юге страны, когда там началась эта бойня. Я ему говорю: слушай, расскажи, что там происходит. Курманбек чуть ли не со слезами в голосе начал мне объяснять. Получается, он согласился, чуть ли не за руки его привели к власти, посадили туда после этой революции - помоги. Он помог. Жалко просто человека, жалко семью. Мы раз поговорили с ним, я постоянно находился в контакте, второй раз, когда его, как они сообщают, вывезли на каком-то самолете, не то казахстанском, не то чьем-то, под охраной российских солдат. Какая глупость! Летит самолет. Как россияне охраняют его? У него своя охрана. Потом Бакиев без всякой охраны с семьей, пятилетний мальчонка и девятилетняя дочь, с женой... Его просто оттуда вывезли, запугивая, нагнетая обстановку вокруг, и жестко заставили написать это заявление. Если оно еще написано... Я этого не знаю. Он, по крайней мере, об этом не говорил. Но даже если написано, я представляю, в каких условиях это сделано. И не зря я сейчас наблюдаю за событиями в Кыргызстане. Там же идут с лозунгами: верните нашего президента, он никакого заявления не писал, он вернется в Кыргызстан. И ситуация там далека от разрядки.

Второй раз я с ним разговаривал, по-моему, в субботу или воскресенье, он уже был в Казахстане. Что сообщали российские СМИ? Что меня возмутило, почему я эмоционально, будучи в костеле, на это реагировал? Это же все вбросы шли. Первый вброс был из Казахстана. Они послушали, видимо, наш разговор - мы говорили по открытой связи - и пошел вброс через российские СМИ, что Бакиев вылетел из Казахстана в воскресенье или в субботу к нам. Я уже не говорю о том, что некоторые позвонили Владимиру Владимировичу: когда вы заберете Бакиева? Я понял эту закулисную возню. Там уголовное дело возбудили против него и сына. Он находится в Казахстане. Временное правительство - ну как же Казахстан подставить - молчит, о том, что он объявлен в международный розыск. И быстрее его куда-то вытурить. Разве это порядочно? Это жутко просто. Я не все вам могу сказать, что происходило. Я опять с ним связался, он мне позвонил, дал мне контактные телефоны, где он находится. Я его предупредил, что все разговоры наши прослушиваются, поскольку через российские СМИ начинают заявлять, что он в Беларуси. Мы переговорили. Вы знаете, он не просил за себя. Детей, говорит, жалко, они ни в чем не виноваты. Не надо меня... Я ему сказал в ответ на его вопрос: тебе надо обследоваться после всего этого, пройти реабилитацию. Ты даже не думай про детей, про семью, я и тебя заберу. Тебе это будет во вред, сказал Бакиев. Я говорю: какой мне вред? Ты президент страны. Ты хочешь к нам приехать? Я тебя приму как президента страны, не какого-то там изгоя.

Такой у нас разговор состоялся, и в костеле я открыто сказал об этом. Когда все сказали, что он в Минске, его в Минске не было. И ситуация вокруг него, чувствую, начала осложняться. Не дай бог, думаю, сдадут там, схватят, пострадает семья. Брата начали искать, который службу безопасности возглавлял, повесить на него эти смерти хотят, как он мне сказал. Я всю эту ситуацию представил и ночью в понедельник поручил соответствующим службам, чтобы организовали переправку Бакиева в Минск. По его просьбе, он об этом просил, и не единожды. И хоть были закрыты аэропорты и прочее, это ваши, говорю, проблемы, вы военные люди - чтоб Бакиев был в Минске.

Ночью в понедельник он был в Минске. Сегодня мною назначена медицинская комиссия, проведено первичное обследование семьи. Картина не радужная. Но я хочу заявить, что если ему нужна будет не только реабилитация, но и медицинская помощь - обязательно окажем ему и семье. Он находится у нас в Минске под защитой нашего государства и лично вашего президента.

Сегодня же я поручил Министерству иностранных дел и правительству оказать гуманитарную помощь кыргызам. Все, что можем, сами попадали в трудную ситуацию после чернобыльской катастрофы, мы соберем в ближайшее время и отправим киргизскому народу - и поесть, и одеться. Я думаю, что наши люди на это откликнутся и поддержат. Семью мы в обиду не дадим, мы подлечим и детей, и если нужна помощь, мы окажем ее и Курманбеку Салиевичу.

Я не думаю, что там ситуация полностью разрядилась. Бакиев никуда не уйдет, это не тот человек. Он себя считает на сегодняшний день президентом. И народ там протрезвел, даже те, которые штурмовали, - верните нашего президента. Поэтому не надо сегодня так называемому временному правительству пылить и демонстрации у нашего посольства проводить: Лукашенко такой-сякой, не принимайте Бакиева, застрелите, повесьте и прочее. Этого не будет. Это президент дружественной нам страны. И чего бы это нам не стоило, я буду делать все, чтобы сохранить его семью и его самого. Захочет он остаться в политике - пусть участвует. Не захочет, захочет жить у нас - пусть живет, места хватит, и работы всем хватит. У нас немало киргизов живет, порядочные, специалисты, умные, толковые люди, семьи создали. У нас земли хватит и места всем для жизни хватит.

А что касается проблем Кыргызстана, я думаю, что наладим мы отношения с любой властью, если она хочет иметь предсказуемого, порядочного и хорошего партнера. А мы всегда были таковыми и не только для них, для всех. Но этим революциям должен быть положен конец.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше