Исполком Российского футбольного союза (РФС) на заседании 4 июля принял решение смягчить лимит на легионеров в премьер-лиге. Теперь вместо шести иностранных игроков на поле можно выпустить семь, при этом футболисты из стран СНГ легионерами считаться не будут. Это означает, что при желании клубы смогут полностью отказаться от российских игроков в основном составе. Сами клубы отреагировали на решение РФС по-разному.
В последние годы лимит на легионеров только ужесточался. Оба бывших президента РФС - и Виталий Мутко, и сменивший его Сергей Фурсенко - последовательно выступали за сокращение числа иностранных футболистов в премьер-лиге. Предполагалось, что благодаря лимиту россияне получат больше игровой практики в клубах и это поможет национальной сборной, которая, по замыслу Фурсенко, на Евро-2012 должна была выйти в финал, а на домашнем чемпионате мира 2018 года выиграть золото.
Помог ли лимит на легионеров главной команде страны, сказать сложно, да и вообще такие выводы делать пока преждевременно. Ведь в первую очередь лимит был направлен на поддержку молодых игроков, а при Дике Адвокате они в сборную России почти не попадали.
Другие последствия лимита более очевидны: цены на российских игроков, как и их зарплаты, взлетели до уровня, значительно превосходящего уровень игры этих футболистов. Клубы оказались вынуждены платить втридорога за игроков, основным достоинством которых был российский паспорт, а вовсе не скорость, ловкость обращения с мячом или голевое чутье.
После введения в 2009 году правила "6+5" (шесть легионеров плюс пять россиян) сильнейшие клубы страны решали возникшие перед ними трудности по-разному.
ЦСКА, первоначально выступавший за введение лимита, сделал ставку на вратаря Игоря Акинфеева и четверку российских защитников, трое из которых (Сергей Игнашевич и братья Березуцкие) выступают за клуб давно. Когда возраст Игнашевича и Березуцких приблизился к критическому, ЦСКА стал противником лимита на легионеров. Президент этого клуба Евгений Гинер предлагал даже не смягчить лимит, а вообще от него отказаться.
"Зенит" несколько лет просто скупал лучших футболистов с российскими паспортами, не беспокоясь об их стоимости. В результате переход нападающего "Рубина" Александра Бухарова, по слухам, обошелся питерцам чуть ли не в 20 миллионов долларов, причем игроком основного состава форвард так и не стал. Сейчас ключевые игроки "Зенита" - вратарь Вячеслав Малафеев, полузащитники Константин Зырянов и Роман Широков, форвард Александр Кержаков - уже не молоды, и найти им замену среди российских игроков можно только за неадекватные деньги. Которые, похоже, надоело тратить даже "Зениту" - этот клуб поддержал смягчение лимита.
"Спартак", поначалу выступавший противником лимита, с годами смирился с требованиями регламента. Валерий Карпин, работавший главным тренером команды, стал чаще подключать к основному составу молодых игроков. Капитаном команды стал Сергей Паршивлюк, в основе заиграли Артем Дзюба, Сергей Брызгалов, Евгений Макеев и братья Комбаровы. В итоге руководство "Спартака" стало поддерживать лимит на легионеров, но во время решающего голосования в РФС оказалось в меньшинстве.
Дискуссии о том, что лимит, возможно, следует смягчить, инициировались многократно, однако менять правила перед началом сезона-2012/13 не собирались. До отставки Фурсенко.
4 июля Фурсенко выступил на заседании исполкома РФС. Глава организации попросил прощения за неудачное выступление сборной России на Евро-2012 и озвучил просьбу об отставке, которую исполком удовлетворил. После этого Фурсенко покинул заседание, а все дальнейшие решения принимались без него.
Инициаторами изменений стали ЦСКА и махачкалинский "Анжи", сильно страдавший от лимита, не позволявшего ему купить в компанию к Роберто Карлосу еще с десяток ветеранов мирового футбола, чтобы выпустить их на поле всех одновременно. Учитывая, что контракт следующего тренера сборной России, вполне возможно, будет финансировать владелец "Анжи" Сулейман Керимов, мнение этого клуба в РФС стало достаточно весомым.
За смягчение лимита на легионеров проголосовали 19 членов исполкома. Против высказались семь человек. Новое правило "7+4" утвердили до 2017 года.
В голосовании по вопросу о лимите принимали участие депутат Государственной Думы Дмитрий Саблин, президент межрегиональной общественной организации "Федерация футбола "Золотое Кольцо" Александр Державин, член Совета Федерации Виктор Озеров и другие люди, которые клубным футболом не занимаются. Так что, хотя некоторые клубы действительно хотели смягчить лимит, решение фактически было принято не представителями команд, а людьми, не имеющими отношения к премьер-лиге.
По мнению сторонников смягчения лимита, эта мера повысит конкуренцию за место в составе, поможет сбить цены на игроков с российским паспортом и поднимет уровень игры клубов в целом. Противники смягчения лимита назвали решение исполкома РФС "беспределом" и "катастрофой". По мнению Карпина, менять правила игры незадолго до старта чемпионата страны нельзя. "У нас, получается, не цивилизованная, а африканская страна", - заявил гендиректор "Спартака".
5 июля с критикой решения исполкома выступил Мутко. Министр заявил, что смягчение лимита "не учитывает интересы государства". Критику Мутко вызвало и принятие решения в отсутствие у РФС руководителя. По словам министра, члены исполкома изменили лимит "подпольно". Впрочем, Мутко выразил уверенность, что "они точно так же вернут все обратно".
Вполне возможно, что Мутко действительно удастся убедить молчаливых представителей региональных футбольных организаций и членов "Единой России", которые реально принимают решения в РФС, проголосовать за нововведение, прямо противоположное тому, которое они поддержали на заседании исполкома.
Но раньше 3 сентября, когда состоится конференция РФС (на ней выберут президента организации), вернуть лимит не удастся ни Мутко, ни Путину, ни старику Хоттабычу. Получается, что сезон-2012/13, который стартует 20 июля, клубы российской премьер-лиги проведут по новым правилам.