Mass Effect 3 давно считалась одной из наиболее ожидаемых игр 2011 года. Мало того, что она должна была стать последней историей про коммандера Шепарда и его боевых товарищей (а они геймерам стали как родные за пять лет, которые прошли с первой части игры), так в игре еще должны были появиться ответы на Главные Вопросы о Жизни, Вселенной и Всяком Таком - то есть о Жнецах и их происхождении и о том, почему вообще все так получилось. Во всяком случае, так обещали разработчики в многочисленных интервью, которые они раздавали до релиза игры.
6 марта игра появилась в магазинах и побила рекорды первых двух частей: ME3 продавалась лучше, чем обе они, вместе взятые. Только в США за первые сутки были куплены более 900 тысяч копий, а чуть позже издательство Electronic Arts похвасталось тем, что всего оно отгрузило в магазины 3,5 миллиона дисков.
Игроки, дорвавшиеся наконец до третьей части, немедленно сели ее проходить. А сразу после финальных титров (а кое-кто и пораньше) испытали жестокое разочарование и поняли, что игра заканчивается как-то не так. Во всяком случае, об этом свидетельствует появившаяся уже 8 марта на форуме BioWare петиция, в которой пользователи слезно попросили добавить в игру еще один вариант финала (с помощью патча или дополнения) и даже написали, что именно в этом финале должно быть.
Примечательно, что еще за день до релиза один из пользователей BioWare создал опрос на тему того, понравилась ли другим геймерам развязка игры или нет. К 11 марта в нем приняли участие более 14 тысяч человек, и 86 процентов из них сказали финалу, который должен был стать вершиной всей трилогии, однозначное “нет”.
Голосованием и петицией на форуме недовольные геймеры, впрочем, не ограничились. Они быстро соорудили движение под названием Retake Mass Effect 3: создали аккаунты в фейсбуке и твиттере. Как было написано на странице в Facebook, цель движения - дать BioWare понять, что, создав финал таким, какой он есть, студия совершила роковую ошибку. Мол, из-за этого все клиенты распуганы и плачут, а в будущем они наверняка обидятся на BioWare и не будут покупать ее игры, что дурно повлияет на ее бизнес. Так что давайте, дорогие разработчики, срочно придумайте нам что-нибудь поинтересней.
Но “лайки” и ретвиты сами по себе пользователей удовлетворяли мало. Им нужен был диалог с кем-нибудь конкретным, кто представляет студию BioWare и имеет самое прямое отношение к Mass Effect. Поэтому они немедленно начали писать разработчикам во все доступные социальные сети и задавать вопросы о том, почему так случилось и кто во всем виноват. Одним из первых им попался Дрю Карпишин, сценарист первых двух частей франшизы. На все вопросы он отвечал примерно одинаково: извините, ребята, я больше не работаю в BioWare, я не писал сценарий к Mass Effect 3 и более того, я в него еще не играл. Ничем помочь не могу.
Попутно Карпишин развеял популярную теорию о том, что изначально у BioWare был идеальный финал, который он придумал (там в центре сюжета было то, что Жнецы пытаются спасти вселенную от последствий использования так называемой “темной материи”, из-за использования которой звезды стареют слишком быстро), но потом студия по какой-то загадочной причине отказалась от этого варианта. Сценарист объяснил, что такая развязка была лишь одной из тех, которую рассматривали разработчики, так что теорию заговора тут искать бесполезно.
Сами разработчики при этом ответили фанатам лишь через неделю после релиза игры - 13 марта. Тогда Кейси Хадсон, директор и исполнительный продюсер Mass Effect 3, рассказал в интервью, что он думает о реакции фанатов. По его словам выходило, что финал игры должен был оставить некоторую недосказанность, что позволило бы игрокам обсуждать его в течение долгого времени. Он добавил, что разработчики сейчас делают некий дополнительный контент как к мультиплееру, так и к одиночной кампании, и дальше будет только интересней. Кроме этого Хадсон мягко напомнил, что мнение геймеров уже в достаточной степени повлияло на развитие событий во вселенной Mass Effect.
Но его выступление не успокоило разгневанных пользователей, а скорее ухудшило ситуацию. Для одних его слова стали доказательством того, что развязку Mass Effect 3 специально сделали непонятной, “чтобы все о ней говорили”. Вторые оптимистично решили, что Хадсон обещает дополнительный финал - но тут внезапно вскрылись новые факты.
Журналист Джеф Кейли выпустил приложение The Final Hours of Mass Effect 3, в котором содержались закулисные подробности о разработке игры и интервью с сотрудниками студии. Среди прочего там выяснились две любопытные подробности. Первая из них разочаровала всех, кто решил, что Кейси Хадсон обещает новый финал: в раннем интервью он говорил, что все события во всех DLC к игре будут разворачиваться до или в то же время, что и ее основной сюжет, то есть запланированное дополнение к Mass Effect 3 никак не может быть еще одним вариантом развязки.
А вторая, еще более интересная, свидетельствовала о том, что практически до конца 2011 года о том, как именно закончится игра, не знали и сами разработчики. По данным Кейли, запись одного из финальных диалогов в игре пришлось перенести с августа на ноябрь, чтобы позволить сценаристам доработать сюжет. Кроме этого студия до последнего надеялась ввести еще один финал (в котором главный герой оказывался бы порабощен Жнецами), однако его пришлось отменить из-за технических сложностей.
После этого обсуждение развязки игры стало еще более бурным, что вынудило BioWare обратиться к пользователям напрямую. Крис Пристли написал на форуме, что студия внимательно слушает всех, кому есть что сказать об игре, но пока хранит молчание. Мы, мол, не хотим раскрыть все карты и тем испортить удовольствие тем, кто Mass Effect 3 еще не прошел. Так что давайте подождем, пока они тоже закончат играть, и тогда уже обо всем поговорим.
Любопытно, что в той же записи представитель BioWare предложил пользователям форума вспомнить “любимые моменты” из игры, и получил кучу ответов в духе “все до последних пяти минут”.
Выступление Пристли не удовлетворило тех, кто отдал свои кровные за игру в надежде, что там будет хэппи-энд и ответы на все вопросы. И у одного из таких фанатов лопнуло терпение. Он решил, что BioWare сначала нахально его обманула (обещала одно, а продала совсем другое), а теперь отказывается принимать претензии и пытается отговориться от всех недовольных. Поэтому единственное оставшееся у него средство - обратиться к властям США, которые, конечно, должны защитить его права как потребителя. Правда, как отреагировали на его просьбу собственно власти (в лице Федеральной торговой комиссии, куда он и написал), осталось неизвестным.
Но пользователей, которые захотели бы привлечь к конфликту властей, оказалось немного. Остальные предпочли заняться более продуктивным делом: писать негодующие записи на форумах и в бложиках, а также придумывать конспирологические теории о том, что же на самом деле произошло в конце игры (или не произошло, или случилось, но было полностью бессмысленным).
И когда, казалось, от обсуждений и народного гнева стало совсем некуда деться, BioWare совершила неожиданный ход. На ее сайте появилось открытое письмо от самого Рэя Музыки (одного из основателей студии). Он сначала рассказал, что гордится командой игры и считает Mass Effect 3 лучшим творением BioWare, а затем в обтекаемых выражениях поведал, что негодующие пользователи добились того, чего хотели. И пообещал в апреле сделать подробный анонс “дополнительного контента”, который поможет все прояснить. Мол, Кейси Хадсон и его команда внимательно проанализировали все, что фанаты говорили, и взялись за работу.
Впрочем, радости всем геймерам эта новость не принесла. В то время как одни начали ликовать по поводу "победы над системой", другие внезапно вспомнили, что развязка, которая должна прийтись всем по вкусу, вряд ли будет лучше той, которая есть сейчас.
И если BioWare действительно делает новый финал, который должен угодить всем недовольным пользователям, то стоит готовиться к худшему. Ведь он может оказаться каким угодно. Например, таким.