Причины и следствие По делу о катастрофе "Булгарии" прошли первые аресты

13 июля по делу о крушении теплохода "Булгария" были арестованы генеральный директор компании-субарендатора судна "АргоРечТур" Светлана Инякина и старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Обвинение им пока не предъявлено. Оно будет сформулировано после завершения работ на месте катастрофы.

К катастрофе "Булгарии", число жертв которой, по последним данным, достигло 113 человек, как выяснилось, привело множество нарушений, как технических, так и правовых. Пока эксперты устанавливают причину гибели теплохода, правоохранительные органы ищут ответ на непростой вопрос: почему неисправное судно, арендатор которого не имел лицензии на перевозку пассажиров, вышло в рейс, причем с неизвестным числом людей на борту?

Первым делом следователи попросили суд арестовать тех, кто отвечал за "Булгарию" непосредственно. Компания "АргоРечТур", директором которой является Светлана Инякина, эксплуатировала судно, а старший эксперт камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов 15 июня выдал свидетельство о готовности теплохода к эксплуатации. Высказывались предположения о том, что быстрый арест подозреваемых был связан с опасениями расправы над ними, которую могли устроить родственники погибших.

О возбуждении против Инякиной и Ивашова уголовного дела стало известно 12 июля. Тогда же они были задержаны и уже на другой день суд принял решение об их аресте. Дело против них, по данным "Газеты.ру", возбуждено по статьям 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта) и 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Дело расследует старший следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета Сергей Чернышев. Своей вины Инякина и Ивашов не признают.

Старший эксперт камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов в Вахитовском суде Казани. Фото РИА Новости, Максим Богодвид

Старший эксперт камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов в Вахитовском суде Казани. Фото РИА Новости, Максим Богодвид

Lenta.ru

Предварительная версия катастрофы "Булгарии", по данным прессы, связана с техническим состоянием теплохода, так что Ивашову предстоит ответить на многие вопросы. В прессе публиковалась информация о многочисленных поломках на "Булгарии", происходивших и в предыдущие рейсы. Как пишет "Московский комсомолец", члены экипажа не раз отказывались от рейсов на "Булгарии", опасаясь за свою жизнь.

По информации "МК", дело по статье о нарушении правил эксплуатации морских судов возбуждено также в отношении гражданского мужа Инякиной Андрея Смирнова. В прессе он называется действительным хозяином бизнеса, а Инякина, по этим данным, руководит компанией лишь номинально. По версии "Комсомольской правды", Смирнова, напротив, признали не имеющим отношения к делу, возбужденному против его супруги.

Как пишет "МК", со следователями общался и Александр Елисеев, руководитель туристической фирмы "ИнтурВолга", которая продала билеты на круиз. Впрочем, в сообщении "Интерфакса" ранее подчеркивалось, что "ИнтурВолга", которая приобрела путевки в "АргоРечТуре" и продала их туристам, действовала лишь как агентство, а не как туроператор.

Всем этим обнаруженные нарушения не исчерпываются. Замглавы Ростуризма Евгений Писаревский заявил, что компания "АргоРечТур" осуществляла туроператорскую деятельность незаконно - она не входит в реестр туроператоров России. По словам главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, у "Булгарии" не было санитарного свидетельства, которое необходимо для перевозки пассажиров. Согласно данным, которые приводит "МК", "АргоРечТур" не имело и заключенных договоров с экипажем судна (такие подозрения в прессе высказывались с самого начала).

Картину дополняет то, что экипаж "Булгарии" при выходе в последний рейс, по сведениям "Известий", предоставил диспетчерам ложные сведения, занизив число находившихся на борту людей в десять раз (было заявлено о 20 пассажирах, хотя на самом деле их было около 200, причем сколько именно, до сих пор точно не известно). Если вспомнить, что теплоход отправился в рейс с неисправным левым двигателем, перегруженным, с креном на правый борт, ситуация будет выглядеть еще более странной.

Уголовные дела по статье 270 УК РФ ("Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие") возбуждены также в отношении капитанов судов "Арбат" и "Дунайский-66", которые прошли мимо места катастрофы. Впрочем, капитан второго судна, по последним данным, не остановился по просьбе капитана теплохода "Арабелла", чтобы не мешать (теплоход мог быстрее подойти к месту катастрофы, чем буксир, который тащил баржи). Именно "Арабелла" и спасла большинство из 79 человек, выживших после катастрофы.

Какие-то выводы из произошедшего власть делать пытается. Президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости ужесточить законодательство в области транспорта. Глава МЧС России Сергей Шойгу предложил оборудовать все пассажирские речные суда системами контроля, аналогичными тем, какие устанавливают на самолетах. Принятые после гибели "Булгарии" меры, впрочем, уже не могут скрыть катастрофического состояния, в котором находится пассажирский речной флот страны.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше