Шпионский боевик Alpha Protocol от студии Obsidian очень напоминает старинный анекдот про падающую в пропасть на твоей новой машине тещу. Интригующий сценарий и многообещающая концепция вкупе с множеством в целом удачных игровых элементов отошли на второй план из-за вопиющей небрежности исполнения и откровенно слабой технической реализации. Впрочем, у Alpha Protocol вполне хватает достоинств, чтобы пройти ее хотя бы раз.
Alpha Protocol представляет собой эдакий Mass Effect, только без космических кораблей и инопланетян, зато с русской мафией и международным шпионским заговором. Как и в ролевой игре от Bioware, большую часть времени в Alpha Protocol игроки проводят в перестрелках, перемежающихся диалогами, от которых в значительной степени зависит развитие сюжета. Правда, в проекте Obsidian игрокам предоставляется большая свобода действий - можно либо бросаться на врагов с автоматом наперевес, либо скрываться в темноте и бесшумно душить противников, либо устранять оппонентов с помощью всевозможных гаджетов. В теории. На практике только одна из "специализаций" героя работает как следует.
Как шутер Alpha Protocol сделана из рук вон плохо. У любого оружия просто безобразная кучность стрельбы, и попасть хотя бы в кого-то наверняка можно только в упор. Иначе - извольте дать главному герою время "сфокусироваться" - целиться в одну точку несколько секунд, пока прицел не станет совсем крохотным, что означает: теперь-то точно попадет. Худо-бедно такая механика работает, когда враги не знают местоположение игрока. Но стоит хотя бы одному противнику заметить главного героя - и все, остается полагаться только на удачу да примитивность искусственного интеллекта.
Зачастую вместо того, чтобы по нажатию кнопки спрятаться за колонной или стеной, герой пускается в галоп, информируя громким топотом всех в округе о своем присутствии. Хоть как-то выручают спецспособности, позволяющие замедлять время и тщательно прицелиться, но уж очень велик соблазн забросить игру задолго до того, как они станут доступны герою.
В России игра Alpha Protocol вызвала повышенный интерес после трейлера, в котором была продемонстрирована перестрелка в Москве. На секунду в кадр попала висящая на стене табличка, на которой было написано: "При пожаре воруй убивай е** гусей жди ответного гудка". Шутники. Впрочем, про Alpha Protocol, скорее всего, скоро забудут, а пассаж о действиях в случае пожара еще долго будет жить в умах и сердцах россиян.
Стелс-элементы в игре получились намного лучше, но и при прохождении в "скрытном" режиме изрядно мешает упомянутое выше кривое прицеливание. Положиться можно только на навыки рукопашного боя, благо руками и ногами главный герой промахнуться не может. Играть с врагами в прятки действительно интересно - тебе позволяют почувствовать себя "настоящим шпионом", который незаметно пробирается на всякие секретные объекты и под покровом ночи/тумана/шквального огня исчезает. Вообще, прохождение игры в "скрытном" режиме гораздо более логично с точки зрения сюжета, но ведь игра не задумывалась как стелс-экшн. При этом и тут не обошлось без нареканий. То часовые не видят тебя в упор, то умудряются разглядеть с другого конца локации. Стоит одному врагу заметить героя, как тут же все, абсолютно все противники на карте начинают стрелять в сторону игрока. Не иначе, воевать приходится с единым кибернетическим разумом.
Кажется, единственное, что в Alpha Protocol удалось сделать как следует - это диалоги и сюжет. В беседах с персонажами главному герою предоставляются три варианта ведения диалога: "профессиональный", "агрессивный" и "шутливый". В первом случае игрок каждому встречному рассказывает всю свою подноготную и вежливо просит сотрудничать, при выборе агрессивной манеры поведения собеседники героя рискуют вместо приветствия получить ногой в лицо, ну а любители юмора могут смешно и не очень отшучиваться в любых житейских ситуациях.
К каждому персонажу требуется свой подход - если коллеги героя по агентству рассчитывают на профессионализм, то, например, брутальная женщина с пулеметом, которую игроки встретят в Москве, жаждет жесткого обращения. Если угадать, какая манера общения по нраву собеседнику, игрок начинает завоевывать его симпатию, и наоборот. В итоге можно стать закадычным другом террористов и рассориться в пух и прах с напарниками. Что особенно важно - все это в значительной мере влияет на развитие сюжета.
История игры особой оригинальностью не отличается - перед нами очередная повесть про одинокого агента, преданного коллегами и вынужденного в одиночку бороться с террористами. Главному герою приходится путешествовать по разным странам и побывать в том числе в Москве. Российская столица порадует игроков бандитской яхтой "Победа" с отколовшимися буквами "По", "оружейным бароном" по фамилии Сурков и главой русской мафии, выглядящим как помесь хипстера с завсегдатаем дискотеки 80-х и тусовок у памятника героям Плевны. И, надо сказать, этот салат оливье из заимствований и кондовых стереотипов вполне со своими обязанностями справляется: желание узнать, что же будет дальше, зачастую пересиливает голос разума, требующий вынуть игру из привода и выкинуть диск в окно.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/alphaprotocol/video3', 640, 360, 'player1');<br />В сторону окна приходится смотреть не только из-за ужасно реализованной стрельбы, невнятной системы обнаружения игрока и прочих "сюрпризов". Задуматься о том, чем руководствовалась Sega, выпуская игру в таком виде, заставляет просто беспрецедентная для проекта подобного уровня небрежность, которая бросается в глаза с первых минут игры. Выглядит AP, вне зависимости от платформы, не более чем сносно. Абсолютно все враги в игре являются высокопоставленными сотрудниками Министерства дурацких походок. Особенно забавно они выглядят, когда маршруты патрульных пересекаются, и служивые, уткнувшись друг в друга лбами, продолжают шагать на месте. Брошенная под ноги врагу граната может взорваться, никого не ранив, абсолютно все персонажи проваливаются сквозь стены. Ну и на месте "визитная карточка" Unreal Engine 3 - недогруженные текстуры - такое ощущение, что последних четырех лет не было и что Obsidian пришлось первыми (при этом - неудачно) бороться с этой проблемой движка.
И все же Alpha Protocol - очень неоднозначный проект. Разработчики замахнулись на гибрид Mass Effect с Metal Gear, а в итоге получился средней руки стелс-экшн с элементами отвратительного шутера. Увы, дотянуться до упомянутых ориентиров у AP ну никак не получилось. При всем этом, несмотря на аховую игровую механику, всевозможные глюки и визуальную унылость, Alpha Protocol хочется пройти хотя бы раз. Во-первых, как стелс-экшн с элементами RPG игра для непритязательного игрока вполне сойдет. Во-вторых, сюжет довольно неплох - даже возненавидев Alpha Protocol, хочешь узнать, чем же все закончится.