1 марта в России состоялись торги, в ходе которых было продано имущество обанкротившейся компании "Русиа Петролеум" - оператора гигантского Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Победителем торгов стал "Газпром", пытавшийся купить компанию еще в 2008 году. Газовый концерн, с тех пор неоднократно заявлявший, что Ковыкта ему не интересна, заплатил за имущество "Русиа Петролеум" 22,3 миллиарда рублей. Эти деньги получит российско-британская компания ТНК-ВР - основной кредитор своей обанкротившейся "дочки".
На самом деле банкротство "Русиа Петролеум", начавшееся летом 2010 года, аналитики изначально предлагали считать обычной сделкой. По сути, ТНК-ВР продала "Газпрому" свободную от долгов компанию. Процедура банкротства изначально была лишь формой сделки, гарантировавшей, что ТНК-ВР получит деньги за актив в результате более-менее справедливой оценки. Выбор подобного способа "продажи" Ковыктинского месторождения был вынужденным: в противном случае ТНК-ВР могла вовсе остаться без компенсации за актив.
Лицензию на Ковыктинское месторождение компания "Русиа Петролеум" получила в 1998 году. Но и через десять лет компания, контрольный пакет в которой получила ТНК-ВР, не начала разработку месторождения в том объеме, в котором намеревалась. В нарушение условий лицензионного соглашения компания добывала на месторождении 33,8 миллиона вместо 9 миллиардов кубометров газа в год, объясняя недобор отсутствием возможностей для экспорта топлива.
ТНК-BP, инвестируя в месторождение, планировала воспользоваться преимуществами от близости Ковыкты к Китаю, поскольку "Газпром", контролирующий единую систему газопроводов, еще несколько лет назад отказался пускать топливо с Ковыкты на экспорт. Нефтяная компания неоднократно предлагала Роснедрам разрешить ситуацию, изменив условия лицензионного соглашения. Но вопрос так и не был решен, и ТНК-BP год за годом не выполняла условия лицензии по Ковыкте.
В результате, в 2007 году ТНК-ВР согласилась продать лицензию на Ковыкту "Газпрому". Стороны, по данным российских СМИ, обсуждали сумму сделки в пределах 700–900 миллионов долларов, но так и не договорились. Все это время Минприроды периодически грозило отозвать лицензию на Ковыкту из-за несоблюдения лицензионного соглашения. Запасы Ковыкты достаточно велики, чтобы можно было объявить месторождение стратегическим, передать в фонд нераспределенных месторождений, а затем - "Газпрому", да еще и без конкурса.
Но отбирать Ковыкту, как выяснилось, никто не собирался. Вице-премьер Игорь Сечин заявил, что "грубой экспроприации" актива не будет, а акционеры российско-британской компании начали публично говорить о своем желании получить компенсацию, по крайней мере, в 1 миллиард долларов, в который они оценили инвестиции в проект.
Вскоре на "Русиа Петролеум" нашелся новый покупатель - холдинг "Роснефтегаз". Этой компании принадлежит 75,16 процента "Роснефти" и 10,74 процента акций "Газпрома", а ее совет директоров, как и совет директоров "Роснефти", возглавляет Сечин. Газета "Коммерсантъ" писала, что акционеры ТНК-ВР обратились в правительство с предложением продать Ковыкту "Роснефтегазу" еще летом 2009 года. Но и эта сделка не состоялась, а в марте 2010 года стало известно, что ТНК-ВР по-прежнему готова продать долю в Ковыктинском месторождении "Газпрому". В нефтяной компании, по словам ее финансового директора Джонатана Мьюира, только и "ждали шагов от другой стороны". Но не дождались.
В мае 2010 года ТНК-ВР, так и не сумевшая добиться от "Газпрома" приемлемых условий продажи месторождения, решила банкротить "дочку", владеющую лицензией на этот участок. "Русиа Петролеум" сама инициировала процедуру банкротства, подав заявление в арбитражный суд Иркутской области после того, как ТНК-ВР – основной кредитор компании – предъявила требования о досрочном погашении части займов, выданных на разработку Ковыкты.
Процедура банкротства "Русиа Петролеум", как ни странно, снизила риск для ТНК-ВР потерять лицензию на Ковыкту, а сама компания получила шанс выручить деньги за свой актив. По законодательству, кредиторы стоят в очереди раньше акционеров. Таким образом, банкротство "Русиа Петролеум" позволило бы ТНК-ВР избавиться от вероятных претензий других акционеров, среди которых "ОГК-3" и администрация Иркутской области. Одновременно процедура банкротства "Русиа Петролеум" оказалась выгодна любому будущему покупателю компании, получившему шанс купить на торгах свободную от долгов фирму. Дело в том, что согласно закону "О недрах", покупателю активов банкрота переходит не только его имущество, но и лицензия.
Покупателем, скорее всего, должен был стать "Газпром", без согласия которого невозможно протянуть трубу к Ковыкте, а лицензия на это месторождение будет "прогорать". Однако российские СМИ не исключали, что претендентом на Ковыкту может стать прямой конкурент газового гиганта. Дело в том, что "Газпром" не планировал начинать поставки с Ковыкты минимум до 2018 года. Соответственно, покупатель должен обладать серьезным политическим весом - достаточным, чтобы заставить "Газпром" заметить Ковыкту.
Помимо "Газпрома", единственным столь же крупным инвестором в российские газовые активы является совладелец трейдера Gunvor Геннадий Тимченко. Бизнесмену принадлежит крупнейший пакет акций "Новатэка", второго после "Газпрома" производителя газа в России. Но "Новатэк" не стал участвовать в торгах по продаже имущества "Русиа Петролеум", а заявки на участие в конкурсе подали только "Газпром" и "Роснефтегаз".
Победил "Газпром". "Лицензия будет переоформлена, и победитель торгов имеет преимущественное право на получение лицензии", - заявил по итогам торгов представитель конкурсного управляющего. Начальная цена активов, позволяющих получить лицензию на Ковыкту, составляла 15,084 миллиарда рублей, но по итогам торгов "Газпром" заплатил за имущество "Русиа Петролеум" 22,3 миллиарда рублей (более 700 миллионов долларов). Представители ТНК-ВР заявили, что удовлетворены тем, как завершился конкурс. Они получили за бесперспективный актив столько, сколько хотели.
Ковыкта досталась "Газпрому" как нельзя вовремя. В 2010 году Россия подписала с Китаем основные условия поставок газа, а конкретные коммерческие контракты будут подписаны, как сообщалось, до середины 2011 года. "Газпром" договаривался об условиях поставки газа в Китай еще с середины 2000-х годов, однако стороны не могли согласовать цену на газ и другие детали контрактов. Газ с Ковыкты, если трубу в Китай все же построят, вполне может стать ресурсной базой "Газпрома" для поставок сырья для растущей экономики соседа.