В Москве осужден последний фигурант дел о мошенничестве с камерами видеонаблюдения - бывший замначальника штаба ГУВД Москвы Александр Чумаченко. Он получил условный срок. На самом деле к условным срокам были приговорены почти все люди, которых коснулось это разбирательство. Наиболее сурово наказан бизнесмен, который активно рассказывал о мошенничестве и стремился заключить сделку со следствием. Он получил 4,5 года колонии.
Несколько лет назад власти Москвы признали, что система видеонаблюдения в городе действует плохо. В 2008 году мэр столицы Юрий Лужков заявил, что с помощью камер видеонаблюдения раскрывается всего один процент правонарушений. В 2009 году глава московского управления Следственного комитета (тогда еще при прокуратуре РФ) Анатолий Багмет выступил с жалобами на неэффективность камер.
В результате правоохранительные органы устроили масштабную проверку. Впрочем, очень скоро оказалось, что внимание проверяющих по сути обращено лишь на одного подрядчика - группу компаний "Строймонтажсервис", обслуживающую камеры в нескольких округах. В этой организации было много загадочного - в частности, ею фактически руководил некий Дмитрий Кудрявцев, официальный статус которого был неизвестен. Также под контролем Кудрявцева находились фирмы "Элитстрой" и "Оптические волокна".
В декабре 2009 года в СМИ начали просачиваться сведения о том, что Кудрявцеву грозит уголовное дело. В январе 2010 года о возбуждении дела было объявлено официально. Предпринимателя арестовали. Поначалу дело обещало стать очень громким.
Сообщалось, что "Строймонтажсервис" не имел специалистов и технических возможностей для обеспечения видеонаблюдения. Организация выходила из этой щекотливой ситуации очень просто - она использовала в качестве бутафории сломанные камеры, а вместо настоящих кадров наблюдения предоставляла властям заранее отснятые материалы. Количество неисправных камер в обслуживаемых компанией округах составляло примерно половину, а в некоторых районах приближалось к ста процентам. Кроме того, специалисты "Элитстроя" по приказу Кудрявцева внедрили вирус в компьютеры фирмы "Видеофон МВ", конкурирующей со "Строймонтажсервисом". В результате камеры фирмы стали отключаться перед каждой проверкой.
Уже тогда возникали вопросы - если во всем виноват Кудрявцев, то почему видеонаблюдение было неэффективным во всей Москве, а не только в округах, где работал "Строймонтажсервис". Более того, впоследствии выяснилось, что организация начала работать только в июне 2009 года. То есть претензии Лужкова, высказанные в 2008 году, точно не могли относиться к "Строймонтажсервису". Тем не менее, версия следствия была очень стройной и яркой. И заявления Кудрявцева о том, что возбуждение дела - происки конкурентов, никого не убедили в его невиновности.
Постепенно интерес общественности к делу начал затухать. Когда в августе 2010 года Кудрявцева освободили под залог, этого уже почти никто не заметил. Однако сам бизнесмен, по сведениям агентства "Росбалт", отнюдь не был удовлетворен забвением. Агентство сообщает, что Кудрявцев вдруг начал активно сотрудничать со следствием. Он рассказал, что еще в 2004-2005 годах при внедрении программного обеспечения был предусмотрен специальный "манипулятор" для имитации работы неисправных камер. Также бизнесмен сообщил об откатах в размере от 100 тысяч до 5 миллионов рублей ежемесячно (в зависимости от ранга чиновника).
Кудрявцев добивался, чтобы ему за сотрудничество со следствием снизили наказание, а в отношении чиновников, против которых он дал показания, возбудили дела. Однако в реальности следователи отказались заключить сделку с бизнесменом, а дела были возбуждены лишь в отношении бывшего заведующего сектором инфраструктурных проектов Управления информатизации Москвы Виталия Гливинского и заместителя начальника штаба ГУВД Москвы Александра Чумаченко. Последний вскоре уволился из милиции (еще до начала переаттестации милиционеров в полицейских).
В марте 2011 года Кудрявцева признали виновным в мошенничестве и приговорили к 4,5 годам колонии и штрафу в размере 450 тысяч рублей. Суд признал его виновным в незаконном получении из бюджета более 19 миллионов рублей. Одновременно были приговорены к условным срокам сотрудники "Элитстроя" Валерий Гончаренко, Денис Закидин и Рустам Кручев. С них взыскали штрафы по 50 тысяч рублей. Было установлено, что именно они внедрили вирус в компьютеры "Видеофона МВ".
Той же весной был вынесен приговор Гливинскому. Он, как и компьютерщики, получил условный срок, хотя был признан виновным в пяти эпизодах получения взяток. А в июле вынесли приговор по делу, косвенно связанному с делом Кудрявцева - два года колонии получил следователь Виталий Акимов, вымогавший у бизнесмена взятку за закрытие дела. Сообщники Акимова Дмитрий Беляков и Леонид Шишкин получили соответственно 1,5 года и один год девять месяцев колонии.
Ну а 23 сентября суд вынес приговор последнему фигуранту этой истории - Чумаченко. Сначала его также подозревали во взяточничестве, но доказать это не удалось. В итоге суд согласился лишь с тем, что Чумаченко закрывал глаза на мошенничество в обмен на определенные услуги. Кудрявцев за свой счет организовал работы по сносу дома Чумаченко в подмосковной Балашихе, а также подготовку участка к новому строительству. Это обошлось бизнесмену примерно в 300 тысяч рублей. Суд расценил данную сделку как злоупотребление полномочиями со стороны Чумаченко. Его также приговорили к двум годам условного срока.
Приговор, который, по всей видимости, станет последним в этом разбирательстве, был вынесен без особого шума. В пятницу, 23 сентября, о нем сообщили лишь некоторые СМИ, а официально о нем было объявлено лишь в понедельник, 26 сентября.
Тем временем 13 сентября на заседании правительства Москвы была принята программа "Безопасный город" на 2012-2016 годы. На реализацию программы планируется потратить 192 миллиарда рублей. По данным газеты "Коммерсантъ", мэр Москвы Сергей Собянин еще в июле, представляя проект "Безопасного города", заявил, что в столице в последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня преступности, а программа должна "сохранить эти тенденции и сделать их необратимыми". Глава департамента региональной безопасности Москвы Валерий Кадацкий добавил: "Мы проведем глубокую модернизацию системы видеонаблюдения, чтобы с января 2012 года было возможно получать в автоматизированном варианте информацию с любых видеокамер и доводить ее до любого полицейского".