В июне президент Венесуэлы Уго Чавес перенес операцию в одной из кубинских клиник. Позже сам глава государства объяснил, что у него был диагностирован рак, правда, какой именно - не уточнил. 16 июля Чавес улетел в Гавану на химиотерапию, предварительно делегировав часть своих полномочий вице-президенту.
О тяжелой болезни 56-летнего Чавеса стало известно еще 11 июня. Как рассказал тогда министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро, утром во время визита президента на Кубу ему сделали операцию по поводу абсцесса в области таза. Источники в президентском окружении подчеркивали, что Чавес перенес операцию хорошо и восстанавливается по плану.
В течение следующей пары недель от Чавеса, большого любителя громко выступать на публике, не было никаких известий. Публика заподозрила неладное. Масло в огонь подливали немногие из оставшихся в Венесуэле либеральных СМИ, которые наперебой стали пророчить Чавесу скорый уход в могилу. Тем временем в интернете о кончине президента Венесуэлы и вовсе стали говорить как о свершившемся факте.
Правительство страны с промедлением, но все же решило развеять опасения народа за жизнь любимого "команданте". 28 июня встревоженным венесуэльцам показали фото и видео, на которых Чавес запечатлен в добром здравии. На одном из роликов венесуэльский лидер прогуливается по улицам Гаваны в компании своего друга и кумира Фиделя Кастро, которого журналисты также преждевременно хоронили несколько лет назад.
30 июня июня слухи о своей смерти окончательно развеял сам виновник переполоха. Президент Венесуэлы выступил с телеобращением, в котором сообщил, что болен раком. Как рассказал Чавес, он перенес две операции, в ходе одной из которых ему удалили раковую опухоль размером с бейсбольный мяч. При этом до сих пор неясно, от рака какого вида страдает Чавес. По неподтвержденным данным, у многолетнего президента Венесуэлы рак толстой кишки.
По мнению экспертов, выбор Кубы в качестве места для лечения обусловлен не только высокой квалификацией местных врачей, но и желанием Чавеса избежать опасной шумихи вокруг своего заболевания. На идеологически близком Острове Свободы Чавесу гарантирована секретность, и даже в случае непредвиденного исхода лечения соратники президента смогут до последнего держать в неведении противников. Известно, что с предложением лечиться в хорошей клинике к Чавесу обратилась президент Бразилии Дилма Руссеф, которая сама некогда страдала от рака. Венесуэльский лидер бразильскую коллегу поблагодарил, но от предложения посетить Бразилию отказался.
На родину Уго Чавес вернулся только 4 июля, то есть спустя почти месяц после госпитализации в Гаване. Одновременно с этим представители администрации президента категорически отвергли версию о раке толстой кишки, подчеркнув, что какой бы опухоль ни была, она уже удалена и жизни президента ничто не угрожает. Однако 14 июля уже сам Чавес объявил, что вскоре будет вновь вынужден оставить свой народ - ради прохождения курса химиотерапии в Гаване.
На следующий день глава государства в специальном письме запросил у Национальной ассамблеи Венесуэлы (парламента страны) разрешение на то, чтобы покинуть страну на время лечения. 16 июля парламент просьбу президента Чавеса удовлетворил. При этом отлучку Чавеса одобрили даже представители оппозиционной Коалиции демократического единства (Mesa de la Unidad Democrática), которые по ходу дела безуспешно пытались добиться для президента статуса "временно нетрудоспособного".
Победа оппозиционеров означала бы, что на время отсутствия главы государства его функции перешли бы к вице-президенту Элиасу Хауа (Elias Jaua). Шаг, очевидно, исключительно популистский, потому как политических последствий в этом быть не могло - Хауа представляет правящую Объединенную социалистическую партию Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV) и поддерживает своего прямого начальника.
Получив разрешение парламента, Чавес созвал экстренное заседание совета министров, на котором объявил о беспрецедентном шаге - впервые за все время своего пребывания у власти он делегировал часть полномочий своим помощникам. Так, на время отсутствия Чавеса вышеназванному вице-президенту Элиасу Хауа было поручено управлять процессом национализации частных компаний, а министру планирования и финансов Хорхе Джордани (Jorge Giordani) - распоряжаться бюджетом. При этом Чавес подчеркнул, что все остальные важнейшие государственные функции будет по-прежнему выполнять сам.
Чуть позже он простился с народом, пообещав во что бы то ни стало побороть болезнь и вернуться на родину посвежевшим и с новыми силами. В ночь на 17 июля президент отбыл на Кубу, где, как он обещал, пробудет "несколько дней". По словам врачей, которые приводят венесуэльские СМИ, метастаз у Чавеса не обнаружено, и есть все основания рассчитывать на удачный исход лечения.
Несмотря на твердое намерение Чавеса вылечиться, оппозиция возлагает большие надежды на постигший ненавистного президента недуг. После безуспешных попыток свергнуть засидевшегося лидера легитимными и не очень легитимными способами противники режима, похоже, смирились с тем, что уйти 56-летний Уго Чавес может только сам. А тяжелое заболевание, требующее изматывающего лечения - чем не повод завершить продолжительную политическую карьеру.
Однако пока что болезнь Уго Чавеса не кажется настолько серьезной, чтобы ему пора было ставить крест на его многолетней борьбе с капиталистами, которую он ведет во главе венесуэльского пролетариата. Президентская администрация исправно подкидывает доказательства его хорошего состояния, да и сам он во время своего последнего выступления перед народом держался бодро и говорил уверенно. На худой конец Чавес может воспользоваться примером Кубы, где из-за старости и болезней Фидель Кастро ушел на пенсию, подготовив себе на замену своего младшего брата Рауля.
Правда, покидать верхушку венесуэльской вертикали власти, которую он единолично оккупировал еще в 1999 года, Чавес пока не стремится. На конец 2012 года в Венесуэле запланированы президентские выборы, и Чавес дал понять, что намерен продлить свое пребывание у власти на очередные шесть лет.