Кандидат в президенты США от республиканцев Митт Ромни завершил международное турне, в ходе которого посетил Великобританию, Израиль и Польшу. Итоги путешествия эксперты оценивают неоднозначно. Внимание в первую очередь привлек ряд явных ошибок, которые Ромни совершил в ходе путешествия.
Поездка эта, безусловно, замышлялась Миттом Ромни и его избирательным штабом как способ продемонстрировать готовность кандидата выполнять одну из ключевых президентских функций - встречаться с мировыми лидерами и проводить с ними переговоры. Для Ромни это особенно важно, ведь опыта внешнеполитической деятельности у него нет, на что не перестает обращать внимание предвыборный штаб Барака Обамы. Общаясь с мировыми лидерами, Ромни уже на этом этапе должен был выглядеть как президент.
Задуман вояж был с размахом. В Великобритании Ромни планировал встретиться в премьер-министром Дэвидом Кэмероном и другими политиками, в Израиле ему предстояло провести переговоры с премьером Биньямином Нетаниягу, в Польше - с руководством этой страны. Казалось бы, особых затруднений такая поездка создать не могла. Никаких постов Ромни не занимает, за внешнюю политику США не отвечает, поэтому все переговоры и встречи он мог проводить в свое удовольствие, ничего не требуя и не выторговывая. В общем, беды ничто не предвещало.
Однако все оказалось не так просто. Сначала Ромни должен был опровергать заявление своих помощников о том, что он лучше, чем Обама, понимает общее для США и Великобритании англосаксонское наследие. Заявление неназванных помощников отдавало расизмом (отец Обамы - кениец), однако Ромни вовремя его дезавуировал. Но дальше дела пошли хуже. Приехав в Великобританию, Ромни поставил под сомнение ее готовность к проведению Олимпиады. В интервью NBC он вспомнил о скандале с нехваткой охранников, которым предстояло обеспечивать безопасность спортсменов, а также о том, что накануне Олимпиады британские пограничники грозили объявить забастовку.
Митт Ромни будет официально выдвинут кандидатом в президенты от республиканцев на партийном съезде в августе. В настоящее время его рейтинг в стране в целом немного ниже, чем у Барака Обамы. Кроме того, Ромни уступает Обаме в ряде ключевых штатов. Главный упор в избирательной кампании Ромни сделал на свой предпринимательский опыт. Он утверждает, что этот опыт позволит ему улучшить ситуацию в экономике страны. Президентские выборы пройдут в США 6 ноября 2012 года.
В общем-то, Ромни был прав. Все проблемы, о которых он упоминал, существовали в действительности (а были еще и другие, бастовать собирались и лондонские таксисты). Как человек, который успешно провел Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити в 2002 году, Ромни не мог всего этого не заметить. Однако делать подобные заявления в ходе нынешней поездки в гости к хозяевам Олимпиады вряд ли стоило - британская пресса после такой критики начала нападать на него с необычной силой.
Дальше всех пошел желтый таблоид The Sun, статья в котором вышла с заголовком, который примерно можно перевести как "Митт - дурак" ('Mitt the twit', в данном случае имела место игра слов, поскольку 'twit' означает еще и "упрек"). На слова Ромни отреагировал и премьер-министр Кэмерон. Он заявил, что нынешняя Олимпиада проводится в одном из самых загруженных городов мира. "Конечно, легче проводить Олимпийские игры у черта на куличках", - отметил Кэмерон, явно имея в виду Солт-Лейк-Сити. Мэр Лондона Борис Джонсон решил не оставаться в стороне. "Есть там парень по имени Митт Ромни, который хочет знать, готовы ли мы [к Олимпиаде]", - говорил он перед тысячами лондонцев. Ромни поспешил заверить британцев, что верит в успех игр, однако, как говорится, осадок остался.
Этим в Великобритании неудачи кандидата в президенты от республиканцев не ограничились. Во время его встречи с лидером оппозиционеров-лейбористов Эдвардом Милибэндом создалось впечатление, что Ромни забыл его имя. Экс-губернатор Массачусетса назвал Милибэнда, стоявшего рядом, "мистер лидер". Вдобавок ко всему, Ромни рассказал журналистам, что встречался еще и с главой британской разведки MI6. Выяснилось, что говорить о таких встречах в Великобритании не принято.
В Израиле дела пошли лучше. Ставки тут были особенно высоки. Речь шла, конечно, не о самом Израиле, а о том, за кого будут голосовать и чью компанию спонсировать американские евреи. До сих пор симпатии большинства из них были на стороне Обамы, однако за время его президентства отношения США с Израилем немного охладились, чем и решил воспользоваться Ромни. Большое внимание привлекло заявление его советника по вопросам внешней политики и безопасности Дэна Сенора (Dan Senor) о том, что Ромни в случае избрания президентом "с уважением отнесется" к решению Израиля нанести удар по Ирану. Заявление значимое, если учесть, что администрация Обамы, напротив, всеми силами стремится удержать Израиль от такого шага (Вашингтон даже обвиняли в преднамеренном разглашении информации об израильских военных планах). Однако в интервью CBS News, когда его попросили пояснить слова помощника, Ромни заявил лишь, что уважает право Израиля на самооборону.
Зато громко и недвусмысленно прозвучало заявление Ромни, в котором он назвал Иерусалим столицей Израиля. США, как и другие страны (в отличие, разумеется, от самих израильтян), официально Иерусалим столицей не признают. На восточную часть города претендуют и Израиль, и палестинцы, вопрос это непростой. Нынешние слова Ромни, безусловно, помогут ему заручиться поддержкой большой части израильтян и американских евреев, однако удастся ли ему привлечь на свою сторону значимую часть этого электората в США на нынешних выборах, пока неясно. Стоит, однако, вспомнить, что во время избирательной кампании 2008 года Обама тоже называл Иерусалим столицей Израиля, но, став президентом, политику США в этом вопросе не изменил.
Впрочем, и в Израиле у Ромни не обошлось без ошибок. Сравнивая благосостояние этой страны с бедностью Палестинской автономии, будущий кандидат в президенты США заявил, что доход на душу населения в последней составляет примерно 10 тысяч долларов в год. На самом деле он не превышает трех тысяч. В оценке израильского ВВП на душу населения Ромни тоже ошибся, хоть и не так сильно (по его словам, он равен 21 тысяче долларов, в то время как в действительности - около 30 тысяч). Причем и тут Ромни не избежал обвинений, поскольку связал разницу в экономическом благополучии израильтян и палестинцев с различиями их культурных укладов. Помощник главы палестинской администрации Махмуда Аббаса Саеб Эрекат назвал это заявление "расистским".
Наконец, в Польше Ромни вроде бы улыбнулась удача. Неожиданную поддержку он получил от бывшего президента этой страны, лауреата Нобелевской премии мира Леха Валенсы. "Желаю вам успеха, поскольку этот успех необходим Соединенным Штатам, конечно, но и Европе и остальному миру тоже", - заявил Валенса. Впечатление от польской части турне, впрочем, испортил помощник Ромни Рик Горка (Rick Gorka). Отбиваясь от назойливых журналистов, он обругал двух из них, хотя затем и принес извинения.
В общем, турне Ромни не идет в сравнение с подобной поездкой Обамы, которую тот предпринял в 2008 году, будучи кандидатом в президенты. Взять хотя бы выступление Обамы перед 200-тысячной толпой в Берлине. Оно и понятно. Обама предлагал новое видение американской внешней политики, которое радикально отличалось от позиции тогдашнего президента Джорджа Буша. А Ромни ничего особо нового не предложил. Напротив, появилось опасение, что он воскресит внешнюю политику времен Буша-младшего.
Необходимо, впрочем, отметить, что простые американские избиратели внешней политикой интересуются мало. В ходе нынешней кампании, как обычно, основное внимание привлечено не к ней, а к состоянию экономики. Именно экономика, а вовсе не внешняя политика - главный козырь Ромни. Ведь администрация Обамы чуда не совершила: с безработицей не справилась, госдолг увеличила. О том, что там сказал Ромни по поводу палестинцев или Олимпийских игр, подавляющее число американских избирателей к 6 ноября забудут, если вообще об этом услышат. Правда, это обстоятельство все равно не гарантирует ему успеха на выборах.