Ушедший год запомнился Рунету крупными сделками, взломом Twitter премьер-министра и неоднозначными законопроектами. «Лента.ру» выбрала наиболее важные для российского сегмента интернета события.
«ВКонтакте» против «Одноклассников»
В декабре по СМИ распространилась информация о том, что впервые с 2008 года соцсеть «Одноклассники» обогнала своего главного конкурента «ВКонтакте» по десктопным пользователям: 61,1 миллиона против 57,6 миллиона. Данные были получены от аналитической компании comScore.
Пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин не согласился с результатами исследования. «Человечество высадило летательный аппарат на комету, марсоход NASA колесит по Красной планете, comScore по-прежнему не умеет считать мобильный трафик», — написал он на своей странице. Арсен Исрапилов, директор по маркетингу и развитию бизнеса соцсети ОК.ru, объяснил «Ленте.ру», что «Одноклассники» вышли вперед благодаря многим доработкам в области функциональности, дизайна и интерфейса веб-версии. «ВКонтакте» настаивали на некорректности методики comScore.
В итоге comScore вернула «ВКонтакте» первенство, пересмотрев свои результаты. Таким образом, соцсеть, созданная Дуровым, остается самой крупной и популярной в РФ.
Дуров, прощай
Громкой новостью стал уход Павла Дурова из «ВКонтакте». На самом деле это не выглядит такой уж неожиданностью, если учесть, что основатель и бывший гендиректор соцсети продал свою долю в компании.
Свое решение Дуров объяснил требованием ФСБ выдать личные данные администраторов групп, посвященных акциям протеста на майдане Незалежности в Киеве. Неповиновение властям заставило Дурова уйти с поста гендиректора «ВКонтакте» и покинуть страну.
Предприниматель времени даром не терял и полностью сфокусировался на своем мессенджере Telegram, который достиг в ноябре миллиарда отправленных сообщений в сутки.
Интернет-гиганты сходили за покупками
В этом году произошло одно из самых значимых событий в интернет-индустрии: Mail.ru Group выкупила оставшиеся 48,01 процента «ВКонтакте» за 1,47 миллиарда долларов и стала ее единственным владельцем. Сейчас у компании в собственности три соцсети (помимо «ВКонтакте», еще «Мой мир» и «Одноклассники»). Последовали кадровые перестановки: на пост гендиректора «ВКонтакте» был назначен сын главы ВГТРК Борис Добродеев, а часть топ-менеджмента соцсети ушла в интернет-корпорацию. Mail.ru поспешила заверить, что для пользователей все останется по-прежнему и соцсеть будет функционировать как полностью независимая компания.
Другое заметное приобретение Mail.ru — приложение Maps.Me. Благодаря этой сделке популярный картографический сервис теперь доступен бесплатно.
«Яндекс» также пополнил свое портфолио несколькими компаниями. Так, поисковик продолжил поглощать тематические порталы и вслед за «Кинопоиском», купленным в 2013 году, приобрел портал для автомобилистов Auto.ru. Сумма сделки оценивается в 175 миллионов долларов. Контент, интегрируемый специализированными сервисами, может помочь «Яндексу» в развитии семантического поиска, цель которого — давать пользователю в ответ на запрос конкретные результаты и рекомендации. А в конце года «Яндекс» купил компанию «Метабар» — разработчика сервиса «Советник» по анализу цен в интернет-магазинах.
Взломы и утечки
2014 год не раз продемонстрировал, насколько ненадежна защита аккаунтов в интернете. Даже у первых лиц: 14 августа Рунет потрясли сообщения об отставке премьер-министра Дмитрия Медведева из-за «стыдных действий правительства», его решении стать свободным фотографом и заявлении «Вова! Ты не прав!» Оказалось, что неизвестные взломали официальную страницу главы правительства в Twitter. Менее чем за час пресс-служба заботливо удалила все твиты «лже-Дмитрия», однако шустрые пользователи успели заскриншотить их шуточки, чтобы потом обсуждать весь день этот казус в соцсетях.
Не успел утихнуть скандал вокруг взлома iCloud с фотографиями обнаженных звезд в начале сентября, как и у нас случился очередной инцидент с кибербезопасностью: в сеть выложили пароли миллионов пользователей почтовых сервисов. Пострадали все популярные почтовые клиенты, используемые в России: «Яндекс.Почта», «Почта.Mail.ru» и Gmail. В итоге сети «Вконтакте» по результатам проверки базы почтовых адресов, попавших в сеть, пришлось заморозить 226 тысяч аккаунтов. Российские компании поспешили заверить своих пользователей, что их системы безопасности не были скомпрометированы, а кража данных произошла, вероятнее всего, из-за фишинга (получение информации у пользователей мошенническим путем) и троянских программ.
Интернет и закон
2014-й — год закручивания гаек в области интернет-законодательства. Так, нижняя палата обязала блогеров регистрироваться в Роскомнадзоре и нести ответственность за размещаемый контент как СМИ. Соответствующий закон вступил в силу 1 августа, и в реестр уже внесено более 300 человек, на подступах — еще около 200 блогеров.
Другой занимательный документ, вызвавший много критики как пользователей, так и интернет-компаний, — закон «О персональных данных», обязывающий интернет-компании, соцсети и прочих провайдеров, занимающихся бизнесом в нашей стране, хранить данные российских граждан только на территории РФ. Закон должен был вступить в действие 1 января 2016 года, потом парламентарии передумали и изменили дату на 1 января 2015 года. Игроки рынка возмутились: они просто физически не успели бы перевести свои серверы в Россию. В декабре Госдума приняла в окончательном чтении поправки о вступлении в силу закона с 1 сентября 2015 года.
Кроме того, в составе «антитеррористического пакета» были приняты поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Теперь интернет-компании должны хранить данные об активности пользователей (электронная почта, мессенджеры, IP-телефония, соцсети) в течение полугода.
Год под знаком Роскомнадзора
Озабоченность государства проблемой терроризма также породила досудебную блокировку сайтов, призывающих к экстремизму и массовым беспорядкам, действующую с февраля минувшего года. Ранее до рассмотрения дела в суде Роскомнадзор мог ограничивать доступ только к ресурсам с детской порнографией, наркотиками и суицидом. В рамках так называемого «закона о блокировке экстремистских сайтов» ведомство в марте заблокировало три ресурса — Грани.ру, Каспаров.ру, «Ежедневный журнал», а также блоги Алексея Навального в «Живом Журнале» и на сайте «Эхо Москвы». А в реестр сайтов с запрещенной информацией на сегодняшний момент внесено более 46 тысяч ссылок.
Также Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры РФ заблокировал страницу сторонников Навального в Facebook. Причина — призывы к несанкционированным массовым акциям, размещенные на ресурсе. Ограничение доступа коснулось не только иностранной соцсети, но и страниц в ЖЖ и других сайтов о народном сходе, которые пытались запустить взамен закрытой. Инцидент принял международную огласку: «потакание» Facebook российским властям осудил бывший посол США в РФ Майкл Макфол, а о блокировке написали The Guardian, The Telegraph, The Washington Post, также раскритиковавшие сотрудничество американской компании с российским регулятором. Дуров подлил масла в огонь, заявив: «У Facebook нет ни характера, ни принципов».
Охота на пиратов продолжилась
Режиссер Никита Михалков, как известно, любит осваивать интернет (даже завел видеоблог под оригинальным псевдонимом). Но в этот раз его инициатива отнюдь не такая шуточная: мэтр предложил ввести понятие так называемой «глобальной лицензии» на неограниченное использование произведений, размещенных в интернете. Любой пользователь интернета, заключая договор с интернет-провайдером на услуги доступа к сети, будет давать согласие на получение такой лицензии. А глава Российского союза правообладателей Сергей Федотов даже предложил конкретную сумму: 300 рублей в год с каждого интернет-пользователя. Интернет-компании выступили со шквалом критики и написали письмо Путину о вреде законопроекта Михалкова.
В ушедшем году приняты поправки, расширяющие действие антипиратского закона. Так, с 1 мая 2015 года власти в досудебном порядке смогут блокировать доступ к сайтам с «пиратскими» копиями на книги, музыку и программы (раньше закон говорил только о фильмах и сериалах). Блокировка может привести к закрытию сайта навсегда, если правообладатель дважды выиграет судебный процесс против одного и того же ресурса.
2014 год был богат на события в российской интернет-индустрии. Прежде всего — за счет разных скандалов и усиления вмешательства государства в дела игроков рынка и пользователей. Все это свидетельствует о том, что интернет как политический инструмент только укрепляет свои позиции.